Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Калейдоскоп идей
eurekanext


Аминет Хуажева, министр образования и науки Республики Адыгея, рассуждает о своем пребывании на Байкальском образовательном форуме.

В должности министра образования и науки Республики Адыгея я работаю чуть больше четырех месяцев, до этого занимала должность заведующей кафедры учета и финансирования экономического факультета Адыгейского государственного университета, активно занималась наукой, руководила научно-исследовательской деятельностью студентов и аспирантов. В общем-то я и сейчас не прекратила свою преподавательскую и научную деятельность, просто поменяла в вузе, так сказать, административный статус. Придя в Министерство образования и науки Республики Адыгея, не могу сказать, что открыла для себя что-то кардинально новое. Я – из высшего образования, как мать – знала проблемы детсада и школы. Но теперь изнутри смогла оценить высокий уровень неоднородности проблем всех ступеней образования, разные подходы, уровень ответственности. Несмотря на высокий уровень финансирования и значительное улучшение ситуации, все проблемы решить единовременно невозможно, хотя решать их необходимо в кратчайшие сроки, как требует этого правительство РФ, и, думаю, нам удастся значительно продвинуться в этом направлении. Как показал опыт общения с коллегами из других регионов, проблемы примерно одинаковые у всех: очереди в детские сады, наличие в регионе малокомплектных школ, обеспечение жильем детей-сирот, ремонт и строительство школ и детских садов, внедрение ФГОС, эффективная реализация программных задач.
Байкальский форум позволил увидеть большое сообщество людей, неравнодушных к проблемам системы образования, с активной жизненной позицией, желающих и реально работающих на развитие этой системы. Особо значимо для нас, что теперь и Адыгея – часть этого сообщества!
Кроме того, появилась уверенность, что многие проблемы в образовании можно снять в ближайшем будущем. Для этого есть реальные механизмы и ресурсы. И наиболее актуальные из них активно обсуждались на форуме.
Мы обязательно используем в работе материалы выездного заседания Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки по системе оценки качества образования. Безусловно, заслуживает внимания конкурс региональных управленческих проектов. С большим интересом ознакомились с моделями и методиками нормативного подушевого финансирования, представленными коллегами из Иркутской и Самарской областей, Пермского края. Вдохновил на активное участие в этом конкурсе в будущем калейдоскоп идей и разработок, представленных Республикой Бурятия, особенно заинтересовал их проект «Комплексная оценка эффективности региональной системы образования». Надеемся на плодотворное сотрудничество с авторами представленных проектов, так как многие наши идеи на форуме мы увидели внедренными в практику.
И главное! Огромная благодарность хозяевам и организаторам форума. Ощущение комфорта, тепла и заботы не покидало нас ни на минуту. Спасибо всей команде организаторов Байкальского форума!
Аминет Хуажева


Наталия Зенич, начальник отдела инновационных образовательных технологий и связей с общественностью Комитета по образованию Санкт-Петербурга, 
 о новых шагах в модернизации образования.


– Это очень здорово, что появилась возможность, собравшись на Байкальском форуме, подумать о том, как сделать новый шаг в модернизации: от насыщения образовательной среды – к тем самым социальным эффектам, которых ждут от нас сами дети и родители и которые нужны не только системе образования, но и в принципе регионам в целом в контексте социально-экономического развития. Самое главное, что сегодня крайне важно сделать, – это обратить внимание на учителя. То, что привнесли в нашу жизнь ФГОС нового поколения, – это ориентиры на индивидуализацию образования, на развитие и раскрытие тех способностей, которые есть у каждого ребенка вне зависимости от того, как он успевает за общим темпом развития. Очень важно внимательно отнестись к успехам каждого и дать возможность проявить себя в полной мере. Стандарт это позволяет сделать. Но беда заключается в том, что на сегодняшний момент не каждый педагог готов работать в рамках стандарта. Несмотря на то, что 1 сентября мы вроде все перешли на него, часто мы сталкиваемся с тем, что идет бурная имитация деятельности под видом реализации стандарта. И единственная на сегодняшний момент возможность реализации стандарта – это очень кропотливая работа с педагогическими кадрами. Причем речь не идет о жестком контроле со стороны администрации школ, со стороны вышестоящих организаций, речь идет о поддерживающем контроле со стороны профессионального сообщества. То есть возможность проявить себя – это то, что важно не только в отношении с детьми, но и по отношению к учителю, а это требует корректного оберегающего контроля. Важно не «надавать по рукам», а вовремя скорректировать движение как самого педагога, который работает с ребенком, так и через педагога – движение детей.

– Какие действия предприняты в Санкт-Петербурге для того, чтобы это обеспечить?
– За несколько лет до введения стандартов мы начали большой эксперимент совместно с издательством «Просвещение» по отработке определенных навыков педагогов в работе по реализации ФГОС. Это позволило нам в течение четырех лет подготовить практический инструментарий, который может быть использован любым педагогом (в том числе и педагогом, который ведет разные предметы в начальной школе), создать определенную технологию в разработке технологических карт. В рамках большого городского эксперимента было задействовано более 12 образовательных учреждений, причем это были как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения, это были как школы с углубленным изучением ряда предметов, так и обычные общеобразовательные школы. В результате эксперимента получился целый методический комплекс, помогающий педагогу в сжатые сроки разобраться в той технологии, которая требуется новым образовательным стандартом.
Педагоги часто говорят, что они владеют массой всевозможных инновационных технологий (вообще слово «инновации» стало очень популярным, в педагогической среде нынче не инновирует только ленивый). Но часто это лишь слова. Мы же не на словах меняем сознание учителя. Сегодня важны как образовательные результаты не столько предметные умения, сколько другие позиции: важно, чтобы ребенок почувствовал свою значимость как человека, важно, чтобы он осознал, что он самостоятельная личность, что он может делать выбор и нести за этот выбор ответственность, что он может работать в команде. Эти позиции чрезвычайно важны и в рамках той технологии работы с педагогами, которая бала отработана в эксперименте. Я приведу в качестве примера две школы Санкт-Петербурга, которые первыми перешли на введение стандарта – это 569-я школа Невского района Санкт-Петербурга и 675-я школа Красносельского района Санкт-Петербурга. При сопоставлении результатов мы увидели, что дети, чьи учителя работают по-новому, действительно серьезно отличаются от своих сверстников, показывают большую раскованность, большую самостоятельность, больше желания учиться. Собственно говоря, это главное, ради чего мы это все затеяли.

– Правильно ли я понимаю, что педагоги могут не только выстраивать ситуацию для того, чтобы у ребенка появились эти качества: ответственность, инициативность, уверенность в себе, но и умеют видеть это, самостоятельно отслеживать образовательные результаты?
– Да, и каждый раз по итогам работы проходят некоторые рефлексии для того, чтобы спроектировать дальнейшую работу детей. Сейчас в рамках нашего эксперимента речь идет о формировании к нашим технологическим картам некоего механизма, инструмента для оценки метапредметных умений. На форуме много на секциях говорилось именно о том, как правильно это оценивать, как сделать так, чтобы это было сделано минимальными средствами, не утяжеляя, не загружая дополнительной работой педагогов, но и чтобы это было действительно эффективно. Над этим мы будем сейчас серьезно работать.
Елена Иванова

  • 1

есть проблемы

Очень надеюсь, что новый министр РА не оставит без внимания тему НСОТ и вопросы стимулирования учителей и др., вызывающие тревогу: http://www.facebook.com/vestiobr/posts/266133573487649?comment_id=1209363&offset=0&total_comments=18

"Несмотря на высокий уровень финансирования"???


Декларации сплошные. Даже гарантии повышения законодателя уменьшили до минимума, что является нарушением трудового кодекса. Немедленно в информационной системе вводить ответственность за недостоверную информацию, административный кодекс должен прописывать штрафы для должностных лиц и организаций,вводивших всех в заблудение.Шунтукская школа №8 приглашает министра РА к двустороннему обмену
информацией по существу. Циничным является то, что управление отчаянно экономит на учителях, введя профанацию НСОТ. Самое большое повышение имеет учитель 1300р, многие, не имеющие стажа и категории 300р. Бумажное управление, прописали и забыли.Только учителя на своих плечах вынесли с 2003 года эксперименты ЕГЭ, ОСОКО,теперь ФГОСЫ при полном отсутствии поощрений. Час работы стоит 70р,а в отчётах Майкопского района 150р. Рупор пустыни!!! И почему договор с директором на год??? Чтоб не пикнул!!!

Edited at 2012-07-17 05:21 am (UTC)

Почитала Публичные доклады района и в каждом пишется о недофинансировании. Начальник управления не утверждает обратного. Вина учителей, что школы недофинансируются???.Ф.З.83- никто почти не слышал.При обсуждении Публичного доклада Министерства образования Адыгеи, только один учитель возмутился открыто своими 8300р, 24 часа, высш. категория и кл. рук. Письмо в прокуратуру наше не дошло, файлы не открываются. Средняя зарплата по школе 10200р. Эксплуатация нагрузкой! Отправили письмо в местную прокуратуру по повышению 2011г, хотим понять, где потерялись 48% повышения, заявленные в Докладе нашего Министерства и почему ФОНД школы, а тайна РОНО. Некоторые изменения произошли. Впервые (с 2009 г НСОТ) нам дали, без объяснений 22000р - стимул за результативность и качество. И не подерёмся, очень надеюсь.

Edited at 2012-10-02 02:21 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account