Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Институт общественного управления
eurekanext

В современной российской школе основная проблема заключается в том, что в образовании, где общественность не обладает управленческими полномочиями, происходит все большее отчуждение общества от школы. По существу все реально значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность школы, до сих пор на уровне управленческих решений в 99% школ у нас определяются директором либо учредителем и вышестоящими уровнями государственного управления, включая содержание обучения, систему оценивания, экономику школы, кадры и т.п.

Единственный выход из создавшейся негативной ситуации – это введение института общественного управления школой, то есть создание условий для трансформации школы в реальный институт гражданского общества. В противном случае сфера образования все больше и больше будет отставать от социальных процессов, так как скорость трансформации общества существенно превысила скорость трансформации системы образования.
Существующие формы общественного участия (в частности, попечительские советы) имеют вспомогательные (совещательные, благотворительные), а не собственно управленческие функции, не имеют серьезного влияния на принятие ключевых управленческих решений о школе, так как представлены родителями учащихся, воспитанников.
Изменению этой ситуации на уровне общеобразовательных учреждений призвано служить создание школьных Управляющих советов, призванных взять на себя определенные управленческие функции и, более того, влиять на выработку и реализацию стратегии жизнедеятельности школы, стать органом стратегического управления школой.
Во-первых, если мы хотим действительно развиваться как ОУ, то следует понимать необходимость привлечения ресурсов общественности к управлению школой. Наиболее полно этот процесс выразится через создание Управляющего совета. Так как членами Управляющих советов образовательных учреждений могут стать представители различных категорий участников образовательного процесса, общественности, органов местного самоуправления и т.д., то он действительно является механизмом привлечения общественности к управлению ОУ.
Предполагается, что именно Управляющий совет отражает баланс интересов и несет ответственность за учет мнений всех основных сторон (учащихся, родителей, педагогов, представителей местного и делового сообщества).
Что же Управляющий совет может улучшить в работе школы?
Во-первых, Управляющий совет может помочь донести до работников школы мнение родителей школьников о том, как школа должна учить, воспитывать, развивать детей, а учителям и директору школы услышать пожелания семьи к школе и учителям. Т.е. речь идет об оформлении и предъявлении социального заказа.
Конечно, есть трудности в осуществлении этой задачи, связанные в первую очередь с необходимостью понимания качества образования в современных условиях. Но такие представления – ориентиры качества могут быть выработаны в ходе заседаний, обсуждений. Как это можно сделать? Проще всего, конечно, беседовать с родителями, встретиться с членами родительских комитетов школы, классов. Может быть, члены Управляющего совета составят простые опросные листы (анкеты); отвечая на них, родители, члены совета, школьники расскажут о своих пожеланиях и потребностях.
Правда, чтобы эта работа принесла пользу, важно понимать и объяснять, что школа – не всемогуща, она обязана выполнять некоторые строго обязательные государственные требования и нормы (например, государственный стандарт, базисный учебный план и т.п.).
Поэтому она не может и не должна выполнять все и любые пожелания. Но и не учитывать мнение родителей, общественности и Управляющего совета, конечно, школа не может.
Во-вторых, Управляющий совет может улучшить условия жизни детей в школе, создать в ней более разумный и человечный уклад школьной жизни. Стремясь дать детям максимум современных знаний и умений, школа не должна забывать и об этой стороне своей работы. Именно поэтому качество школьного питания, безопасность детей, комфортность школьной среды, хорошее устройство школьного быта, оздоровительные занятия, разумное сочетание учения и отдыха – все это забота членов школьного Управляющего совета.
Как это можно сделать? Прежде всего надо внимательно, не спеша, изучить, в каких условиях работает школа сегодня, что мешает ей быть такой безопасной и уютной, теплой и доброжелательной, как хотелось бы. Поняв это, можно наметить самые главные будущие улучшения в условиях школьной жизни и вместе со школьной администрацией начать шаг за шагом проводить их в жизнь.
В-третьих, школьный Совет может помочь в улучшении обучения детей, ведь он имеет право экспертировать образовательную программу школы, а также согласовывать школьный компонент, профили обучения и т.п. В этих документах определяется, чему в этом учебном году будут учить детей в каждом классе этой школы, сколько уроков отводится на каждый предмет, какие предметы дети могут изучать по своему выбору, какие дополнительные образовательные услуги и на каких условиях можно получить и т.д.
В-четвертых, Совет участвует в определении стратегии развития ОУ, отраженной в программе развития школы – документа, в котором ясно и четко показывается будущее этой школы, ее завтрашний день и его отличия от сегодняшнего. А это значит, что он может через программу развития улучшить все стороны школьной жизни без единого исключения.
Как это можно сделать? Для начала нужно познакомиться с предлагаемой педагогическим коллективом программой развития, точнее – ее проектом, посмотреть ее основные направления, включиться вместе с учителями в работу над программой как выразители социального заказа (или в ее разработку с азов, если в вашей школе такая программа пока отсутствует). Тогда право на согласование программы, данное школьному Совету, будет использовано с наибольшей отдачей. Это дает возможность преодолеть педагогический эгоцентризм, который зачастую очень четко выражен в подобных документах.
В-пятых, Совет может улучшить положение дел в таком непростом и важном вопросе школьной жизни, как финансовое обеспечение, поиск и привлечение внебюджетных средств, а также наиболее рациональное расходование бюджетных средств.
Как это можно сделать? Прежде всего общественные управляющие должны понять, как финансируется школа, откуда и в каких объемах она получает средства. После этого начинается кропотливая работа по поиску новых источников финансирования школы и путей разумного и экономного расходования средств.
Итак, Управляющий совет может:
  • Помочь уточнить цели школы через предъявление гражданского заказа.
  • Помочь улучшить условия школьной жизни.
  • Помочь улучшить и обновить учебный и воспитательный процесс через гражданскую экспертизу образовательных, воспитательных программ.
  • Помочь определить пути развития школы.
  • Помочь найти ресурсы и средства для этого развития.
  • Увидеть новые возможности улучшения положения дел в школе.
Управляющий совет школы – это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой.
Сказано коротко, но, может быть, пока не очень ясно. Попробуем разобраться, что это означает.
Когда школой управляют только представители официальной «властной вертикали» – учредители школы (Комитет по образованию, главы местных администраций), члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как исключительно «государственный».
Но если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению была зафиксирована 13 лет назад в ст. 2 Закона РФ «Об образовании», это является важным принципом государственной политики в области образования.
Поэтому идея создания Управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане) – не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа.
Управляющий совет – не скорая помощь, не пожарная команда и не группа сборщиков денег для нужд школы, а стратегический штаб школы, постоянный конструктивный помощник и советчик директора школы в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения.
В отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса – учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и классов), педагогов (педагогические и методические советы), Управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления школой (органом внутришкольного управления).
Наталья Шадрина

  • 1
Сорри, высказывание выглядит безжизненно

  • 1
?

Log in

No account? Create an account