?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Оцени себя сам
eurekanext

Современная модель аккредитации общеобразовательного учреждения действительно требует широкого обсуждения и детальной отработки. Пока еще ни одна школа не аккредитовалась через процедуры, отвечающие новому стандарту (по постановлению правительства РФ № 184 от 2011 года). Формально школа несет ответственность за академическую грамотность ребенка, инструментария оценивания новых результатов ученика нет.

В настоящее время аккредитация предусматривает только контрольно-надзорные процедуры, что не совсем правильно, нужны процедуры оценки и показатели, которые серьезным образом будут отличаться от имеющихся на сегодняшний день, по сути наша служба по контролю и надзору проверяет вчерашний день.
В новой модели аккредитации образовательных учреждений должны быть разработаны показатели по измерению результатов учащихся в рамках новых ФГОС, тогда появится ясность, что необходимо фиксировать для процедуры аккредитации.
Тем более это актуализировано в связи с реализацией комплекса мер по модернизации общего образования.
С реализацией данного проекта в образовательной сфере Бурятии произошли изменения, которые уже привели к реальным результатам в области нового понимания качества образования, повышения зарплаты учителей, развития сети образовательных учреждений, общественного управления и повышения квалификации педагогов.
Несомненным условием успешности реализации мер модернизации общего образования стало проведение презентаций и общественных обсуждений на уровне республики, организация горячей линии и освещение без прикрас проблем образования в средствах массовой информации и на сайте министерства. Значительную роль сыграла заинтересованность широкой общественности в результатах образования, готовность к участию в управлении.
Остановлюсь подробнее на тех направлениях деятельности, которые доказали свою эффективность, но нуждаются в дополнительной институциональной поддержке.
Начну с того, что формульное финансирование является эффективным финансово-экономическим механизмом, обеспечивающим равный доступ граждан к качественным образовательным услугам. Вместе с тем необходима доработка этого механизма с целью обеспечения безусловного повышения зарплаты учителей с ростом среднемесячной зарплаты по экономике региона.
Сегодня в Бурятии все общеобразовательные учреждения работают по новой системе оплаты труда, аттестация педагогических работников проводится по новым формам, которые позволяют объективно определять уровень квалификации учителей. Продолжается работа по совершенствованию кадрового потенциала, стажировки молодых учителей, подготовка ведущих консультантов сферы образования.
Понимая, что требования к среде – это ключевой момент в реализации системы оценки качества в рамках внедрения ФГОС, мы постарались максимально направить средства на развитие инфраструктуры образовательных учреждений. Так, по итогам реализации комплекса мер по модернизации общего образования 76,3% школьников республики обучаются в условиях, отвечающих современным требованиям. Но этого недостаточно, поскольку в числе этих школ в основном городские, мы и в сельских школах должны создать пространство, в котором ребенок мог бы попробовать себя в разных видах деятельности, образовательная среда независимо от места жительства должна быть высокотехнологизированной.
Система оценки качества образования в традиционной школе достаточно узка и однобока, она может оценить академическую успешность учащегося, а системы оценивания других достижений ученика: творческих, трудовых, социальных, спортивных – нет.
Система оценки качества образования должна развиваться не только в сторону расширения внешних, но и внутренних инструментов оценочной деятельности. Ученик должен уметь оценивать свою деятельность и ее результаты, а для этого нужны учителя с новыми компетенциями.
Поэтому не случайно одной из главных задач модернизации общего образования является совершенствование кадрового корпуса общего образования, повышение качества процедур оценивания профессиональной компетентности учителей, предусмотренных новым порядком аттестации.
Новые форматы обучения, включающие стажировочные мероприятия, экспертно-проблемные семинары, вебинары, дистанционные курсы позволяют учителю осуществлять выбор программ, способствуют актуализации его собственной образовательной траектории развития. Только за последний год в республике освоили способы работы с электронно-образовательными ресурсами 750 учителей. Нам удалось организовать адресное обучение учителей, исходя из заявленных потребностей педагогов. Но проблемной зоной остается отсутствие стандарта педагогической деятельности. Обсуждение этой темы будет организовано на 4-м Байкальском образовательном форуме, который состоится 3-6 июля 2012 года в Улан-Удэ.
Алдар Дамдинов,
министр образования и науки Республики Бурятия