Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Каким должно быть Открытое министерство
eurekanext

Понятно, что вопрос «Каким должно быть Открытое министерство образования и науки Российской Федерации?» прежде всего о том, как должна быть устроена экспертная поддержка принятия управленческих решений со стороны Минобрнауки России. Но не удержусь от того, чтобы заметить: в вопросе сразу по умолчанию принимается ключевой принцип работы Министерства образования и науки Российской Федерации – открытость.

И для меня это прежде всего:
– своевременное информирование граждан и в том числе профессионального педагогического сообщества о готовящихся изменениях в нормативно-правовой базе и возможных направлениях изменения (например, изменившийся в 2010 году Порядок аттестации педагогических работников можно было бы на этапе его подготовки открыть для обсуждения профессиональным педагогическим сообществом ключевых проектных идей еще в 2009 году). Бесспорно, большинство проектируемых изменений можно вычитать в тексте федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы. Но так ли легко гражданам вчитаться в этот документ? 
– информирование на понятном гражданам языке о принятых нормативных актах (очень важная задача!) на сайте Минобрнауки России и в прессе. Может быть, тогда нам удастся избежать неверных трактовок и искажений вполне здравых и прогрессивных решений, которые принимаются (например, проект стандарта для старшей школы, выпущенный для общественного обсуждения без специального комментария, породил убежденность обывателей, что обязательные часы в школах будут бесплатными для потребителей услуг, а вот все остальное станет платным, а ведь этого в текстах проектов стандарта и не было совсем);
– легитимное вовлечение инновационных образовательных учреждений в апробацию проектных идей, которые впоследствии могут лечь в основу нормативных актов и инструктивно-методических материалов, принимаемых Минобрнауки России (ведь сеть таких учреждений на сегодня уже строится: Федеральные инновационные площадки – инновационная инфраструктура в сфере образования).
Теперь, собственно, об Открытом министерстве образования и науки.
Думаю, что простым аналогом Общественного совета при Минобрнауки России не решить задачу вовлечения экспертов в определение стратегии и тактики развития образования в Российской Федерации. Нужна инфраструктура, которая обеспечит на постоянной основе эффективное экспертное обсуждение ключевых направлений и конкретных управленческих решений по развитию системы образования и обеспечению получения гражданами конкурентоспособного на мировом уровне качественного образования.
Эта инфраструктура должна быть сетевой. Нужна сеть экспертных сообществ, придерживающихся разных позиций, разных взглядов на проблемы развития образования. 
Эта инфраструктура должна быть мобильной: под любую актуальную проблему может сформироваться сетевое экспертное сообщество (одно или несколько).
Эта инфраструктура должна быть технологически оснащенной: экспертная электронная среда с необходимым инструментарием для осуществления профессиональной коммуникации, совместного проектирования оформления и презентации его результатов.
Эта инфраструктура должна быть независимой: правила, по которым квалифицированные эксперты входят в экспертную сеть, могут задаваться на федеральном уровне, но собственно формирование персонального состава сетевых сообществ не должно регулироваться со стороны ведомства. В таком случае эта инфраструктура, на мой взгляд, должна поддерживаться общественными фондами, так как профессиональная экспертная деятельность должна быть оплачена.
Эта инфраструктура должна иметь легитимную сеть инновационных площадок (инновационных образовательных учреждений) для апробации, экспериментального внедрения и, возможно, дальнейшей диссеминации опыта реализации новых моделей, механизмов в сфере образования. Прообраз такой сети уже существует: инновационная инфраструктура в сфере образования – строящаяся сеть федеральных инновационных площадок.
Наверняка какие-то ключевые принципы в этот перечень нужно добавлять и обсуждать. Формирование модели Открытого министерства образования и науки Российской Федерации должно происходить тоже открыто. Обсуждение образа этой модели в газете «Вести образования» дает возможность включиться экспертам в проектирование этой модели здесь и сейчас. Приглашаю к дискуссии по этому вопросу.
   Роман Селюков   

  • 1
Полбеды, что граждане не понимают ваши стандарты, их не понимают даже учителя, директора и чиновники в региональных управлениях образования!! Что это за стандарты? для кого они написаны, если к ним требуются дополнительные разъяснения смысла? может имеет смысл наконец попробовать их написать сразу понятно?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account