Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Школа-дом в Хакасии
eurekanext

В аале (деревне) Политово Асикизского района Хакасии открылся первый Учительский дом – это не просто малокомплектная начальная школа с современным оборудованием, интерактивными досками, интернетом. Это образовательный центр села и современная замена начальной школы для небольших поселков.


В последние годы принимаются меры по сохранности и строительству малокомплектных школ. В Хакасии более 67% общеобразовательных школ расположены в сельской местности, из них 29% – малокомплектные. В связи с этим в условиях модернизации всей системы общего образования особое внимание должно уделяться вопросу обеспечения современного качества общего образования в сельской школе. В 2007–2012 годах в Российской Федерации наметилось сокращение количества сельских школ в среднем на 21,9%, что имеет целый ряд тяжелых негативных последствий: возить детей в холодное время без ущерба для здоровья практически невозможно, перевод детей на содержание и воспитание в интернатных учреждениях негативно сказывается на психике детей, ослабевают семейные связи и родительский контроль за ребенком, как следствие – дальнейший отток населения из малых сел.



Все множество проблем, определяющих развитие сельской школы, может быть сведено в четыре группы: экономические, демографические, структурные (социальные, социально-поселенческие, управленческие, организационные и т.д.), педагогические. Каждое из выделенных направлений характеризуется своим набором показателей. При этом, безусловно, необходимо учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность факторов как на региональном, так и на общегосударственном уровне.
Важная составляющая экономического механизма – хозяйственная деятельность самой сельской школы. Опыт деятельности многих школ Республики Хакасия показывает, что при правильной постановке хозяйства, трудового воспитания школа может преодолевать экономические трудности. При этом необходимо исходить из принципа многоканального финансирования развития сельской школы: использование средств республиканского, муниципального бюджетов, доходов от хозяйственной и образовательной деятельности школы.



Важным фактором, определяющим перспективу сельской школы, являются демографические процессы. Наблюдающаяся в последние годы тенденция сокращения числа учащихся в наибольшей степени проявилась в начальном образовании. За последние четыре года число учащихся начальных классов в сельских школах сократилось на 30%. Сохранение этого процесса в ближайшие годы неминуемо обострит проблему оптимизации образовательной сети на селе. Малочисленность классов, одна из главных особенностей начальной малокомплектной школы, существенно влияет на учебный процесс, на организацию деятельности учителя и учащихся, на содержание обучения. В таких условиях можно ожидать высоких образовательных результатов от организации самостоятельной работы младших школьников, для этого должны быть созданы благоприятные условия для индивидуализации и дифференциации обучения.
При выборе подходов к развитию сельской школы главным условием такого развития следует считать всемерную поддержку опыта работы по проблеме «Школа – центр воспитательной работы». Именно на этом пути сельская школа, сельский учитель могут обрести поддержку и авторитет среди населения. Школьная библиотека, школьный музей, спортивный зал должны стать притягательными центрами для всей молодежи села.



В последние годы в Республике Хакасия принимаются меры по сохранности и строительству малокомплектных школ. С этой целью с 2011 года в республике реализуется проект «Учительский дом». Необходимость разработки такого проекта была обусловлена наличием ряда проблем в школах, расположенных в малых селах. Решено было построить сразу четыре учительских дома: в аале Политово Аскизского района, селе Смирновка Алтайского района, деревне Койбалы Бейского района и аале Верхние Сиры Таштыпского района. Всего в течение 2011–2013 годов в Республике Хакасия будет построено восемь малокомплектных школ по модели «Учительский дом».

Населенный пункт

Район

Примерная дата сдачи школы в эксплуатацию

Кол-во жителей

Из них детей младшего школьного возраста

Из них детей дошкольного возраста

1

с. Политово

Аскизский р-н

Июнь 2012

98

18

21

2

с. Смирновка

Алтайский р-н

Сентябрь 2012

159

18

13

3

с. Верхние Сиры

Таштыпский р-н

Сентябрь 2012

87

17

16

4

с. Койбалы

Бейский р-н

Сентябрь 2012

91

11

15

5

аал Ах-Хол

Усть-Абаканский р-н

Ноябрь 2013

117

18

14

6

аал Тюрр-Тасс

Аскизский р-н

Ноябрь 2013

111

12

16

7

с. Большие Арбаты

Таштыпский р-н

Январь 2014

99

16

20

8

с. Березовка

Алтайский р-н

Май 2014

107

10

15



Первый дом в аале Политово уже готов. Три – планируется сдать до конца этого года. Еще четыре учительских дома будут построены в 2013 году; из них три дома предоставят молодым специалистам. Стоимость каждого учительского дома оценивается приблизительно в 15 млн руб. Средства выделены из бюджета Хакасии в рамках региональной программы. Участие в ней принимают и муниципальные власти.

Сводные данные по финансированию строительства школ по проекту «Учительский дом» в 2011–2012 гг.

Населенный пункт

Расходы из республиканского бюджета

(в тыс. руб.)

Расходы из муниципальных бюджетов

(в тыс. руб.)

Финансирование в рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования в РХ в 2012 году

(в тыс. руб.)

Итого

(в тыс. руб.)

1

с. Политово

14 009,0

780,0

1003,3

15792,3

2

с. Смирновка

13 908,0

400,0

834,5

15142,5

3

с. Верхние Сиры

14 780,0

600,0

328,9

15708,9

4

с. Койбалы

13 999,0

450,0

568,9

15008,9

Итого

61652,6


Учительский дом спроектирован таким образом, что в одной половине находится малокомплектная школа с двумя учебными классами, в которой может обучаться 20 человек, спортзалом, буфетом, медкабинетом, учительской, душевыми кабинами, санузлом, а в другой – трехкомнатная квартира для учителя, также со всеми удобствами: с холодной и горячей водой, душевой, центральным отоплением.



Школа будет функционировать не только как образовательный центр, но и как центр культуры. Будут работать различные формы художественной самодеятельности, кружки прикладного искусства. Появится возможность создавать сельские команды КВН, спортивные команды. Кроме того, при школе будут заложены большие фруктово-ягодные сады, которые станут школой приобретения знаний садоводства, земледелия, воспитания любви и уважения к своей земле, красивому труду, созиданию прекрасного и полезного своими руками. Плюс ко всему – реализация продукции сада значительно укрепит финансово-материальную базу школы.



1 сентября 2012 года за школьные парты первого учительского дома сядут уже 10 юных жителей аала Политово. Для жителей Политово появление новой школы стало настоящим праздником, особенно для учительницы начальных классов Янины Боргояковой. Она живет в соседнем селе Усть-Чуль, и последние 13 лет ей приходилось каждый день добираться к детям пешком и на попутках в соседнее село за 12 км.



Сегодня представляется вполне обоснованным утверждать: сельский тип поселения, деревенская культура, образ жизни, а следовательно, и сельская школа будут существовать и развиваться на протяжении длительного исторического периода, сохраняя специфические, существенные черты в рамках единой национальной культуры и того поля, которое называют единым образовательным пространством. Поэтому проблема модернизации сельской школы – это общенациональная проблема, связанная с судьбой государства. И потому программа сохранения и развития сельской малокомплектной школы должна носить общенациональный, государственный характер.
Ирина Грязнова,
заместитель министра образования и науки Республики Хакасия

?

Log in

No account? Create an account