Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Механизм развития образовательной политики регионов
eurekanext

Уже два года в России реализуется проект, связанный со становлением инновационной инфраструктуры в сфере образования – развитием сети ФИП (федеральных инновационных площадок). О его сути и механизмах корреспондент «ВО» побеседовал с Анастасией Белолуцкой, заместителем директора Института «Эврика».

В.О: – Как стать участником проекта и присоединиться к строительству инновационной инфраструктуры в образовательном пространстве РФ?
АБ: – Участником проекта может стать любая образовательная организация, которая пройдет конкурсный отбор и получит статус ФИП.
С одной стороны, вход в проект открыт для максимально широкого круга. ФИПом могут стать сады, школы, вузы, колледжи, учреждения дополнительного образования. Нет ограничений ни по уровню образования, ни по ведомственной принадлежности, ни по организационно-правовой форме или типу учредителя. Частные образовательные организации или, наоборот, некоммерческие фонды и партнерства тоже могут участвовать в конкурсе.
К тому же мы максимально упростили техническую процедуру «входа». Чтобы подать свой проект на экспертизу, не требуется никаких рекомендаций или представлений от вышестоящих органов. Также как не требуется посылать куда-то бумажный вариант заявки. Необходимо просто зайти на сайт http://fip.kpmo.ru, зарегистрироваться и уже с паролем выложить материалы на сайт. А если появляются какие-то технические сложности, то позвонить в контакт-центр.
С другой стороны, есть достаточно высокие требования к содержанию заявок. Реализация проекта ФИП должна в итоге завершиться созданием продуктов, востребованных на федеральном уровне.

– Поясните, что это означает? Ведь каждый проект ФИП уникален?
– Понимаете, ФИП – это место встречи интересов федерального заказчика (в данном случае Минобрнауки) и организации – автора проекта. Точка пересечения модернизации «сверху» и модернизации «снизу». Под модернизацией «сверху» в данном случае мы понимаем ключевые направления сегодняшней образовательной политики. Структура заявки обязывает автора поместить свою инициативу в одну из актуальных федеральных ниш. Сначала организация выбирает, какую из обозначенных в государственных документах задач она будет решать, дальше предлагает механизмы, а уже под заявленные механизмы проектирует продукты. Продуктами могут являться проекты нормативно-правовых актов, методические рекомендации, описания моделей, образовательные программы или модули. Очень важный критерий при экспертизе проектов – чтобы продукт был «отчуждаем» и его можно было бы внедрять в широкую практику.

– Тут мы, кажется, подошли к тому, чем отличается ФИП от авторской школы?
– Да. Чем были интересны ФЭПы (федеральные экспериментальные площадки) и АЭШ (авторские экспериментальные школы)? Прежде всего изюминкой, яркой авторской идеей и, безусловно, личностью самого автора. Это был лабораторный режим работы – цвели все цветы. Но, к сожалению, авторская школа существует только, пока есть и работает ее автор. Чужой опыт не транслируется натурально. Сейчас стоит задача разработки универсальных продуктивных механизмов преодоления объективно существующих разрывов в системе российского образования.

– Может ли быть такое, что школа-ФЭП станет школой-ФИП?
– Да, конечно. Многие лидеры движения ФЭП смогли и оказались заинтересованы в том, чтобы изменить режим работы. Они участвовали в конкурсе на общих основаниях, и некоторым удалось присоединиться к этому проекту и стать ФИПами.

– Вот скажите, многие склонны понимать словосочетание «отчуждаемый продукт» как «коммерциализируемый». У вас какое к этому отношение?
– Безусловно, это очень близкие понятия. Если нам удастся реализовать проект успешно, то есть не просто набрать пул отдельных площадок, а действительно сформировать инфраструктуру, то одновременно (одно – естественное следствие другого) мы начнем обустройство и рынка экспертных услуг в образовании. Если организации удалось создать что-то, востребованное в страновом масштабе, то она, конечно, становится очень высококвалифицированным экспертом.

– Расскажите о том, какие учреждения сейчас входят в сеть?
– За два года конкурсного отбора мы набрали 36 площадок. В позапрошлом году у нас было примерно 120 заявок, и отобрали 16 организаций (потом с двух статус сняли по результатам экспертизы годового отчета), а в прошлом году из 98 заявок прошли 22 организации. На нашем сайте http://fip.kpmo.ru можно ознакомиться с материалами всех проектов. Они лежат в открытом доступе (за исключением промежуточных продуктов).
Пока большинство организаций все же школы, а преобладающая проблематика – новое содержание образования. Очень многие работают на ниве проработки механизмов индивидуализации образования.
Экономических площадок пока очень мало. Есть те, кто занимается сетью, работой с талантливыми детьми, здоровьесберегающими технологиями.
Вузовское сообщество также представлено. Причем отрадно, что это не только и даже не столько пединституты. В этом году поступает очень много звонков от ректоров и проректоров разных университетов. Ощущение, что их интерес к этому проекту нарастает.

– Какие темы особенно востребованы и ценятся экспертами? С чем выйти на конкурс?
– Основные направления деятельности сети ФИП утверждены протоколом комиссии по инновационной инфраструктуре и представлены на сайте. От себя добавлю лишь то, что в общем виде ключевая проблематика лежит на пересечении темы индивидуализации образования вкупе с компетентностными технологиями, экономических моделей, которые позволят это профинансировать, и информационной среды, где индивидуальные образовательные маршруты станут организационно и технически возможными. Но это совсем-совсем общая рамка. Очень востребованы сетевые проекты (кстати, на ФИП может подать и объединение образовательных организаций: ассоциация, консорциум и проч.). Важна разработка механизмов оценивания новых типов результатов на разных уровнях образования, модели структурирования государственного муниципального задания, образовательная франшиза, отработка механизмов венчурного финансирования, модели подготовки общественных управляющих. Тем-ниш очень много, и я уверена, что любая образовательная организация, занимающаяся инновационными разработками, сможет найти куда приложить свои проектные усилия.

– Скажите несколько слов о конкурсе этого года.
– Прием заявок уже объявлен и будет вестись вплоть до 1 сентября.
Судя по количеству звонков, ощущение, что заявок будет много. Повторю, что заявки принимаются на сайте и там можно найти подробную информацию. Неизвестно, сколько новых ФИПов будет отобрано в этом году (квот и обязательств в этом смысле нет). Зависит от качества представленных проектов.
Вообще, конкурс точно будет проведен в этом году и в следующем.

– А дальше?
– Дальше посмотрим. Нет задачи набирать площадки бесконечно (тем самым неизбежно теряя качество). Может, будет набран определенный пул, а потом основная работа будет разворачиваться уже с отобранными организациями. Вообще надо понимать, что ФИП – не наградной статус (как «лучшая школа» или «лучший классный руководитель»). ФИП – это прежде всего механизм. Механизм развития инновационной образовательной политики регионов и Российской Федерации в целом. Когда мы обсуждаем это с руководителями региональных систем образования, то обнаруживаем большой интерес к развитию инновационной инфраструктуры. Потому что понятно, что при общем курсе государства на поддержку инноваций и увеличении федеральных финансовых вливаний в систему образования (которое, по словам первых лиц государства, будет нарастать в ближайшие годы) встает вопрос об изменении стратегии финансирования развития региональных систем образования: с политики «латания дыр» на «проектное финансирование». В этом смысле ФИП – это такой ход «на опережение». Региону выгодно иметь развитую, хорошо работающую сеть ФИПов. Мы в течение последнего месяца провели пять окружных экспертно-аналитических семинаров, где участвовало более 20 регионов РФ. Уже понятно, что в каждом регионе есть своя специфика. И появляющиеся заявки в каком-то смысле являются зеркалом – по ним понятно, в каком направлении кто больше продвинулся. Например, в Осетии больше развито направление информатизации, в Алтайском крае, возможно, будут заявки, связанные с работой с одаренными детьми и моделями внеурочной деятельности. В Ленинградской области могут появиться заявки, связанные с государственно-общественным управлением. Задачка – максимально проявить и включить в инновационную инфраструктуру все качественные инновации, которые реализуются на местах, и довести их до «продуктов».

– Какие основные проблемы вы можете назвать? С чем пришлось столкнуться?
– Основная проблема пока связана с тем, как из 36 отдельных площадок сделать реальную сеть с горизонтальными связями. Мы только начинаем сейчас нащупывать механизмы, благодаря которым «набор проектов» может стать реальной инфраструктурой, которая, правда, сможет «выстрелить» качественными продуктами. Хочется, чтобы сформировались тематические экспертные сети, куда бы входили разные площадки и работали в общем поле проблематики. Этот вопрос активно обсуждался на круглом столе, который состоялся в рамках весенней конференции «Эврики». В этом смысле мы очень рассчитываем, что уже упоминавшийся мною сайт станет площадкой эффективного интерактивного общения и совместной работы ФИПов. Инструменты под это мы сейчас закладываем и разрабатываем.

– Что в ближайшей перспективе?
– Летом мы рассчитываем провести большое сетевое событие на сайте, нацеленное на то, чтобы ФИПы, вызвавшиеся в своих проектах решать одни и те же задачи государственной политики, поработали друг с другом и поняли, какие есть дефициты у отдельных проектов, и осознали сеть как ресурс. Думаю, что данное событие будет открытым и для тех организаций, которые еще только будут участвовать в конкурсе, чтобы они уже заранее понимали, что тут победой и получением статуса история не заканчивается, а только начинается. Статус ФИП – это не награда, а призыв к серьезной совместной работе.

О проекте
Цель:
становление инновационной инфраструктуры в сфере образования для повышения его качества
Задачи:
  1. создать сеть федеральных инновационных площадок (ФИП)
  2. создать систему экспертно-аналитической поддержки сети ФИП
  3. создать механизм перевода разработок ФИП в проекты управленческих решений регионального и федерального уровня
Старт: 2010 год
Куратор в МОН РФ: Департамент стратегического развития Минобрнауки РФ
Координационный орган: Комиссия по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (возглавляет министр образования и науки РФ)
Оператор (экспертная организация): Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Нормативное основание: приказ Минобрнауки России от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»
Сайт:
http://fip.kpmo.ru

  • 1
а чего-то на сайте фип-кпмо 37 площадок, вроде бы...

ТАм 36 организаций и 37 проектов. У МИОО 2 проекта прошло

  • 1
?

Log in

No account? Create an account