Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Гонка за качеством
eurekanext

На Байкальском образовательном форуме мы стали участниками, пожалуй, единственно возможной формы анализа происходящего в современном образовании на живой практике, того, что зафиксировано в документах в виде намерений. Педагоги обсуждали вопрос, который стал ключевым не только в рамках образовательной политики. Он стал ключевым вопросом социально-экономического развития нашей страны. И этот вопрос – вопрос качества образования.

Мы не преувеличиваем, говоря, что от того, насколько качественным будет наше образование, зависит будущее нашей страны. Наверное, часто многие слышат: раньше было качественное образование, а теперь низкое качество, плохое у нас образование. Мне хотелось бы возразить – не качество падает, а требования к этому качеству повышаются.
Мне кажется, основная заслуга системы образования в том, что оно успевает за повышением этих требований и с адекватной скоростью реагирует на все изменения социально-экономического развития страны, формируя при этом систему так, чтобы дать ученикам те знания, которые потребуются им даже не сегодня, не завтра, а тогда, когда они вступят в новую жизнь. Нам, работникам системы образования, предстоит знать, каким через 10–15 лет будет этот мир, для того чтобы точно понять, чему учить наших ребят сегодня.
Моя функция связана с тем, каким образом оценить качество образования, как правильно расставить приоритеты в этой работе. Такого рода дискуссии шли и на форуме, и в перерывах между заседаниями секций.
Непонятно, зачем развивать новую систему оплаты труда, если работа учителей, которые стимулируются через эту систему, не влияет на качество образования. Сегодня с качеством образования фактически связывается все: муниципальные задания, зарплата учителей, наши родители выбирают, куда отдавать своих детей, тоже по-своему оценивая качество образования в школах. Другими словами, это связь результатов образования с тем, как построить жизнь нашей школы, какой она должна быть, кто должен учить, какие должны быть условия.
Важная задача: установить связь результатов образования с пониманием того, какой школа должна быть сейчас. Ведь от условий жизни в школе, от уровня подготовки учителей, от системы управления и зависит результат образования ученика.
Развитие всех организационных систем  в сфере образования зависит от системы оценки качества образования. ЕГЭ дает нам не полную, а только предметную оценку достижений ученика. Существующая система оценивания знаний не дает представления обо всем, что получает ученик в системе образования. Социальные компетенции и другие образовательные результаты выпускника требуют новых инструментов оценки.
Любовь Глебова

  • 1

ситуация неопределенности - объективность.

Согласна: "Важная задача: установить связь результатов образования с пониманием того, какой школа должна быть сегодня".
Но не могу согласиться с "Нам, работникам системы образования, предстоит знать, каким через 10–15 лет будет этот мир, для того чтобы точно понять, чему учить наших ребят сегодня." Не можем мы знать, что будет через 10-15 лет. Хотим научить детей жить в ситуации неопределенности, но нам про эту неопределенность нужна полная определенность! Мне кажется, примерно в этом же русле развернулась дискуссия вокруг резолюции съезда учителей литературы в группе газеты на фейсбуке http://www.facebook.com/groups/255465967861301/permalink/346796322061598/?comment_id=347385055336058&offset=0&total_comments=38 , где я об этом тоже написала

Edited at 2012-07-14 08:42 am (UTC)

Изучая научный менеджмент, особенно пространство доктора Деминга цитирую:"На самом деле недостаточно того, чтобы высшее руководство продекларировало свою искреннюю приверженность качеству. Ему ещё надо знать, что это такое, к чему оно привержено, то есть,что ему надо делать". Другими словами качество - это не свойство продукта, а свойство организации, организационных условий.Крыша падает,удобства во дворе,обслуживание техники и содержание учебного процесса за свой счёт и т.д.Самым важным в школе является сдача вовремя отчётности в РОНО.Самостоятельность школы - это декларация. Практический возмутительный пример руководства, проверка планов воспитательной работы летней площадки и замечания о том, что не все цели и задачи прописаны, хотя рядом были дети с горящими глазами, готовящие очередное КТД и учителя, работающие на энтузиазме, в школе нет симулирующих и никогда не было, НСОТ- профанация. Планы пришлось переписывать, дети подождут.......Невообразимое учредительство.

Edited at 2012-07-18 07:16 am (UTC)

успевает... адекватно реагирует... формирует....

Если бы не второй абзац, панегирический, и в то же время имеющий мало общего с действительностью, хорошая была бы заметка, с выходом на проблемы. Действительно, с критериями оценки качества - полный швах.
Но второй абзац полностью убивает желание читать дальше, и хуже - доверять человеку, способному такое писать всерьёз :(
Не ожидал от Л.Глебовой...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account