Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Продукты ФИП могут быть рыночно востребованы
eurekanext

С 1998 года томская школа «Эврика-Развитие» была федеральной экспериментальной площадкой, а в 2011 году выиграла в конкурсе федеральных инновационных площадок. Сейчас «Эврика-Развитие» - единственная школа в Томской области, которая имеет статус ФИП.

Жесткие рамки
Тема ФЭП у нас была – «Обеспечение уровня общего образования средствами индивидуальных образовательных программ». Тема школы как федеральной инновационной площадки тоже связана с индивидуализацией. Только теперь мы уже говорим об индивидуализации в контексте федерального государственного образовательного стандарта. Здесь и заключается разница между экспериментальной и инновационной площадкой.
Когда мы были экспериментальной площадкой, мы описывали свою авторскую деятельность, свои находки. Рамки какие-то задавались, но продукты ФЭП были интересны именно тем, что в них реализовывались совершенно разные подходы, рассматривались разные темы. Тема индивидуализации была просто одной из многих.
В случае ФИП рамки обозначены намного жестче, потому что сейчас поставлены глобальные задачи перед системой образования в целом, они связаны с модернизацией, с введением федерального стандарта. И именно в рамках этих задач школе предлагается разработать модели, стратегии, механизмы достижения результатов.

Опираясь на опыт
Написать заявку на ФИП нам позволил уже имеющийся опыт, понимание того, что некоторые ходы к нашей цели мы уже осуществили.
Например, в направлении индивидуализации образования мы начали работать с 1995 года. Для нас индивидуализация – это поддержка инициативности, активности детей, построение с ними образовательных программ, отслеживание их образовательных траекторий. Средства, которыми мы этого достигаем, – это поле системной организации школьной жизни, разные образовательные системы, работающие и приносящие результаты в течение нескольких лет – система Эльконина–Давыдова, свободная школа Толстого и другие. В федеральном стандарте заложены очень серьезные результаты – и метапредметные навыки, и личностные достижения. И мы, опираясь на свой опыт, видим сейчас, каким путем мы будем этих результатов добиваться.

На волне
Моя школа уже много лет находится в эвриканском сообществе. Мы следим за современными тенденциями в образовании, поэтому о концепции ФИП узнали еще несколько лет назад, на одной из конференций «Эврика–Авангард». Естественно, что, будучи федеральной экспериментальной площадкой, мы заинтересовались новым проектом.
Совсем не владея информацией, написать заявку, сложно. С одной стороны, нужно понимать, какие сейчас существуют тенденции в образовании, и в их рамках уже и выстраивать собственные задачи, исследовательские или экспериментальные. А с другой стороны – есть реальность собственной школы, практики собственной школы. И заявку нужно строить на пересечении этих контекстов. Нужно найти то, что сейчас актуально для всего образования, и в то же время то, что вы можете осуществить в своей школе.
Поэтому, когда мы пишем подобные заявки, проводим методический совет, обсуждаем, какое направление нашей деятельности мы будем развивать, углублять. В этот раз при написании заявки мы не привлекали Управляющий совет, но потому только, что мы достаточно давно существуем в этой колее, и участники общественно-государственного управления в курсе всей нашей деятельности. Более того, несколько лет назад мы дважды вывозили представителей Управляющего совета на конференции «Эврики», так что они понимают, какую роль играет Институт проблем образовательной политики.
Еще один момент: при подаче заявки на статус ФИП важно понимать, что не обязательно уже иметь готовый продукт. Статус ФИП дается на пять лет, и в течение этого времени будет идти работа над теми задачами, которые вы поставите перед собой в заявке. Вы, конечно, должны иметь представление о конечном продукте, но начинать можно с формулировки проблем, постановки целей. Также необходимо точно оценить свои ресурсы. Причем не только те, которыми обладает сама школа. Очень важно выстраивать отношения с другими образовательными учреждениями, с управлением, иными структурами. Приветствуются сетевые заявки, когда видно, что школа пытается решить свои задачи на разных уровнях, за рамками собственных ресурсов.
Кроме того, содержание заявок формируется не на основании имеющегося опыта, а на основании той проблематики, которую видят перед собой управленцы. Превратить трудности в задачи – это очень небанальный управленческий ход.
Поскольку создание подобного продукта – очень ответственный момент, важно параллельно вовлекать педагогов своей школы в творческую, проектную деятельность, следить, чтобы они овладевали проектной, исследовательской культурой. Например, ввести в школе традицию ежегодных конференций, на которых учителя будут отчитываться о своих достижениях, создать свой собственный сборник работ, сначала рефлексивного, а потом уже и предметного характера, искать способы продвижения своих людей.

Сопровождение
Школам очень часто не хватает экспертного и консультационного сопровождения. Где-то текущая деятельность «заедает» людей, где-то отсутствует необходимое профессиональное сообщество. Когда мы получаем статус федеральной инновационной площадки, мы попадаем в ситуацию, когда необходимо ежегодно анализировать свои достижения, соотносить задачи и свою деятельность по их реализации. Одновременно мы получаем отклик экспертов о том, что происходит в школе, в каком направлении мы движемся, помощь в корректировке задач. Я считаю, что главный ресурс именно в этом и заключается.
Когда управление образования на местном, региональном уровне понимает, что мы – руководители школ – являемся настоящими экспертами по инновационной проблематике, поскольку сами смогли достичь статуса федеральной инновационной площадки, мы включаемся в разные программы, можем влиять на образовательную политику. Сама я являюсь экспертом Департамента общего образования Томской области и участвую в разработке всех программ, которые у нас на уровне области обсуждаются. Меня признали как руководителя-эксперта, но мне хочется, чтобы в эту экспертную позицию попадали и наши ведущие педагоги.
Результат деятельности ФИП – это продукт (технология, механизм), который может в будущем продаваться.

Сетевое явление
Пока моя школа - единственная в Томской области, имеет статус ФИП. После семинара «Организационная деятельность федеральных инновационных площадок (ФИП) и экспертов в электронной среде ФИП» в Барнауле я поставила перед собой задачу: провести семинар с директорами образовательных учреждений в своем регионе с тем, чтобы подвигнуть их на написание заявок на статус федеральной инновационной площадки.
Очень хорошо, когда в городе, в регионе существует сообщество, внутри которого мы можем выстраивать сетевые, партнерские связи – все это стимулирует развитие образовательных учреждений. Напротив, не очень хорошая ситуация, когда одна школа отрывается от остальных, становится в поле определенных задач, в то время как другие вовсе вне этого поля. Когда несколько образовательных учреждений в сообществе получат статус ФИП, когда это явление станет групповым, массовым – будет проще донести свои интересы и до местных, региональных властей.
Записала Ирина Астахова
Подробнее о проекте http://fip.kpmo.ru/fip/project/manage/123.html

?

Log in

No account? Create an account