Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Выбираем школу для ребенка
eurekanext

Иногда мы пытаемся представить новую школу, но возвращаемся к своему детству, к той школе, в которой учились мы. Кажется, что все было замечательно. Вы выросли, получили профессию, стали успешными людьми. Меняется время, меняется мир, появляются новые технологии, и сегодня мы видим, что дети осваивают девайсы с такой легкостью, с которой нам этого сделать не удается. Дети живут в ином мире, в мире, где перемена становится нормой.

Нашим детям предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, и решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться. Какой же должна быть школа? И кто в школе главный?
Сегодня мы постараемся рассказать вам, как вы можете влиять на содержание образования вашего ребенка. Что важно знать о школе?
Но сначала спросите себя:
  1. По каким основаниям вы выбрали или собираетесь выбирать школу для вашего ребенка?
  2. О каком будущем ребенка вы думаете, глядя на своего малыша?
  3. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать успешный человек?
  4. Может ли выбранная вами школа создать условия, чтобы ваш ребенок был успешным учеником и стал успешным взрослым?
  5. Какой, на ваш взгляд, должна быть современная школа?
  6. Какой должен быть современный учитель вашего ребенка?
А теперь попробуйте ответить на эти вопросы и определить то образовательное учреждение, которое соответствует вашим требованиям.
Вы пришли в школу. Что вас ожидает?
Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;
  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы, могут закрепляться в заключенном между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
Выбрав школу, написав заявление, заключив договор, вы становитесь полноправным участником образовательного процесса. В каждой школе есть органы государственно-общественного управления, которые наделены полномочиями общешкольной конференции по участию в управлении образовательным учреждением, согласованию публичного доклада школ, программы развития, образовательной программы и других локальных актов учреждения. Они в соответствии с Уставом школы представляют интересы общественности, в том числе и родительской.
С 2011 года по всей стране начали реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов. Все школьники, которые сели за парты 1 сентября 2011 года, учатся или должны учиться в соответствии с новыми целями образования, которые задают современное представление о качестве образования. Обратимся к ФГОС начального общего образования.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
– личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
– метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
– предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Совпадают ли ваши представления о результатах с требованиями к результатам во ФГОС?
Возможно, у вас есть собственные представления о целях образования вашего ребенка?
А сейчас попробуем сформулировать основные цели и задачи, которые могут стать вашими предложениями для образовательной программы школы.
Таким образом, мы подошли к разработке одного из самых главных документов школы – образовательной программы.
Основная образовательная программа общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса. Образовательная программа направлена на формирование общей культуры, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Что вы должны знать об образовательной программе школы, чтобы влиять на качество образования вашего ребенка:
1. Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Что это значит? Есть требования к системе образования, устанавливаемые на уровне государства, они реализуются в обязательной части основной образовательной программы через предметные области, которые достигаются в том числе и через предметы. Это обязательная часть, и она должна быть реализована. Здесь вы как представители родительской общественности через Управляющий совет можете повлиять на выбор УМК.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
А вот в части, формируемой участниками образовательного процесса, вы можете делать выбор в соответствии с приоритетами вашего ребенка.
Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
Основная образовательная программа общего образования должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников.
Как можно увидеть, что программа отражает федеральные государственные стандарты и ваш гражданский заказ системе образования?
Во-первых, через учебный план.
Учебный план общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
Обратите внимание!
Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет само образовательное учреждение. Одна из самых проблемных тем в образовании – это сохранение в школе «предметоцентризма» и классно-урочной системы. Поэтому очень важно в образовательной программе задать принципиально другую логику развертывания содержания образования. Например, через разные виды занятий (образовательное путешествие, лаборатория, мастерские и т.д.).
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.
Таким образом, мы с вами, уважаемые представители общественных управляющих, сделали небольшой экскурс по образовательной программе школы.
Надеюсь, что теперь вы будете активными участниками при разработке основной образовательной программы школы и сможете влиять на качество образования вашего ребенка.
Алена Шадрина

  • 1
Прошу прощения, если посчитаете, что я не совсем по теме.
Но я начал проект, который непосредственно касается школьного образования.
В частности, по вопросу о вновь введённом курсе "закона божьего".
Хочу вас пригласить на краткое (менее чем пара минут) ознакомление с идеей этого проекта.
Возможно, он вас заинтересует.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account