Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
БОФ: дискуссия о болевых точках
eurekanext

Время от времени нужно сделать остановку, оглядеться, поговорить с друзьями и оппонентами, чтобы понять – а куда мы движемся?
У нас, в образовательном сообществе, есть несколько таких событий, во время которых удается и общаться в свое удовольствие, и серьезно обсудить происходящее.
«Эврика» собирается на свои традиционные сборы с 1985 года – первые встречи были в редакции «Учительской газеты», потом начались сборы в регионах, теперь – два раза в год, в ноябре и апреле, в Москве. На «Эврике» собираются люди с инновационными взглядами на жизнь и школу.
Есть ежегодная апрельская площадка в Красноярске – там в основном говорят о психологии развития.
Есть площадка «Первого сентября» – уроки и обмен передовым учительским опытом, распространение педагогики сотрудничества.
И вот уже четвертый год на Байкале собираются управленцы и лидеры образовательных проектов – обсуждать ход модернизации образования.
Мне кажется, что самый сложный социальный проект современной России – модернизация образования – стал настолько привлекательным для получения политического и популистского капитала, что глубоко и комплексно этот проект мало кто обсуждает.
Критика образования, реформаторов образования, а также утверждения, что юношество гораздо хуже воспитано, не чтит традиций и не знает основ жизни именно потому, что его учат не те и не тому, – многовековая традиция. Наиболее известный пример – Сократ и его педагогическая практика и новации, которые оформились как обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество».
И в самом деле, нет ничего легче, чем с гневом указать, что дети и подростки хуже, чем взрослые! Это занятие беспроигрышное, но и бесполезное само по себе. Потому что таким же очевидным (как и факт различия между «богами, которых чтит город» и «новыми божествами» для нового поколения) является тот факт, что людям нового поколения придется жить в другим мире, чем их родителям. И скорость изменений настолько высока, что время радикальных перемен уже сравнимо не только со временем жизни одного поколения, но и со временем образовательного цикла. Сегодняшние первоклассники будут жить в другой России, в другом мире, чем нынешние выпускники российской школы.
Но! Критики модернизации, изменений и развития систем образования точно знают, какой была школа 20 лет назад, и это знание прибавляет им уверенности и вызывает доверие слушателей, читателей и зрителей, которые тоже это знают.
А вот инициаторы перемен точно не знают, каким будет мир через 10–20 лет. И им приходится строить рискованные прогнозы и предлагать детям и взрослым принять почти на веру, что сегодня образование, школа, например, должно дать ребенку не столько формальные сведения (даты, алгоритмы решения задач, определения), хотя и это тоже, сколько способы находить информацию, обобщать и уметь создавать проекты и реализовывать их.
– Какие такие «компетентности»? Кто их в глаза видел? А вот я спросил у моего ребенка, в каком году Ленин родился (Гагарин в космос полетел, Вторая мировая война началась, Октябрьская революция произошла, кто написал «Войну и мир», отменили крепостное право, закон Архимеда и т.д.), и я не услышал правильного ответа!
И дальше идет уже знакомый со времени суда над Сократом текст: «Наших детей не учат, а развращают!».
Но, с другой стороны, предлагать и производить изменения в образовании – огромный риск и ответственность. И постоянная дискуссия об этом абсолютно необходима. Честная и глубокая, без излишней идеологии и пафоса, с обозначением рисков и откровенным обсуждением реалистичности перемен.
Байкальский форум задумывался как такая площадка для дискуссий о переменах. Причем споры идут между теми, кто сам эти перемены разрабатывает, проводит и несет за них ответственность.
В чем-то поддерживая друг друга, в чем-то – нет.
И, по моим ощущениям, такая площадка состоялась, четвертый форум это подтвердил.
И в Улан-Удэ в первый день, и на Байкале на второй и третий день было удивительное сочетание острой дискуссии и доброжелательной атмосферы.
И первым задал тон глава Бурятии Вячеслав Наговицын, который кроме инициатив по развитию «дошколки» (не столько строить новые учреждения, сколько развивать многообразные формы дошкольного образования – группы временного пребывания и др.) предложил выдавать аттестаты и тем выпускникам, которые не сдали обязательный ЕГЭ.
Это было экспертное предложение, и дискуссия по нему оказалась очень острой. Но сам факт того, что есть место, где можно обсудить неоднозначный проект, дорогого стоит. Я, кстати говоря, пока с осторожностью отношусь к такой идее, но вполне возможно, что в продолжение споров из этого вырастет новая модель итоговой аттестации.
Много спорили относительно системы оценки качества, особенно о том, как выявлять способности и наклонности детей и именно на этом строить индивидуальные образовательные программы. Вообще индивидуализация стала одной из главных тем на БОФ. С нее начали свои выступления Игорь Реморенко и Любовь Глебова, эта линия прошла через все секции и группы.
То, что индивидуализация – основной глобальный тренд в образовательной политике, признают все, включая и зарубежных участников БОФ. А вот как соединить эту тенденцию с необходимостью единого образовательного пространства? Пока – проблема для всех.
Другой центральной темой стала техносфера образования.
Как найти баланс между электронной средой, с ее симуляторами и интерактивом, и натуральными объектами – от кубиков до коллекции минералов? Радикальный призыв «Все в сеть!» очевидно непродуктивен. Но и оставаться в каменном веке образования также не слишком привлекательно. Блестящий доклад академика Алексея Семенова про современную образовательную среду стал хитом БОФ.
Другая развилка – инклюзивное образование. Неожиданно эта секция стала самой активной и даже отказалась от водной прогулки по Байкалу – настолько увлеклись дискуссией. И на итоговом пленуме все согласились, что и эта тенденция является глобальной и надо ее максимально продвигать.
Поскольку на форуме было очень много региональных руководителей образования, важной темой было финансирование и система оплаты труда.
В первый же день героями форума стали региональные министры Наталья Астафьева (Тамбовская область), Виктор Басюк (Иркутская область) и Евгений Сильянов (Еврейская АО). Глубокий анализ проблем и эффектов модернизации, механизмов и рисков, а самое важное – прогноз модернизации при разных сценариях!
Вообще взаимодействие с регионами – ключевая задача нынешнего министерства. Необходимо признать: теряется комплексность модернизации. Система разбалансирована. Выделение федеральных денег на модернизацию муниципальной школы в связи со сложностью межбюджетных отношений приводит либо к потере начальных целей финансирования, либо к усилению административных механизмов регулирования – потому что глава муниципалитета вполне может потратить попавшие к нему деньги по своему усмотрению, а не на те задачи, которые были обозначены постановлением правительства при выделении средств из федерального бюджета.
А уж отсутствие муниципального финансового норматива, согласно которому деньги на содержание школы должны в полном объеме попасть в школу, – это явление повсеместное.
Поэтому я предложил обсудить вариант переноса учредительства из муниципалитета в регион.
Мне кажется, что в этом случае, как ни парадоксально, увеличится самостоятельность школы, которая имеет больше шансов получить все средства по нормативу одним пакетом. Параллельно с этим регион, по примеру Калининградской и других областей, в состоянии создать специальный фонд для поддержки школ, которым не хватает «нормативных» денег, либо включить в госзадание услуги, которые такая школа оказывает помимо образовательной. Например, услуги связи, используя компьютерный класс, или спорта, или «проведение праздников и мероприятий», которые на селе все равно школа организует, только ни копейки за это не получает. А ведь деньги за это предусмотрены в бюджете «культуры».
Больная тема, конечно, но БОФ вообще такая площадка, на которой есть возможность спорить по самым болезненным и нужным вопросам.
…Наверное, это особенность Бурятии – там сходятся самые разные культуры, религии и даже стороны света. Там не ищут врага – там находят собеседника.
Александр Адамский

  • 1
"Блестящий доклад академика Алексея Семенова про современную образовательную среду стал хитом БОФ."
Недавно в группе газеты на ФБ, как раз в связи с обсуждением на БОФ, преподаватели ИКТ выразили озабоченность в связи с новым ФГОС. http://www.facebook.com/groups/255465967861301/permalink/345219752219255/?comment_id=346760695398494&offset=0&total_comments=64
Электронная образовательная среда требует все больше и более квалифицированного человеческого ресурса для поддержки и развития в школах, а учителя сетуют, что с уменьшением предмета информатика и дети с педагогами не будут полноценными участниками такой среды, и кадры, необходимые для этого, вымываются из школы. Я понимаю, что второе больше связано с неправильным подходом к оплате и нормированию труда (привязке к учебным часам, а не функционалу) и что сетования, возможно, в чем-то напоминают стон, т.е. съезд учителей литературы, подогреваемый главным ректором страны. Но тем не менее, мне кажется нужной информация из первоисточников (А.Л. Семенов) об основаниях и подходах ФГОС к информатике в школе. Может ли Алексей Львович рассказать об этом?

Edited at 2012-07-14 04:57 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account