Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Ассоциация администраторов образования
eurekanext

Значимым моментом в программе БОФ стала работа некоммерческого партнерства «Межрегиональная ассоциация администраторов образования», которая объединила 26 министров образования из разных регионов России, и конкурс региональных управленческих моделей в образовании. Мы поговорили с председателем правления ассоциации, доцентом ВСГУТУ Натальей Сандаковой.

– Когда была создана ассоциация, чем она занимается и кого объединяет?
– Идея создать подобную ассоциацию возникла еще на Первом Байкальском образовательном форуме, а ко второму БОФ некоммерческое партнерство «Межрегиональная ассоциация администраторов образования» была оформлена юридически. Идеологом и методологом создания данной Ассоциации является Александр Адамский. Он же президент. На сегодняшний день наша организация объединяет 26 министров образования российских регионов, заинтересованных в повышении эффективности управления и качественном развитии систем образования, более ста человек, занимающих должности в государственных и муниципальных органах управления образованием, занимающихся наукой и экспертной деятельностью, связанной с управлением образованием. При этом интерес к деятельности Ассоциации возрастает, и в настоящее время ведутся переговоры о включении новых субъектов РФ в ее состав. Кстати, на БОФ еще 13 субъектов федерации проявили намерение стать членами ассоциации.
Ассоциация была создана с целью поддержки профессиональной деятельности ее членов в сфере образования и содействию развития системы образования Российской Федерации в целом.
Ассоциация – это профессиональная открытая площадка, где одновременно могут присутствовать и обсуждать наиболее проблематичные вопросы в сфере образования руководители региональных систем образования, директора образовательных учреждений, экспертные организации. Деятельность Ассоциации строится на основе самоуправления, открытости, инициативы, добровольности и равноправия ее членов.

– Каково было участие Ассоциации в работе IV Байкальского образовательного форума?
– В рамках форума состоялось подведение итогов инициированного Ассоциацией межрегионального конкурса эффективных управленческих моделей, а также конференция, где ключевыми вопросами стали такие направления, как модернизация финансово-экономических механизмов в образовании, сквозные результаты и социально-экономические эффекты образования, общественное участие в управлении образованием и многие другие.
В рамках конкурса была представлена презентация интеграционной модели взаимодействия субъектов с целью обеспечения модернизации и развития инновационной инфраструктуры в системе образования, направленной на совершенствование учебно-методического, организационного, кадрового обеспечения системы образования Калининградской области (школы «СУПЕРШИК»). Школы «СУПЕРШИК» стали инновационными базовыми площадками, теми «точками роста», которые позволяют меняться всей системе образования Калининградской области.
Пермский край представил модель «Учительский дом» как эффективную модель начального общего образования для малых населенных пунктов. Вариант создания Учительского дома в статусе негосударственного учреждения имеет значительный экономический эффект для регионального бюджета. Данное учреждение становится финансово самостоятельным в полном смысле этого слова. Учреждение самодостаточно и не требует дополнительной финансовой поддержки.
Калужская область представила модель центров подготовки кадров. Это эффективная модель частно-государственного и общественного управления профессиональным образованием в регионе. Актуальность данной модели обусловила необходимость разработки механизмов управления системой профессионального образования, способных к быстрой адаптации процессов подготовки кадров в условиях быстро меняющихся экономических рынков в краткосрочных прогнозных периодах. В особенности это касается как направлений подготовки, так и содержательной части компетенций и оценочных критериев (КИМов).
Иркутская область предъявила новую методику НПФ, основанную на учете средней заработной платы по экономике Иркутской области, учете ключевых соотношений учеников и учителей, основного и неосновного персонала ОУ. В новой методике предусматривается, что базовой величиной для расчета норматива финансового обеспечения будет являться среднемесячная зарплата в экономике региона. Тем самым фиксируется связь между эффективностью региональной экономики и общим образованием, на которую оно должно оказывать влияние. Кроме того, реализуется ПП РФ № 436 в части повышения заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике региона.
Самарская область приехала со своей моделью государственных школ. Реализуемая в Самарской области государственная модель управления региональной системой общего образования является уникальной для российской системы образования. В то же время данная модель может быть применена на всей территории Российской Федерации. При этом процесс создания государственных школ на базе муниципальных может быть совмещен по времени с созданием территориальных управлений или отделов регионального органа управления образованием при одновременном сокращении в муниципальных органах управления образованием специалистов, курирующих систему общего образования.
Кроме того, был представлен ряд других моделей, позволяющих повысить эффективность функционирования системы образования.
Например, Республика Бурятия познакомила с моделью модернизации педагогического образования; моделью нормативно-правового обеспечения деятельности сельского ОКСК (образовательно-культурно-спортивный комплекс) как ресурса обеспечения доступности качественных услуг социально-культурной сферы; финансово-экономической моделью управления дошкольным образованием; проектом «Комплексная оценка эффективности региональной системы образования», а также моделью формирования инновационной инфраструктуры в регионе на примере создания Восточно-Сибирского научно-образовательного инновационного комплекса.

– Какую реальную помощь управленцам может оказать Ассоциация?
– К функциям Ассоциации относятся оказание содействия в защите законных интересов членов Ассоциации в их отношениях с органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, правоохранительными и судебными органами; оспаривание в судебном порядке актов органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления и действия (бездействие) этих органов, нарушающие права и законные интересы всех или части членов Ассоциации. Также Ассоциация вправе представлять интересов своих членов в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями; оказывать содействие в охране интеллектуальной собственности, принадлежащей членам Ассоциации, участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, актов муниципальных образований, государственных программ по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью членов Ассоциации, и многое другое.

Конкурс проводила Ассоциация, так?
– Да. Ассоциация в рамках БОФ. 

В прошлом году он ведь тоже был? Есть какие-то кардинальные отличия от конкурса, проводимого в этом году?
– В отличие от конкурса прошлого года, проводимого в рамках БОФ для образовательных учреждений Бурятии, в этом году конкурс серьезно изменил свою концепцию и масштаб. Основная идея: оценить и поддержать наиболее успешные управленческие модели, реализуемые в регионах с целью повышения эффективности функционирования всей сферы образования.
Конкурс проходил в два этапа. Первый этап – отборочный. Решение о победителях и призерах первого  этапа конкурса принимает межрегиональная конкурсная  комиссия на основании экспертных протоколов. Экспертиза проходит в автоматизированном режиме на сайте http://innovation2015.ru/. Второй этап – итоговый и проводится в рамках Байкальского образовательного форума. В нем участвовали победители первого этапа конкурса и проводилось рейтингование представленных моделей межрегиональными экспертами. В ходе презентации моделей все присутствующие могли проголосовать за проект, который является, на их взгляд, наиболее актуальным и имеющим практическую ценность.
Победителям вручены дипломы и награды «Золотой омуль» и «Серебряный омуль». Все проекты-победители будут рекомендованы на присвоение статуса Федеральной инновационной площадки.

Кто получил главный приз конкурса «Золотой омуль»?
– Проект «Комплексная оценка эффективности региональной системы оценки» Министерства образования и науки Республики Бурятия. Проект призван развивать формы общественного влияния на развитие образования. КОЭРСО – автоматизированная система сбора финансовых, экономических, количественных показателей за дискретный период времени. КОЭРСО призван на основе анализа данных показателей обеспечить высокую объективность и обоснованность выводов о качестве образования в регионе, предоставить информационный базис для принятия управленческих решений.
Диплом I степени – проект ОАОУ ДПО «Иркутский институт развития образования» «Модель финансово-экономического управления в сфере общего образования Иркутской области». Преимущество методики: повышение прозрачности планирования и распределения расходов на финансирование расходов; повышение объективности при распространении средств на оплату труда и учебные расходы между образовательными учреждениями в зависимости от количества обучающихся; создание экономического механизма оптимизации структуры ФОТ и штатного расписания образовательного учреждения, создание экономического механизма повышения заинтересованности в сохранности контингента.   
Диплом II степени – проект  Министерства образования Калининградской области «Модель региональной системы оценки качества как механизма реализации государственной политики в сфере образования». Особенности проекта:  применение принципа «Деньги в обмен на эффективность»; создание системы учета индивидуальных достижений учащихся; включение показателей КПМО в оценку эффективности деятельности глав муниципальных образований; разработка и внедрение проекта по введению системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Диплом III степени – проект Министерства образования и науки Калужской области «Центры подготовки кадров – эффективная модель частно-государственного и общественного управления профессиональным образованием в регионе». Ожидаемые результаты проекта: рост возможностей трудоустройства, возвращение престижа производственного обучения, ускоренное приобретение навыков и квалификаций, повышение ответственности работодателя  перед работником, формирование эффективных долгосрочных моделей развития бизнеса и производства, коммерциализация научных исследований, создание многоуровневой образовательной инфраструктуры,  реализация современных программ обучения, повышение качества подготовки за счет включения работодателя в учебный процесс.
Награду "Серебряный омуль" получили проекты:
– «Модель распространенной Стажировочной площадки по распространению позитивного опыта  обеспечения современного качества общего образования Иркутской области»;
– «Государственная модель управления региональной системой общего образования» Министерства образования Самарской области;
– «Финансово-экономические модели управления дошкольным образованием» Комитета образования г. Улан-Удэ Республики Бурятия;
– «Учительский дом – эффективная модель начального общего образования для малых населенных пунктов» Министерства образования Пермской области;
– «Организация предоставления государственных (муниципальных) услуг, не отнесенных к основным видам деятельности сферы «Образование» муниципальными образовательными учреждениями Еврейского автономного округа» Комитета образования Еврейской автономной области;
– «Формирование инновационной инфраструктуры в регионе на примере создания Восточно-Сибирского научно-образовательного комплекса».
Со всеми проектами можно ознакомиться на сайте БОФ.
Олеся Салунова

?

Log in

No account? Create an account