Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Иллюзия
eurekanext

Идея «открытого министерства» находится в уже широко обсуждаемом тренде «открытого правительства». Перефразируя известный тезис, можно сказать, что «открытое министерство лучше закрытого». И если продолжать рассматривать этот орган управления как «мозг» системы образования, то облегчение доступа к нему от периферийных «органов чувств» можно только приветствовать. Но ведь министерство никакой не «мозг», и если претендует на эту роль, то только потому, что непублична сама образовательная политика, простым исполнителем которой оно должно выступать. Поэтому в конечном счете «открывание министерства» под заявленные цели – не более чем иллюзия: ведь «конструктивное решение проблем и анализ новых идей» по-прежнему будет зависеть от квалификации и компетентности чиновников, решающих, какое предложение или суждение заслуживает внимания. А чиновник, как известно, – человек должностного функционала, а не независимый эксперт, оперирующий проблематикой образования в социально-культурном, экономическом, политическом и многих других метаобразовательных контекстах.
Поэтому, на мой взгляд, нужно не министерство открывать, а превращать образование в предмет публичного обсуждения на всех возможных форумах, прежде всего в СМИ. Представления значительной части наших сограждан, в том числе учителей и управленцев, о современном образовании (и мировом, и отечественном) часто вопиюще невежественны, мифологичны, дремуче-консервативны. И только перманентная общенациональная дискуссия сможет сформировать референтное и не зависящее от управленческих структур экспертное сообщество, способное расчистить авгиевы конюшни предрассудков, предубеждений и двойных стандартов в суждениях о том, зачем российские дети 2010–2020 годов должны ходить в школу. Адекватная образовательная политика невозможна без прояснения оснований, на которых совершается выбор той или иной модели его развития. А право такого выбора должно принадлежать не одному государству с его отраслевым министерством, а всему обществу, поскольку впрямую касается судеб и жизненной состоятельности наших детей.
Словом, если не иметь в виду выход на «открытость образовательной политики», то идея «открытого министерства» очень быстро трансформируется на практике в хорошо памятное старшему поколению «дальнейшее совершенствование работы с письмами и обращениями трудящихся».
Владимир Бацын

?

Log in

No account? Create an account