Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Вуз-победитель
eurekanext

«Тем, кто пойдет за нами будет легче!», - считают авторы проекта ФИП МГИМО (У) МИД России.
Проект нацелен на разработку и внедрение механизмов реальной интеграции российских образовательных учреждений с зарубежными партнерами.
По мнению Ирины Кузьминой, начальника Управления развития и качества образовательного процесса, открытость и сотрудничество с ведущими вузами зарубежом  – залог выживания и развития системы российского образования. Именно через такое партнерство мы можем:
  • укрепить свои позиции;
  • перенять передовой международный опыт;
  • прорваться на мировой рынок образовательных услуг;
  • наладить «экспорт» российской культуры за рубеж и, используя «мягкую силу» (образование и культуру) сформировать адекватный и позитивный имидж Российской Федерации на международной арене.

Однако конкурировать на международном рынке высшего образования даже ведущим российским вузам мешает отсутствие разработанной нормативно-правовой базы, которая позволяла бы конструктивно и гибко компоновать учебные планы и программы в соответствие с требованиями партеров. К тому же, для того, чтобы внедрять международное сотрудничество в широкую практику РФ, целесообразно разработать ориентировочную модель ведения переговоров о международном сотрудничестве, откуда стали бы понятны ключевые точки напряжения и этапность.
В числе продуктов федеральной инновационной площадки на базе МГИМО планируется пакет рекомендаций для Минобрнауки России о том, как необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу, чтобы реальное международное сотрудничество ведущих российских вузов и зарубежных партнеров стало широкой практикой.

От авторов проекта: МГИМО (У) всегда был и остается одним из самых престижных высших учебных заведений России. Это практически единственная в стране кузница кадров, в стенах которой взращиваются высокопрофессиональные специалисты-международники с уникальными знаниями и компетенциями. Колоссальный опыт реализации новаторских образовательных программ, обладающих ярко выраженной международной направленностью, заложил основу для формирования мощного инновационного потенциала вуза. Статус ФИП, полученный МГИМО (У), поможет развить этот потенциал и распространить накопленный опыт на широкое университетское сообщество России. Последнее особенно актуально, учитывая те изменения, которые испытывает на себе российский рынок образовательных услуг под воздействием глобальных тенденций.
Мировым образовательным трендом последних лет является растущая интернационализация образования. В результате российские вузы сталкиваются с огромной конкуренцией со стороны зарубежных университетов с точки зрения привлечения талантливой российской молодежи. Нашим студентам кажется, что западные образовательные программы интереснее и престижнее, а их выпускники более востребованы на рынке труда. Здесь важно действовать на опережение. В условиях обостряющейся конкурентной борьбы за абитуриента вызовом времени для университетов становится адаптация к потребностям рынка, укрепление позиций вузов за счет освоения новых форм учебной работы. Повышение привлекательности российского образования – одна из ключевых задач, на которую направлен проект МГИМО (У) как федеральной инновационной площадки.
В частности, проект университета, победивший в конкурсном отборе, включает в себя три взаимосвязанных направления:
– Развитие программ «двойных» (российско-иностранных) магистерских дипломов в сотрудничестве с зарубежными партнерами;
– Создание программы подготовки совместных/двойных (российско-иностранных) научных работ на соискание степеней кандидата наук и PhD;
– Разработка и реализация полного цикла основной образовательной программы на английском языке в сотрудничестве с зарубежным партнером.
Результатом работы по линии «двойных» магистерских дипломов станет разработка проекта типового Положения о программах «двойных» российско-иностранных магистерских дипломов. Впервые на базе МГИМО будет организована методическая площадка – ресурсный центр сетевого взаимодействия российских и иностранных университетов, которая позволит отработать оптимальные модели реализации программ двойных дипломов и гибко реагировать на меняющиеся условия международного образовательного рынка.
Создание программ «двойных» (российско-иностранных) степеней кандидата наук и PhD требует значительных временных затрат. На первом этапе речь идет о легализации практики защиты аспирантами по существу двух версий одной и той же диссертации на русском и иностранном языках, каждая из которых приспособлена к российским и зарубежным правилам защиты научных работ. На втором этапе, когда в России увеличится число россиян, имеющих две (российскую и иностранную) ученые степени, предстоит организовать интернациональные по своему составу диссертационные советы по защите работ на соискание ученой степени не только кандидатов наук, но и PhD.
По линии создания и внедрения полного цикла образовательной программы на английском языке в МГИМО (У) планируется начать реализацию программы подготовки бакалавра на английском языке. Сегодня это одно из самых перспективных направлений работы университета. Ведь на фоне отсутствия российской версии полноценного университетского образования на английском языке внутри России заметен явный рост интереса к получению образования на английском языке вне нашей страны. Способные к языкам и просто интеллектуально одаренные дети, ориентированные на международную карьеру ученых и бизнесменов, уезжают учиться за границу. Проект МГИМО (У) – попытка переломить эту негативную тенденцию.
На протяжении уже нескольких лет в университете успешно реализуется программа магистерской подготовки на английском языке «Politics and Economics in Eurasia» («Политика и экономика в Евразии»). В 2012 году будут открыты еще две англоязычные магистерские программы – «Russian Culture and Arts: Traditions and Modernity» («Русская культура: традиции и современность») и «Governance and Global Affairs» («Управление и глобальные проблемы»). Создание полностью англоязычной программы подготовки бакалавра станет закономерным и своевременным продолжением работы на этом направлении.
Конкурентные преимущества, которые дает образовательному учреждению статус федеральной инновационной площадки, очевидны. На трехлетний период вуз становится проводником инноваций в образовании, получает возможность создания и внедрения новых программ и профилей подготовки в сфере профессионального образования, разработки новых институциональных моделей и нормативно-правовой базы, которые впоследствии могут стать практикой применения для всего образовательного сообщества России.
При этом мы глубоко убеждены в том, что проект МГИМО в рамках ФИП заключает в себе не только мощный научно-образовательный потенциал, но и способствует достижению ряда гуманитарных целей. Расширение присутствия российских вузов на глобальном образовательном рынке является действенным инструментом наращивания «мягкой силы» России, позволяющим осуществлять экспорт русской культуры за рубеж, формировать более правильные представления об особенностях развития и роли России в мировом сообществе.
Александра Худайкулова,
проректор по программному развитию МГИМО (У) МИД России
Ирина Кузьмина,
начальник Управления развития
и качества образовательного процесса МГИМО (У) МИД России



Подробнее о проекте http://fip.kpmo.ru/fip/project/manage/122.html

?

Log in

No account? Create an account