Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Опережая время
eurekanext
просвиркин_ЖЖ
В 2012 году ЦО «Школа здоровья» № 1679 стал Федеральной инновационной площадкой. Как удалось обычной московской школе получить данный статус? Что же в ней такого необычного?



Свыше 30 лет, занимаясь проблемой преемственности, мы изучаем развитие детей и учащихся в педагогическом, психологическом и медико-физиологическом аспектах, особенности взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности, изучаем об-разовательное пространство в учреждениях г. Москвы и регионах РФ. Это позволяет нам понимать причины тех или иных проблем в их развитии и прогнозировать будущее. Бла-годаря прогностическому подходу к построению траектории развития ребенка, постоян-но изучая мировые тенденции и рынок труда, мы смогли так выстраивать работу образо-вательного учреждения, которая бы опережала существующие тенденции развития ми-рового сообщества. Это позволяет нам быть успешным и конкурентоспособным учреж-дением. Данным подходом на протяжении многих лет мы делимся с другими образова-тельными учреждениями.
Центр образования «Школа здоровья» № 1679 уже много лет работает как феде-ральная инновационная площадка, который известен не только в Москве, но и в различ-ных регионах РФ. Занимаясь проблемой преемственности в системе непрерывного обра-зования, Центр образования с 1992 года активно сотрудничает с образовательными уч-реждениями г. Москвы, Иваново, Заволжска, Кинешмы, Твери, Пензы, Смоленска, Ал-дана, Владикавказа и другими регионами РФ. В период с 2007 года по сегодняшний день было проведено свыше 30 семинаров и конференций, а также 14 выездных научно-практических конференций в регионах РФ.
Открыты городские экспериментальные площадки: «Технология преемственности – основа формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении» (с 2007 по 2010 год), «Технология преемственности как условие преодоления проблемы неуспешности в образовании детей и учащихся на каждой возрастной ступени» (2010–2013 годы) и «Центры преемственности» в г. Твери, Иваново, Заволжске, Кинешме.



В 2010 году открыт сайт «Преемственность в образовании» www.preemstvennost.ru, доступный для педагогов и специалистов из различных регионов РФ, а в 2011 году от-крыт журнал «Преемственность в образовании».
На базе ЦО «Школа здоровья» № 1679 с 2000 года ежемесячно совместно с Рос-сийской академией образования и московским Институтом открытого образования про-ходят всероссийские семинары для руководителей, методистов, администрации и спе-циалистов различных образовательных учреждений г. Москвы и регионов, на которых сотрудники Центра образования делятся своим опытом по реализации преемственности. За много лет экспериментальной и инновационной деятельности разработана система внедрения инноваций в массовые школы.
За заслуги в области образования Центр образования № 1679 был признан «Шко-лой года» в 1996, 1997, 2002 году; был внесен в издание «Лучшие школы России»; явля-ется дважды победителем национального проекта «Приоритетный национальный про-ект: «Образование» в 2006 и в 2007 году, победителем конкурса «Строим школу буду-щего» в 2006 году. В 2011 году ЦО стал финалистом конкурса по разработке концепции Образовательного комплекса «Школа Сколково».
Что уникального в разработанной технологии преемственности? Какие инноваци-онные идеи легли в основу деятельности образовательного учреждения и федеральной инновационной площадки?
Во-первых, разработана концепция непрерывного развития успешного человека будущего.
Идея: управление образовательным процессом, идущее от ребенка.
– целостное восприятие субъектов образовательной деятельности,
– преемственность – динамический процесс,
– технология преемственности как «навигатор по жизни».
Для того чтобы быть успешным человеком, недостаточно просто уметь адаптиро-ваться к современным условиям – важно предвидеть тенденции времени и обладать оп-ределенными «динамическими возможностями» , создающими условия для успешной самореализации во всех сферах жизни. Человек должен быть конкурентоспособным как сегодня, так и в будущем – следовательно, необходимо говорить об универсальных спо-собностях и компетенциях, которые способствуют успешности человека в современном мире.
В нашем Центре образования разработана концепция непрерывного развития человека. Мы считаем, что для того чтобы выпускник школы был конкурентоспособ-ным и успешным на рынке труда в будущем, он должен развиваться в трех аспектах:
– интеллект (не только предметные, но и метапредметные знания и умение их при-менять на практике – универсальные учебные действия),
– социализация (это компетентности, способствующие успешной социализации человека в обществе, а также способность к постоянному саморазвитию и умение управ-лять траекторией собственного развития),
– здоровьесбережение (навыки здорового образа жизни – сохранение физического, психического и социального здоровья).

Рис. № 1. Пирамида непрерывного развития человека.



Система образования должна обеспечивать не только всестороннее и гармоничное развитие ребенка, но и вырабатывать у него универсальные способности и компетентно-сти, отвечающие требованиям настоящего и будущего времени. Создавать условия для формирования конкурентоспособных учащихся невозможно без понимания особенно-стей их предшествующего развития и настоящего, без понимания требований к их раз-витию на каждой ступени с учетом тенденций общемирового пространства. Этому спо-собствует разработанная «Технология преемственности».
Занимаясь проблемой развития человека на разных ступенях системы образования, мы пришли к выводу, что преемственность – это динамичный процесс, осуществление которого обеспечивает поступательное развития ребенка с учетом его возрастных и ин-дивидуальных особенностей, создающих условия для снятия существующих противоре-чий, негативно влияющих на развитие человека.
Лонгитюдные исследования нашим экспериментальным площадкам позволяют го-ворить о том, что на сегодняшний день созданы условия для формирования неуспешно-сти в образовании детей на каждой ступени.

Схема № 1. Модель формирования неуспешности в развитии детей и учащих-ся на разных возрастных этапах их развития.



Опыт регионов и образовательных учреждений Москвы показывает, что в образо-вательных учреждениях систематически выделяются определенные проблемы в разви-тии детей на каждой ступени. С нерешенными проблемами дети переходят на следую-щую ступень образования, они накладываются на другие и, усугубляя их, идут с ребен-ком на протяжении всей его дошкольной и школьной жизни.
Создавая систему по профилактике различных проблем в развитии детей и уча-щихся и выстраивая их развитие с учетом мировых тенденций развития рынка труда, требований научно-технического прогресса и других факторов, мы тем самым способст-вуем его успешности как в настоящем, так и в будущем. Т.е. раннее выявление педаго-гической запущенности, ее коррекция и профилактика. Создать такую систему позволя-ет разработанная «Технология преемственности».
«Технология преемственности» – это реализация системного подхода в построе-нии учебно-воспитательного процесса, насыщение его комплексом методов и приемов, обеспечивающих поступательный переход детей и учащихся с одной ступени образова-ния на последующую, создавая условия для всестороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Данная технология обуславливает единство и взаимосвязь как по вертикали, так и по горизонтали всех блоков образовательного процесса: «Кадры», «Содержание, формы и методы», «Предметно-познавательная, социокультурная, информационно-развивающая среда», «Субъекты образовательной деятельности», а также и их компо-нентов, которые способствуют взаимодействию субъектов образовательной деятельно-сти (ученик – учитель – воспитатель – родитель), учитывая при этом их педагогические, социально-психологические и медико-физиологические аспекты в их изучении.
Технология преемственности позволяет:
1. Управлять образовательным учреждением, учитывая индивидуальный прогресс воспитанников и обучающихся:

  • осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам и обучающимся на осно-ве данных педагогического, психологического, логопедического и медицинского мони-торинга, интегрированного в электронной индивидуальной карте развития ребенка;

  • выстраивать систему взаимодействия всех служб образовательного учреждения, направленную на индивидуализацию процесса обучения с учетом потребностей и дос-тижений воспитанников и обучающихся;

  • своевременно модернизировать учебно-воспитательный процесс на основе изуче-ния микро- и макросреды, учитывая при этом индивидуальные особенности субъектов образовательной деятельности: детей и учащихся, педагогов и специалистов, родителей;

2. Системно осуществлять преемственность между детским садом и школой, между начальной школой, старшей и основной во всех блоках образовательного процес-са:

  • осуществлять преемственность в «развитии и саморазвитии педагогических кад-ров», основанную: на погружении педагогов в специфику предшествующего и после-дующих периодов в развитии детей; на целостном изучении развития ребенка; на учете данных индивидуальной карты его развития при организации учебно-воспитательного процесса; на выстраивании программы саморазвития педагогов на основе изучения де-тей и тенденций развития общества;

  • выстраивать преемственность в «предметно-познавательной социокультурной информационно-развивающей среде» с учетом требований времени и поступательного развития ребенка;

  • выстраивать преемственность в учебных программах, формах и методах органи-зации учебно-воспитательного процесса на каждой ступени (Блок: «Содержание, формы и методы») на основе учета индивидуальных достижений обучающихся предшествую-щей ступени;

  • осуществлять «взаимодействие субъектов образовательной деятельности» с уче-том поступательного развития человека, создавая условия для развития всех субъектов образовательной деятельности;

3. Повышать качество образовательной деятельности за счет реализации перспек-тивных направлений развития образовательного учреждения с учетом изучения макро- и микросреды (общемировых тенденций и особенностей развития субъектов образова-тельной деятельности):

  • создавать условия для преодоления проблемы неуспешности в образовании детей на каждой возрастной ступени;

  • организовывать работу в образовательных учреждениях инновационных советов, деятельность которых направлена на поиск путей повышения качества педагогической деятельности;

  • внедрять и разрабатывать подходы к реализации здоровьесберегающих техноло-гий, направленных на сохранение психологического и физического здоровья у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей и сотрудников;

  • развивать ключевые компетенции, отвечающие существующим тенденциям раз-вития общества у детей и учащихся, педагогов и родителей.

Эффективность внедрения данной технологии подтверждена результатами много-летних лонгитюдных исследований .
На сегодняшний день под руководством В.Н. Просвиркина создана региональная сеть «Центров преемственности»: в г. Иваново с 2002 года, в г. Москве и г. Твери с 2007 года, в г. Заволжске, Кинешме – с 2008 года. В рамках ФИП мы планируем ее расширить и создать единую сеть региональных «центров преемственности» (в районах, горо-дах, регионах).
Данные «Центры преемственности» будут объединять детские сады, школы, сис-тему дополнительного образования, вузы, научно-исследовательские организации и предприятия. Их деятельность будет направлена на интеграцию системы общего и до-полнительного образования, на осуществление связи науки и практики для оказания ка-чественных образовательных услуг с учетом потребностей социума, государства и мира. Разрабатываемые в такой взаимосвязи новые подходы к осуществлению сопровождения детей и учащихся будут транслироваться среди образовательных учреждений по регио-нам РФ.

Схема № 2. Модель взаимодействия образовательных учреждений в режиме «Цен-тра преемственности»



Цель нашей федеральной инновационной площадки: повышение качества обра-зовательных услуг в образовательных учреждениях г. Москвы и регионах РФ в условиях нового финансового обеспечения с учетом реализации ФГТ и ФГОС с помощью техно-логии преемственности.
Задачи:

  1. Изучить развитие детей на дошкольной и школьной ступени и выделить основ-ные проблемы в их образовании.

  2. Изучить факторы, влияющие на возникновение выявленных проблем.

  3. Разработать инновационные образцы (управленческие, финансовые, педагогиче-ские и др. механизмы), позволяющие решать выделенные проблемы.


Ожидаемые «продукты» инновационной деятельности, которые будут разра-ботаны в результате реализации проекта:

  • Сформирован перечень проблем и факторов, влияющих на формирование про-блемы неуспешности в развитии человека в системе непрерывного образования. Описание рисков и их влияния на дальнейшее развитие человека.

  • Описана концепция и модель системы непрерывного сопровождения детей и учащихся при реализации ФГТ и ФГОС.

  • Сформирован банк данных «Инновационные образцы образовательной практики современных отечественных и зарубежных педагогов, психологов, логопедов».

  • Описана модель ключевых компетенций сотрудников (педагогов и специалистов) и их система сопровождения сотрудников.

  • Разработаны документы (методические пособия, рекомендации, инструкции и т.п.), помогающие деятельности образовательного учреждения в новых условиях финансового обеспечения.

  • Описана и внедрена система управления образовательным учреждением при вне-дрении НСОТ.

  • Разработана программа курсовой подготовки руководителей, педагогов и специа-листов по теме: «Реализация технологии преемственности при внедрении ФГТ и ФГОС в новых условиях финансового обеспечения».

  • Разработана модель передачи «поддерживающих» основной образовательный процесс услуг (бухгалтерских, юридических, психологических, логопедических, услуг педагогов дополнительного образования) на аутсорсинг.

  • И др.

Деятельность нашей ФИП будет поддерживаться сетевыми ресурсами, в том числе модернизированным под задачи ФИП сайтом www.preemstvennost.ru. Приглашаем всех желающих принять участие в работе нашей площадки. Данное объединение позволит быть в курсе того, что происходит в России и мире, объединить кадровые и другие ре-сурсы в поиске путей повышения качества образования.

Имеет ли смысл другим организациям становиться ФИПами и что это дает?
Благодаря получению данного статуса мы имеем возможность на более системном уровне организовать взаимодействие с регионами России. Сотрудничество в рамках ФИП позволит объединить ресурсы для достижения общей цели – развития успешного человека.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Натан Ротшильд). Если каждое образовательное учреждение получит возможность пользоваться передовым опытом в сфере развития и сопровождения человека, начнет понимать, что происходит в мире и какие опережающие тренды в развитии системы образования существуют, то оно смо-жет выстраивать развитие своего образовательного учреждения «на опережение», а не «на постфактум». Следовательно, учреждение будет адекватно отвечать и предвосхи-щать запросы детей, родителей, социума, государства и мира. Следовательно, и дети, обучающиеся в данном учреждении, будут конкурентоспособны и успешны. Поэтому мы считаем, что важно обеспечить функционирование всего сетевого сообщества ФИП как кластера, объединяющего образовательные учреждения по всей России.
Однако данный статус не только дает привилегию – возможность выйти на новый уровень функционирования и трансляции инновации. Это и более высокий уровень от-ветственности за результат своей деятельности. Это другой уровень организации систе-мы управления и развития площадкой и собственным учреждением. Мы надеемся, что мы значительно обогатим систему российского образования.

Каким должен быть проект, чтобы его признали ФИП?
Мы считаем, что это должен быть проект, решение которого невозможно без вы-хода на всероссийский уровень и мирового сообщества. Он должен отвечать не только на актуальные на сегодняшний день проблемы, но и работать на перспективу – прогно-зируемые в будущем запросы и потребности. Это не поиск ответа на запросы какого-то учреждения, округа, района – это ответ на потребности России и мирового сообщества в целом. Очень важно, чтобы разработанные и транслируемые продукты инновационной деятельности, которые сформируются в результате работы ФИП, могли быть востребо-ваны как институциональный регулятор для решения существенной проблемы в системе образования РФ.
Владимир Просвиркин,
ЦО «Школа здоровья» № 1679

?

Log in

No account? Create an account