Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Проектирование будущего
eurekanext

Девиз Четвертого Байкальского образовательного форума, который проходил в Бурятии с 3 по 5 июля, – «От модернизации образования к социальным эффектам». Эта формулировка не случайна – она выступает логическим продолжением и развитием проблематики, обсуждавшейся на предыдущих форумах: «Инновационному обществу – инновационное образование», «Качественное образование как универсальный ресурс формирования человеческого капитала»,  «Новое качество – в «Нашу новую школу». Путь, пройденный нашим форумом, еще невелик, но траектория его развития уже обозначилась. И она ярко свидетельствует о том, что его тематика всегда четко и последовательно отражала повестку дня образовательной модернизации, давая в то же время участникам возможность обменяться мнениями в неформальном, экспертном режиме. И на четвертом БОФ мы закрепили за ним эту роль – быть для российского образовательного пространства не только дискуссионно-переговорной, но и полноценной экспертной площадкой.

Мы находимся на завершающем этапе принятия федерального закона «Об образовании в РФ», который станет основополагающим нормативным правовым актом на ближайшие годы.
В настоящее время не завершен ряд институциональных изменений, система не выработала устойчивый механизм функционирования в новых условиях. Основные механизмы модернизации системы образования нашли свое отражение в законопроекте, пройдя все этапы профессиональных и экспертных обсуждений. В нем прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, общее, профессиональное и дополнительное.
Впервые система дошкольного образования выведена как отдельный уровень образования, ведь наиболее чувствительным этапом сегодня является первая ступень. Думаю, никто уже не спорит о том, каково колоссальнейшее значение раннего детства для последующего развития человека. Многие ключевые компетентности, необходимые в профессиональном образовании, возникают в дошкольном возрасте.
Здесь важно отметить, что Республика Бурятия внесла на федеральный уровень законодательные инициативы по дошкольному образованию, в соответствии с которыми приняты новые Санитарные правила, установлены иные, более либеральные требования к разделу санитарных правил, которые относятся к группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам. Но, к сожалению, до сих пор нет ясности по требованиям Госпожнадзора по отношению к семейным группам.
В системе общего образования Республики Бурятия все учреждения республики работают по новой системе оплаты труда, аттестация педагогических работников проводится по новым формам, которые позволяют объективно определять уровень квалификации учителей.
С 2011 года в республике реализуется Комплекс мер по модернизации общего образования. Объем финансовой поддержки из федерального бюджета за два года составил 1 млрд руб. Основной объем средств в республике направлен на мероприятия по энергосбережению, а также на приобретение современного оборудования, учебников для начальной школы, повышение квалификации учителей и руководителей учреждений.
С реализацией данного проекта в образовательной сфере Бурятии произошли изменения, которые уже привели к реальным результатам в области повышения зарплаты учителей, нового понимания качества образования, развития сети образовательных учреждений, общественного управления и повышения квалификации педагогов.
Для доведения средней заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике региона были приняты новые нормативы, установленные в зависимости от численности жителей в населенных пунктах. В соответствии с Законом РБ месячный размер субвенций местным бюджетам на реализацию государственного стандарта общего образования с 1 сентября 2011 года увеличился на 52,4 млн руб. или 17,8% в сравнении с прошлым учебным годом.
Хочется особо отметить, что на протяжении этого очень непростого во всех отношениях периода мы оперативно реагировали на происходящие изменения, принимали управленческие решения, адекватные складывающейся ситуации.
При этом несомненным условием успешности реализации мер модернизации общего образования стало проведение презентаций и общественных обсуждений на уровне республики, организация горячей линии и освещение проблем образования в средствах массовой информации.
Тема «От модернизации образования – к социальным эффектам» исключительно важна для Республики Бурятия и, уверен, для всей нашей страны. Собственно говоря, это – ключевой вопрос нашего будущего. От положительного ответа на него зависит, удастся ли нам подготовить новое поколение граждан к эффективному социальному, профессиональному, культурному творчеству в условиях внутренних и глобальных вызовов XXI века.
Разумеется, не всё здесь зависит только от системы образования. Но, думаю, вы все согласитесь – от нее зависит очень и очень многое. При этом система образования, адекватная вызовам эпохи, возникает не сама по себе, – ее создают люди. И в конечном счете от них – то есть от нас с вами – зависят желаемые социальные эффекты. Проблема, таким образом, в том, умеем ли мы видеть связи между своей повседневной работой и будущими эффектами, умеем ли мы их фиксировать и оценивать.
Каковы же те социальные эффекты, за возникновение которых система образования способна взять на себя ответственность?
Прежде всего, консолидация общества вокруг проблем детства. Нам нужно радикально развернуть общественное сознание в эту сторону, превратить детей и процессы их социализации в предмет глубокого внимания и озабоченности всего социума. Необходимо найти новые формы участия взрослых носителей самых разных профессий и компетенций в реализации школьных образовательных программ. Нужно, чтобы рядом с педагогами в образовательном пространстве появились родители, другие взрослые, общающиеся с воспитанниками на языке своего профессионального и жизненного опыта, которые позволили бы им реально выйти за сугубо школьные границы обучения и воспитания.
И здесь ключевая инициативная роль, безусловно, должна принадлежать самим школам. Их образовательные программы, программы социализации должны строиться на самой широкой экспансии в социум, на расширении своего образовательного ресурса за счет окружающего школу человеческого социально-культурного потенциала. Именно такой подход сделает школу открытой, подлинно государственно-общественной организацией. Общество, непосредственно вовлеченное в школьное образование, неизбежно станет реальным субъектом образовательной политики, способным гораздо более предметно и ответственно судить о происходящих в ней процессах, возникнет квалифицированное экспертное сообщество, что станет еще одним важнейшим социальным эффектом.
Но эффектом, совершенно исключительным по значению, станет тот импульс социализации, который в таком случае получат сами учащиеся. Они не просто почувствуют себя в центре внимания всего взрослого общества, но и получат от него колоссальный дополнительный (по отношению к собственно школьным возможностям) образовательный ресурс. Речь, таким образом, идет, по большому счету, о мобилизации системой образования «внесистемного» потенциала, находящегося в распоряжении общества.
В связи с этим хочу хотя бы кратко упомянуть еще о трех чрезвычайно важных социальных эффектах образования.
Первый из них – физическое здоровье юных поколений. Я задаю вопрос: можно ли сделать так, чтобы для выпускников школ забота о своем здоровье стала делом чести и собственного человеческого достоинства, для которых курить и употреблять даже слабоалкогольные напитки просто-напросто неприлично?
Второй из социальных эффектов лежит в сфере экологии, когда сами начнем определять зоны нашей общественной ответственности за чистоту берегов наших ручьев и рек, опушек наших лесов, окраин наших сел и городов. Давайте вместе с нашими детьми соблюдать чистоту, постепенно расширяя это наше экологическое социально-культурное влияние.
Третий важнейший социальный эффект образования заключен в нем самом. Он – в превращении образования в универсальную личную и общегражданскую ценность, дающую нам всем возможность быть обществом, способным к взаимопониманию, к саморазвитию, к постановке и решению общих задач. В этом – высший, универсальный эффект образования. И об успешности наших государственно-общественных образовательных программ нужно судить именно по этому критерию: по способности ставить и решать общие социально значимые задачи!
Считаю, что у нас уже есть все необходимые рамочные условия для продуктивного продвижения к этой цели. Есть принципиальные законы и нормы, регулирующие отношения и механизмы взаимодействия во всех ключевых областях образования – в его сквозных целях и преемственности уровней, в системе государственно-общественного управления, в сфере финансирования государственного (муниципального) задания и многом другом. Исключительно ценно, что на многие из них участники форума намерены обратить особое внимание, чтобы помочь органам муниципальной, региональной и федеральной законодательной и исполнительной власти оперативно устранить мешающие делу пробелы или противоречия.
Первый блок проблем связан, на мой взгляд, с модернизацией финансово-экономических механизмов как основы нового качества образования. Мало того, что новые представления о качестве образования должны быть широко восприняты общественным сознанием, они должны быть институционализированы через соответствующую нормативно-правовую базу.
Состояние базы по нормативно-подушевому финансированию откровенно препятствует как введению новой системы оплаты труда, так и корректной реализации 83-ФЗ и институционализации новых представлений о качестве образования, закрепленных в федеральных государственных образовательных стандартах ступеней общего образования. Нужно, например, исключить саму возможность подмены понятия регионального подушевого норматива понятием нормы расчета для определения объемов региональной субвенции в муниципальные образования, нужно установить связь величины норматива со средней заработной платой в экономике региона, обеспечить автоматический рост величины норматива вслед за ростом значения средней заработной платы в экономике региона, дать школам право самостоятельного формирования штатных расписаний в объеме выделенных средств.
Во второй блок проблем входят сквозные результаты и социально-экономические эффекты образования как фактор, определяющий качество жизни.
Мы все – свидетели и прямые участники процесса формирования новых представлений о качестве образования на всех его уровнях (от дошкольного до профессионального и послевузовского). Сквозной характер результатов образования в стандарте нового поколения предъявляет существенные требования к технологии работы учителя и определяет необходимость выстраивания системной оценки результатов образования. Современное понимание качества и результатов образования связаны друг с другом. Комплекс образовательных результатов должен обеспечивать успешную социализацию учащихся.
Наконец, третий блок проблем – это деятельность общественных институтов как ресурса социальной модернизации страны.
Процессы технологического переоснащения педагогических работников, значительного обновления ресурсов затруднены несформированностью общественных представлений о качестве образования. Необходима отработка технологий и площадок взаимодействия системы образования с внешним заказчиком с целью обеспечения совместного перспективного понимания качества образования и требований к образовательным результатам.
Думаю, не ошибусь, предположив, что социальная эффективность образования предполагает его выход из узко-ведомственной рамки в открытое взаимодействие с социумом, со всеми другими сферами, имеющими отношение к гражданскому становлению новых поколений. Мы в Бурятии уже несколько лет назад начали продвижение по этому пути.
С 2009 года в республике реализуется проект комплексной оценки эффективности системы образования Бурятии (КОЭРСО), где задействованы все структуры и ведомства. Основная цель проекта – осуществлять постоянный мониторинг образования, прослеживать взаимосвязь между качеством образования и качеством жизни местного населения, а в конечном счете – республики.
Проект КОЭРСО позволяет выявить вклад системы образования в экономику региона, определить индекс проектной активности педагогических работников. В настоящее время большая группа экспертов работает над оптимизацией показателей и выработкой веера управленческих решений по проблемам образования, выявленных данной автоматизированной системой мониторинга.
Дальнейшая модернизация общего образования требует масштабных, системных изменений, вовлечения образовательных учреждений в процессы инновационного социально-ориентированного развития региона.
Нужна эффективная интеграция образования, науки и бизнеса, которая выступает действенным инструментом развития инновационной экономики. При этом для реализации современных, более сложных моделей интеграции и адекватных им финансово-экономических механизмов требуется существенная корректировка норм законодательства.
На наш взгляд, долговременное устойчивое развитие республики возможно в первую очередь за счет эффективного использования накопленного инновационного потенциала научно-образовательных учреждений, который сегодня не имеет реального выхода из-за отсутствия системы поддержки и инфраструктуры для вновь создаваемых инновационных предприятий.

Для перевода экономики республики на инновационные рельсы правительство Бурятии предлагает создать в городе Улан-Удэ Восточно-Сибирский научно-образовательный инновационный комплекс как центр внедрения инновационных разработок вузов и научных учреждений.
Задача комплекса – создание центра, в котором востребованная научная разработка будет проходить весь путь от идеи до продукта, имеющего потребительские качества.
В комплексе должен быть создан полный набор, необходимый для внедрения инновационных продуктов инфраструктуры, а именно: центр коммерциализации, бизнес-инкубатор, технопарк, универсальная производственная база с соответствующим оборудованием, конструкторское и технологическое бюро, централизованная бухгалтерия и юридическая консультация.
Создание комплекса позволит оптимизировать расходы вузов и научных учреждений, так как отпадет необходимость дублирования инфраструктуры, и это позволит эффективнее заниматься инновационной деятельностью. Сам комплекс и все входящие в него предприятия будут пользоваться набором льгот и преференций, разрешенных для инновационных предприятий, что снизит их издержки в самый трудный период разработки и внедрения производства первой партии инновационного продукта. Будет создана система кооперации вузов и научных учреждений по подготовке кадров для малых инновационных предприятий, предусмотрена единая информационная база научных разработок как регионального, так и федерального уровня.

Байкальский образовательный форум стал площадкой проектирования будущего, создания механизмов дальнейшего развития результатов и эффектов комплексных проектов модернизации образования в рамках реализации национальной инициативы «Наша новая школа».
Бурятия сегодня – это регион с динамично развивающимся производственным потенциалом и благоприятным инвестиционным климатом, что делает ее одной из наиболее привлекательных территорий России. Республика открыта для реализации новых серьезных проектов в сфере образования. Мы постоянно работаем над созданием максимально благоприятных, выгодных и комфортных условий для развития проектной деятельности.
Алдар Дамдинов

?

Log in

No account? Create an account