?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Нет опыта выбора
eurekanext

Сквозными образовательными результатами, на которые стандарт призывает ориентироваться школы, являются образовательная самостоятельность, образовательная инициативность, образовательная ответственность. Эти качества востребованы сегодня не только в образовании, но и в социальной и профессиональной деятельности.
Перечисленные в ФГОС показатели личностной успешности не являются бесспорными, можно обсуждать последовательность их изложения и т.п. Вместе с тем это серьезный шаг вперед как в определении перспективных направлений образовательной деятельности, так и в инструментализации оценки личностного развития учащихся в условиях обучения в школе. Большинство из предложенных показателей подлежат измерению в принципе, а по некоторым из них существуют надежные и валидные психологические тесты.
На метапредметном уровне образовательных результатов ФГОС предлагает в качестве показателей использовать уровень освоения учащимися набора умений: 1)  самостоятельно определять цели, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2)  самостоятельно планировать пути  достижения целей; 3) соотносить свои действия с планируемыми результатами; 4) оценивать выполнение учебной задачи; 5) принятия решений и самооценки; 6) использовать логические средства мышления; 7) использовать знаковое и символическое мышление; 8) использовать смысловое чтение; 9) организовывать индивидуальную и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 10) осознанно использовать речь в соответствии с задачей коммуникации; 11) использовать информационно-коммуникационные технологии; 12) применять в жизни экологическое мышление.
Что касается предметных результатов освоения образовательной программы основного общего образования, то они фактически низведены до разряда средств достижения личностных результатов. Они должны обеспечивать успешное продолжение обучения на следующей ступени образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей.
Таким образом, планируемые изменения в образовательном процессе и способах его контроля ведут нас к достижению измеряемого личностного прогресса учащихся в условиях школы.
Прогрессивные тенденции в развитии образования связаны с необходимостью пересмотра традиционных функций профессиональной деятельности учителя: 1) трансляции и репродукции знаний в готовом виде; 2) охраны ребенка от общества и общества от ребенка; 3) надзора за детьми с целью пресечения их неадаптивной активности. Именно в указанных целевых установках выражается суть авторитарно-исполнительской, консервативно-механистической модели общего образования, которую в современных условиях просто необходимо преодолевать в целях общественного и экономического развития страны.
В качестве альтернативы можно предложить инновационно-технологическую модель образования, в которой выделены следующие функции педагогической деятельности: 1) открытие проблемности и смыслов окружающих человека реальностей; 2) создание условий свободного выбора пути приобщения к социально-культурным ценностям; 3) выявление зон неопределенности и развития жизнедеятельности ребенка; 4) культивирование разнообразных форм творческой активности учащихся.
Образование необходимо рассмотреть как личностный ресурс и оценивать его эффективность с позиций значимости для развивающегося человека, возможности для учащихся лучше понять себя и окружающий мир, и как следствие – быть счастливыми. Обретение человеком самого себя, смысла жизни, его реализация в личной и социальной деятельности – вот цель, достойная образовательной системы. Для нее является принципиальным не срок обучения или его содержание, а именно психолого-педагогическая поддержка и организационное обеспечение свободной жизни и мысли человека в условиях образовательного учреждения.
Что касается учащихся, то умения выбирать у них нет, потому что нет опыта выбора, а если не вводить новые ФГОС, то такой опыт никогда и не появится.
Петр Бондарев,
доцент кафедры психологии и педагогики высшего образования
Кубанского государственного университета, г. Краснодар

  • 1

Время выбора

На празднике последнего звонка один наш выпускник, Никита Найчуков, в благодарность своим учителям начальной школы произнес странную, на первый взгляд, речь: «Когда я закончил начальную школу и перешел из Монтессори в «Эврику» (тогда это были разные школы. – Н.М.), я скучал по своим учителям, по былой свободе учебы и перемен, первое время ходил в гости, ностальгировал... Потом началась бурная подростковая жизнь и другие проблемы, я стал забывать, как это было. Но вот потом, в старшей школе, когда пришло время работать на будущее, я круто пожалел, что учусь не в Монтессори». О чем это он? Напомню, что педагогика М. Монтессори предполагает свободный выбор учащимся материала для работы, учебного маршрута, расписания на день, неделю и далее, формы и объема «отчетности» о приобретенных знаниях. Оглядываясь назад, на свою учебную историю, выпускник сожалеет, что степень свободы выбора в старшей школе была невелика. А ведь именно старшая школа – время и место не учебно-тренировочного, а насущного выбора стратегий и способов приближения к своему желаемому будущему. В школьной жизни в число этих стратегий и способов как раз попадают предметы, экзамены, индивидуальные учебные и профессиональные проекты, а также события и конкурсы, которые старшеклассник выбирает из бесчисленного количества, отвечая себе на вопрос: «Что именно поможет мне приблизиться к цели?». Соглашусь с Никитой, что идеальная старшая школа – это пространство максимально свободного выбора и ответственной пробы этого выбора на истинность и адекватность. За два года можно многое успеть понять про себя и свое возможное будущее! Ну если сопровождать выбор анализом и рефлексией, конечно.
Почему некоторые старшеклассники не готовы (не могу сказать – не способны) делать выбор? Видимо, потому, что мало подобного, и что важно, настоящего опыта выбора было приобретено в начальной и основной школе. Думаю, что если в ближайшем будущем выпускники началки и подростки, а также их учителя и родители по-прежнему будут опасаться всякой возможности выбора, это будет означать, что мы не реализуем (профанируем) новый ФГОС, где ценность данной компетентности ярко обозначена. Не сомневаюсь, что мы должны стремиться к увеличению количества и качества выбора от ступени к ступени. И тогда довольные старшеклассники смогут сказать о старшей школе: «Ух ты! Почти как в Монтессори!»

Надежда Муха,
заместитель директора МБОУ СОШ «Эврика-Развитие»

  • 1