?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Маршрут для каждого
eurekanext


Современная старшая школа из «камеры хранения» для учеников постепенно превращается в «центр управления полетами», в котором образовательные маршруты прокладываются для каждого «пилота» индивидуально. Новые образовательные стандарты позволят старшей школе больше соответствовать интересам, целям, способностям и психологическим особенностям современных молодых людей.

Для этого, во-первых, образование в старшей школе должно быть практикоориентированным. В этом случае ребята получат возможность попробовать себя в выбранной профессии, приобрести некоторые нужные им профессиональные навыки.
Во-вторых, образование должно стать индивидуализированным. Карьерные замыслы и возможности у всех учеников разные: кто-то хочет стать балериной, кто-то – женой бизнесмена. Каждому из них для воплощения планов в жизнь нужна своя образовательная программа.
Для того чтобы это образование стало эффективным, необходима особая педагогическая позиция – позиция тьютора, который сопровождает образовательную траекторию ученика. Но в сегодняшней школе получается замкнутый круг: пока нет тьютора, не будет качественного образования, а если нет достойного индивидуализированного образования и права выбора ученика – неоткуда появиться тьютору.  
В-третьих, образование должно быть открытым. Для того чтобы старшеклассники смогли получать необходимую информацию вне школьной программы, школа должна налаживать связи с такими образовательными ресурсами, как музеи, вузы, тренинговые компании, кадровые агентства.
Таковы новые образовательные стандарты для старшей школы. И я абсолютно не согласен с первым зампредседателя комитета Госдумы по образованию, членом фракции КПРФ Олегом Смолиным, который заявил, что старшеклассники еще не готовы самостоятельно решать, какие предметы им учить, а какие нет. Он считает, что с внедрением новых стандартов у учеников появится соблазн не изучать предметы, которые кажутся трудными.  
На мой взгляд, сама система образования должна воспитывать у учеников ответственность за собственный выбор. Проблема не в том, что некоторые школьники могут оказаться не готовыми к этому выбору, а в том, что нынешних школьников практически никто не готовит к осознанному выбору, а нынешняя школа и не позволяет им выбирать! На собственном опыте знаю, что старшеклассники – юноши и девушки, а вовсе не дети, как думает о них Смолин, – уже могут не только выбирать, но и совершать взрослые поступки. Постоянно убеждаюсь, что 14–15-летние «дети» способны не просто разрабатывать серьезные социокультурные проекты, но и реализовывать их, самостоятельно находя для этого средства.
Удивляюсь нелогичности и непоследовательности позиции коммуниста Смолина. Когда я учился в школе, советская идеология ставила нам в пример Аркадия Гайдара, который в 14 лет уже командовал полком. Подросток Гайдар считался образцом взрослости, самостоятельности и ответственности. В то же время О. Смолин не считает современных старшеклассников взрослыми и отказывает им в возможности самостоятельно принимать решения даже в таком пустяковом, по сравнению с командованием полком, деле, как выбор школьных предметов. То ли школьники теперь не те, то ли коммунисты…
А соблазн не изучать трудные предметы появляется только в том случае, если процесс обучения в целом не увлекателен, не интересен и бессмысленен для школьника. Если ученику обучение интересно и важно, в любом возрасте он преодолеет эти соблазны.
Михаил Черемных,
директор Гуманитарного лицея г. Ижевска,
старший научный сотрудник Института развития образования УдГУ,
вице-президент Межрегиональной тьюторской ассоциации

  • 1
Если ребенок не научится самостоятельно и ответственно с риском выбирать в детстве в школе, то он уже не сможет самоопределяться, принимать решение и выбирать никогда и нигде... Время соответствующих личностных изменений упущено Сензитивный период, как говорят психологи, из биографии выпал.

Re: Право на выбор

А каким местом в новых стандартах предусмотрено _обучение_ выбору-то? До 9 класса - никакого выбора, а потом вдруг бац - и изволь сделать. Причем необратимо. Это обучение? Как, оказывается, все просто... а Дьюи, Выготский, Давыдов и т.п. просто были дурачками, видимо.

Безумно противно, когда к образованию наинают примешивать политику и ссылаться на политические идеологии оппонентов…

Для этого, во-первых, образование в старшей школе должно быть практикоориентированным. В этом случае ребята получат возможность попробовать себя в выбранной профессии, приобрести некоторые нужные им профессиональные навыки.
Практикоориентированный подход к образованию не имеет прямой связи с ранним профессиональным образованием. Для реализации возможности попробовать себя в выбранной профессии для всех учащихся, бюджет школы должен быть на пару порядков побольше :-) Сомневаюсь, что за процитированной фразой стоит какая-то реальность или термин «практикоориентированное» понимается автором весьма специфично.
Кстати, а чего только в старшей школе? Практикоориентированные технологии весьма хорошо работают еще с началки! Или распредмечиванием, развитием ответственности и формированием деловых компетенций (как свойств-следствий практикоориентированного подхода) только в старшей школе начнем заниматься?

Во-вторых, образование должно стать индивидуализированным.
Кому должно и из чего это следует? Тезис недоказан!
Равитие уникального индивида вполне реализуется в рамках личностно-ориентированного подхода в коллективной системе образования!


Когда я учился в школе, советская идеология ставила нам в пример Аркадия Гайдара, который в 14 лет уже командовал полком.
Ну, с тех пор информацию можно было бы и проверить! :-) Полком Гайдар начал командовать в 17 лет…

А соблазн не изучать трудные предметы появляется только в том случае, если процесс обучения в целом не увлекателен, не интересен и бессмысленен для школьника. Если ученику обучение интересно и важно, в любом возрасте он преодолеет эти соблазны.
Автор как-то странно проигнорировал еще одного участника образователього процесса — родителя!…

Edited at 2012-06-26 09:54 am (UTC)

2. "тезис не доказан". Контекст: разъясняется текст стандарта. Согласно стандарту, образование должно стать индивидуализированным. ( это в стандарте в нескольких местах прямым тексом. В стандарте как минимум три механизма индивидуализации). Это не научная, а публицистичечкая статья. Здесь не предполагается еаучное доказательство тезиса - это тезис другого типа.
Личностно-ориентированное, коллективное - слова... Образование не перестает быть ни коллективным, ни личностно-ориентированным. Но возможностей для человека (не сугубо индивида, а индивидуальности) новый стандарт дает больше, чем сугубо классно-урочная форма с одинаковым для всех расписанием и содержанием.

4. Не соглашусь, что автор проигнорировал родителей. Или родители - неучтенный тормоз, который помешает ученику преодолеть соблазны и выбрать нужное? Наличие родителей, по-моему, только усиливает тезис автора.

А относительно 1., думаю, имеет смысл поподробнее ознакомиться с практической деятельностью автора, в которой содержится ответ на вопрос, что понимает автор под практикоориентированностью

"Не соглашусь, что автор проигнорировал родителей. Или родители - неучтенный тормоз, который помешает ученику преодолеть соблазны и выбрать нужное? Наличие родителей, по-моему, только усиливает тезис автора."

Наличие родителей к сожалению палка о двух концах - это действительно неучитываемый фактор, который может как помочь ребенку с его образовательной траекторией, так и свинтить ее в штопор в противостоянии ..
Думаю абсолютно у каждого найдется в загашнике личный или опыт знакомых на эту тему ..
Оно всегда было для внешкольных занятий, когда ребенок хочет одного, родители заставляют заниматься другим .. Добавляется риск, что сломавшись под напором родителей в выборе маршрута в самом начале ребенок не сможет в последствии поправить. Механизмы не очевидны .
Наличие "острого" выбора к сожалению реальный фактор риска всегда и во всем - вопрос лишь в оправданности .. И это не проанализировано - здесь по крайней мере. Хотя безусловно обсуждается не первый год ..

«думаю, имеет смысл поподробнее ознакомиться с практической деятельностью автора, в которой содержится ответ на вопрос, что понимает автор под практикоориентированностью»
1) А я как раз так не думаю! Человек с такими регалиями либо должен изъясняться на грамотном профессиональном языке, либо… регалии к профессионализму не имеют прямого отношения.

2) «Контекст: разъясняется текст стандарта.» У нас с Вами разная оценка этого текста. Достаточно хорошо зная новые стандарты, я не смог там увидеть разъяснений по сути, а только агитацию за субъективное видение автором этих стандартов.
«Личностно-ориентированное, коллективное - слова...» Также, как и «образование должно стать индивидуализированным»; просто кто-то видит за словами содержание, а кто-то нет. Иногда это видение позволяет различить, что в научных, что в публицистических статьях интеллектуальную пустышку!…
«Но возможностей для человека… новый стандарт дает больше…»
Возможностей новый стандарт дает почти столько же (и индивидуальные учебные планы уже давно используются, и малые группы, и профильные классы… и классно-урочная система (там, где хотели, этому не мешала), да и в новом стандарте, что-то я запрета на нее не усмотрел :-)), новый стандарт меняет цели образования (парадигму, если хотите)!
А здесь (в статье) я вижу уши тех самых старых целей в попытке впихнуть их в формы нового стандарта! Да еще на фоне политической риторики! Бр-р-р-р… мерзкое ощущение!

4) В тезисе автора родитель не представлен никак!!! Весьма вероятно, что наличие родителей усиливает его тезис, с той же вероятностью ослабляет его или вовсе не влияет на этот тезис!… :-) В самом тезисе родителя нет: ни слова о подготовке к школе, о формировании мотивации, об формировании ответственности за свой выбор — речь исключительно о процессе обучения! Однако образовательный процесс шире и сложнее, чем процесс обучения — эти «уши» и выдают в авторе представителя старой парадигмы, примеряющего на себя платье из новой…

«Согласно стандарту, образование должно стать индивидуализированным.»
Я понимаю, что для многих «индивидуальные траектории развития» и «учет индивидуальных особенностей учащихся» — это индивидуализация образования, что большинство педагогов «сосну» от «елки» до сих пор не отличают, но в СМИ это проходить не должно (ну, или, как минимум, должно получать соответствующую оценку)!
(Для справки, из словарика, чтобы подобное невежество меньше в блогах появлялось: «…При индивидуальном образовании каждый ребенок обладает правом обратиться к любому преподавателю с просьбой быть своим учителем-наставником; здесь не даются задания на дом; предметы преподаются в объеме недельных блоков и оцениваются на основе коротких объективных тестов, результаты к-рых отмечаются на индивидуальном графике выполнения программы; здесь нет табелей успеваемости; учителям запрещается информировать родителей, если ребенок этого не желает, и детям не обязательно ходить на уроки, вместо этого они могут ходить в библиотеку или комнату для самостоятельных занятий. В дополнение к традиционной школьной программе здесь тж существует творческая программа, к-рая состоит из обучения всему тому, чему дети захотят научиться, всему тому, чему учителя школы или др. люди их пожелают учить, и всему тому, чему директор школы разрешит обучаться.»)

«Но возможностей для человека… новый стандарт дает больше, чем сугубо классно-урочная форма с одинаковым для всех расписанием и содержанием.»
Но для правил правописания компьютер дает больше, чем шариковая ручка! :-)
Ничего, что классно-урочная — это форма, а стандарт — это цели и задачи?! (рит.)
Ничего, что новый стандарт может быть реализован в том числе и в классно-урочной форме, а старый мог быть реализован в том числе и не в классно-урочной? (рит.)
Это называется «в огороде бузина, а в Киеве дядька»!

«Или родители - неучтенный тормоз, который помешает ученику преодолеть соблазны и выбрать нужное?»
Родители — полноправный субъект образования! Поэтому говорить исключительно о желаниях и соблазнах ученика просто поверхностно!

«»думаю, имеет смысл поподробнее ознакомиться с практической деятельностью автора, в которой содержится ответ на вопрос, что понимает автор под практикоориентированностью»
А я, знаете ли, не к личности автора отношусь и не оцениваю его профессиональных качеств, а оцениваю его текст!!! И искренне считаю, что чем меньше будет таких невежественных текстов в сети, тем всем будет лучше!!!


  • 1