?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Школа – пространство проб
eurekanext

Готовы ли сегодняшние девятиклассники к выбору предметов в старшей школе – вопрос, не требующий серьезной дискуссии: нет, не готовы! Их не учили этому. Они все как один учились по единому расписанию все девять лет, они все как один заучивали одни и те же правила и теоремы, они все выполняли, как правило, одинаковые для всех домашние задания. Выбора-то особого и не было. А раз не учились они в основной школе делать ответственный выбор (негде было этому научиться), то и к десятому классу ответственный выбор они сделать не смогут. Вопрос в том, считаем ли мы это нормой? Я уверен, что это не норма. В норме как раз школа должна стать пространством безопасных социально приемлемых проб для ребенка, чтобы на собственном опыте он научился делать ответственный выбор во всем. И новые стандарты в начальной и основной школе на это нацелены. По этим стандартам уже целый год учились ребята, которые в мае закончили первый класс. Вот именно они через восемь лет должны быть способными сделать ответственный выбор: например, выбор предметов, которые им необходимо углубленно и расширенно изучать в старшей школе. Выбор огромный – 37 часов в неделю. Причем все эти 37 часов бесплатны для ребенка. Не нужно пускать информационную утку, что все предметы по выбору – за деньги! Сложно себе представить ребенка, который при условиях шестидневки учился по шесть-семь уроков в день и ему не хватило этих часов, чтобы реализовать свои интересы в предметных областях. Правда, для этого надо ребенку предоставить право выбора. Новый стандарт старшей школы такое право детям дает. Первыми этим правом полноценно воспользуются нынешние второклашки уже через восемь лет.
А сегодня нужно работать над тем, чтобы к выбору эти дети были готовы. Иначе не способные выбирать свою образовательную траекторию в школе дети вырастут во взрослых, которые не способны к адекватному и ответственному выбору вообще.
Роман Селюков,
заместитель директора ИПОП «Эврика»

  • 1

предпрофильная подготовка

Вы так пишете, будто не было с начала двухтысячных большого проекта на федерально-региональном уровне по профильному обучению и предрофильной подготовке и который не нашел отражения в БУПе-2004 и элективных курсах, будто и до того не велась с начала 90-х работа по профильному обучению, которая ге могла не повлиять на образовательные программы и задачи второй ступени.
Вообще, От того, что какой-то федеральный проект официально прекращен - те, кто поверили в него, знают что и зачем делают - не остановятся и не станут жить по- старому.
После 9-го, кстати, выпускники выбирают половину экзаменов ГИА. А еще - в какое учреждение им вообще дальше идти. Может, даже и не школу вовсе.

А еще так пишете, бкдто кроме школы у подромтков никакой другой жизни у них нет. И если школа не предусмотрела, то и выбирать-то им было негде... Да даже та же система допобразования, чтобы дальше не ходить...
Так что с очевидностью утверждения "выбирать не готовы" - не согласна

Делать и сделать - не одно и тоже

Уважаемая Мария Валерьевна,
аргументы Ваши слышу. Мы обсуждаем ФГОС старшей ступени и я не касался того, что происходит вне школы, а касался того, что охватывает ООП старшей школы. Все, что вне школы может эффективно готовить ребенка ко многому, в том числе и к ответственному выбору. Вопрос в том - хочет и может ли школа целенаправленно влиять на это.
По факту сегодняшнего дня:
- многое делалось в рамках различных федеральных, региональных, муниципальных и школьных проектов. С этим не спорю. Насколько масштабно то, что СДЕЛАНО? Какова доля детей, которые благодаря предпрофильной подготовке сумели развить в себе компетенцию выбора (я не говорю о профориентации!!). Насколько курс "Основы выбора профиля обучения" в рамках БУП в 9 классе помог комплексно решить эту задачу? Ощущение, что массово- врядли! В некоторых школах - да!
- согласитесь, что выбрать экзамен после 9 класса - не равно выбрать ответственно и максимально точно для себя дальнейшую образовательную программу;
- думаю, что врядли будете спорить, что после 9 класса едва ли наши выпускники массово сегодня адекватно и точно выбирают профессию или программу, на которую идут в учреждение профобразования.
- думаю, врядли будете спорить и с тем, что выбор из одного профиля обучения в школе - это действительно выбор. Массово в школах у нас по 2 и меньше класса в параллели - один 10 класс общеобразовательный, а второй - профильный ( данные мониторинга КПМО: кажется был показатель 4.2.3 - Количество учащихся на старшей ступени школы. У лучших регионов было значение чуть больше 100, то есть по 2 класса в параллели в среднем)
- думаю, что врядли станете отрицать, что в отсутствии легальной возможности взаимных расчетов между школами (а она вот только появляется в автономных и бюджетных учреждениях) у сети муниципальных школ была мотивация и реальная возможность реализовать сетевую модель профильного обучения.
Факт, что массово серьезных изменений не произошло. Вместе с тем - "артподготовка" к сегодняшнему дню школами проведена. Но это значит, что есть шанс подготовить нанешних учеников начальной школы к моменту окончания ими 9 класса к адекватному ответственному выбору (или проектированию) своей образовательной программы в старшей школе ОДНОЗНАЧНО ЕСТЬ!
А это означает, что нужно работать в этом направлении! Системно, комплексно и скурпулезно работать...
Школа должна в норме подготовить детей к окончанию 9 класса быть способными к ответственному выбору. Подчеркиваю - ДОЛЖНЫ!!!

Re: по частям, не по порядку. сколько в параллели

Не согласна с интерпретацией ситуации с параллелями на старшей ступени. Чуть больше 100 у лучших - кого? школ? регионов? Если регионов, моя интерпретация такова: в больших и средних городах - есть школы с большой третьей ступенью, но много маленьких сельских, где по 10 человек - вот и среднее

девятиклассники

Уважаемый Роман Викторович, говоря о готовности 9-классников и того - в обоснование - по каким учебным планам и программам они учились, Вы все же явно не о стандарте и образовательных программах старшей школы говорите. Как минимум - о предыдущих ступенях. И в учебном плане-2004, и -1998 предусмотрена пропедевтика выбора. Более того, даже то, что единое и обязательное для всех, дало им возможность получить представление обо всез этих предметах, почувствовать, что дается, к чему лежит душа, увлечься чем-то...
И считаю, отбрасывать все, что не входило в формальные рамки школьной программы, оценивая готовность и способности девятиклассников, недопустимо для заключения выводов. Уж слишком тогда школа переоценивает свое влияние - с одной стороны, а с другой - эдак мы отбросим все психологические и физиологические закономерности развития.
А экзамены в 9-м сопряжены с поступлением в 10. Это не способ облегчить себе жизнь, а тоже серьезный важный шаг, на практике реализующий действие выбооа - в том числе предметов и программ на будущее.
Вот чего не хватает в стандарте (или я упустила?) - гарантии нетупиковости выбора, гарантии его систематического пересмотра, гарантии дополнительной помощи/неотставания при корректировке ИОП и переходах. не как исключительный случай, а как планово предусмотренный, для всех

  • 1