Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Все дети – одаренные
eurekanext

Мы давно поняли, что федеральные экспериментальные, авторские, инновационные площадки – это не переходящее красное знамя, это огромный труд всего педагогического коллектива и большая ответственность.
ФИП – это площадки, которые верят в будущее, верят в то, что российское образование станет лучшим в мире. Точно могу сказать, что инновационный режим работы мотивирует учителей, заставляет нас быть там, где образование окажется завтра, а не там, где оно находится сейчас.


Наш путь как инновационного учреждения начался давно. Более 15 лет мы сотрудничаем с Институтом проблем образовательной политики «Эврика», а это означает, что мы уже постоянно работаем в проектном режиме. Вместе с А. И. Адамским я посещала образовательные учреждения Англии и Голландии, знакомилась с лучшими моделями образования зарубежных государств. Хотелось перенести все то перспективное, что приживется у нас в России, то, чем можно «зацепить» детей, родителей, учителей. Изучала экономику и модели управления не образовательных организаций, а организаций сферы бизнеса.
Мы понимали, что стыдно быть нищими, с протянутой рукой выпрашивать деньги у государства. Понимали, что традиционным способом проблему выхода российского образования на передовые позиции не решить. Я смогла донести это и до своей команды, и до всего педагогического коллектива. Мы научились зарабатывать деньги. Мы научились не просто вносить в образование что-то новое, а разрабатывать проекты, которые сделают Россию более культурной, образованной, просвещенной. Мы научились добиваться успехов даже там, где, как считают многие, ситуация провальная. Мы научились делать родителей партнерами, единомышленниками, нашим ресурсом.
Первый мой проект – «Создание комплекса непрерывно¬го образовани¬я» был разработан¬ в 1994 году. На его реализацию¬ я тогда получила грант фонда Дж. Сороса. Проект был направлен на решение комплексной задачи – создание в микрорайон¬е единого образовате¬льного пространст¬ва, включающег¬о дошкольное¬, общеобразо-вательное учреждения¬ и учреждение¬ дополнител¬ьного образовани¬я, что стало удобным для детей, родителей и педагогов. Ведь все учреждения находились в шаговой доступности друг от друга. С помощью этого проекта были эффективно¬ консолидир-ованы кадровые, материальн¬о-технически¬е и финансовые¬ ресурсы.
В 1998 году нам присвоили статус федеральной экспериментальной площадки по теме «Выбор как условие успешности личности на всех стадиях жизни с учетом возрастных переходов в учебно-воспитательном комплексе».
Суть этого проекта – создание в нашем комплексе системы выбора образовательных программ, соответствующих возрасту. Наряду с базовым образованием дети имели возможность выбрать из более чем 50 дополнительных образовательных программ те, что отвечали их интересам, способностям, возможностям. Проект опирался на два ключевых понятия – выбор и успех. Детско-взрослая проектная деятельность, которая разворачивалась в комплексе, становилась ведущей.
В содержании нашей деятельности появляются новые приоритеты. В следующем проекте – «Различные виды деятельности как предметность образования» основополагающими становятся такие понятия, как выбор – инициатива – сотрудничество – успех. Осмысление собственной деятельности позволило нам научиться отчуждать ее, то есть описывать модельно. Мы разработали образовательные программы для педагогических кадров по различным направлениям нашей деятельности, создали инновационный центр повышения квалификации.
В 2001 году нам присвоили статус федеральной авторской экспериментальной школы по направлению «Развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении». Программа повышения квалификации «Методист-проектировщик инновационной деятельности и организатор экспертной деятельности в команде» и ее дополнительные модули «Инновационная модель общего образования», «Государственно-общественное управление», «Развитие информационно-образовательного пространства образовательного учреждения», «Модели детского управления образованием», «Мониторинг инновационной деятельности», «Начальная школа как пространство формирования у ребенка способности к выбору», «Организация работы с одаренными детьми», «Психолого-медико-социальное сопровождение образовательного процесса», «Экономика образования», «Экскурсионная деятельность как образовательная технология», «Экспедиция как путешествие за образованием» были нами апробированы, вызвали интерес среди педагогической общественности Красноярска и Красноярского края. Мы получали заказы от педагогических команд школ на проведение семинаров и консультаций.
 Основные характеристики наших моделей – слияние базового и дополнительного образования при ведущей роли последнего, организованная система выбора индивидуальной образовательной программы, формирование родительского заказа в образовательной программе, участие родителей в ее реализации, оформленные переходы с одной возрастной ступени на другую, событийный мониторинг и мониторинг успешности участников образовательного процесса. Наша модель была опубликована издательским домом «Эврика» в 2005 году в книге «Инновационность как конкурентоспособность».
Были также разработаны «Модели организационно-управленческого, финансово-экономического, нормативно-правового участия попечительских советов в развитии системы общего образования на муниципальном и региональном уровнях» и «Инновационная модель перехода муниципального образовательного учреждения в муниципальную автономную некоммерческую организацию на примере лицея № 9». Эти модели были опубликованы и представлены педагогическому сообществу на конференции «Эврика-Авангард» в Москве, а также красноярскому педагогическому сообществу.
ФИП – это следующая ступень нашего развития. Тема нашего нового проекта – «Образовательное пространство школы как взаимодействие реально-виртуальных индивидуальных образовательных сред для одаренных детей». Мы считаем, что все дети являются одаренными в какой-то области. По сути, это новая модель образования, построенная как школа возраста, в условиях развивающейся реально-виртуальной образовательной среды. Эта среда не статична, она легко подстраивается под каждого ребенка с его индивидуальными потребностями.
Одно из наших сильных преимуществ – то, что наш новый проект не рождается на пустом месте, не возникает из небытия. Мы смотрим вперед, опережаем время, но при этом используем весь накопленный педагогический капитал, имеющиеся педагогические практики, складываем, умножаем, делим, вычитаем. Так, чтобы начать разработку новой модели, нам необходимо было изучить требования к результатам в рамках новых стандартов, физиологические и психологические возрастные особенности детей и с их учетом выделить ведущие виды деятельности, характерные для каждого возраста, определить условия. В эту работу был вовлечен весь педагогический коллектив. Особая роль отводилась психологам. Ведь именно они были главными экспертами при разработке учителями новых образовательных программ для начальной школы и для 5–6-х классов. Мы неоднократно обсуждали новую модель с родителями, заручились их поддержкой, согласовали с управляющим советом.
Нет смысла подробно описывать эту модель – многое можно узнать, зайдя на наш сайт www.liceum9.ru в раздел «Образовательная программа» или на странички газеты «Кнопка», мастерской «Литературный эксперимент». Газета «Кнопка» – форма изучения русского языка в 5–6-х классах, а в мастерской «Литературный эксперимент» изучают литературу. А кроме того, есть мастерская «Лингва» (там изучают русский и английский языки вместе), «Глобальная лаборатория», «Планета загадок» (природоведение и биология), «Виртуальное и реальное погружение в историю», «История Древнего мира с элементами реконструкции» и много чего еще.
Уроки тоже есть. Результаты по предметам, к которым дети должны прийти в конце четверти, не зависят от того, где они занимались – в мастерской или на уроках. Чтобы было понятнее: в 5–6-х классах в начале каждой четверти дети проходят так называемую «вертушку» — знакомятся с предлагаемыми формами организации учебного процесса по каждому предмету и составляют свою образовательную программу, в которую входят базовые, то есть обязательные занятия (мастерские, уроки) и занятия по выбору из перечня предложенных (студии, кружки, клубы). Эта программа визируется родителями и утверждается директором. Непременное условие – программа выбирается на четверть.
При общем количестве 1213 детей в лицее все обучаются в одну смену, причем для 1–6-х классов это школа полного дня. Прогулки, перерывы на обед, бассейн обязательны. Образовательное пространство выходит за рамки лицея – в другие места в пространстве города (музеи, стадионы, театры, библиотеки, природные объекты и т.д.).
В конце четверти – аттестация (она тоже может проходить в разных формах, и дети их выбирают), по результатам которой ребенок получает четвертные отметки по предметам, и итоговое событие, которое организовано как осмысление того, что делалось в четверти, что получилось, а что не получилось. И если в начальной школе присутствуют только элементы выбора (младшие школьники знакомятся с тем, что их ожидает в будущем), то в пятом классе дети учатся выбирать, а во втором полугодии шестого – создавать и реализовывать мини-проекты, в седьмом же проектная деятельность должна стать ведущей. Рядом с учителями всегда психологи, они осуществляют мониторинг метапредметных и личностных результатов. Для нас очень важен индивидуальный прогресс каждого ученика.
Мы только в начале пути, ведь проект рассчитан на пять лет. Но уже сейчас мы активно заняты разработкой технического задания для нового сайта, который станет полноценной электронной образовательной средой. С его помощью можно будет управлять нашей инновационной образовательной программой.
Ирина Осетрова
Подробнее о проекте http://fip.kpmo.ru/fip/project/manage/63.html

?

Log in

No account? Create an account