?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Взаимодействие как процесс роста
eurekanext

Межрегиональная конференция «Эврика–Авангард» завершилась итоговым пленумом.
Результаты работы секции «Модель аккредитации ОУ на всех ступенях образования» представил начальник Управления по надзору и контролю в сфере образования Пензенской области Алексей Федосеев. В ходе работы секции обсуждалась новая модель аккредитации образовательного учреждения. Ключевые выводы:
  • государственная аккредитация должна стать бессрочной,
  • говоря об общественной аккредитации, важно определиться, какова цель данной процедуры.
По мнению эксперта ИПОП «Эврика» Алексея Воронцова, наличие общественной аккредитации означает, что потребитель услуги удовлетворен ее качеством. При этом обе процедуры должны быть закреплены нормативно. Так, в ст. 29 Закона «Об образовании» должно быть внесено обязательство по организации региональной системы оценки качества. Вместе с тем, говоря об оценке качества, мы в основном опираемся на ФГОС. Исполнение ФГОС в настоящее время контролируется государственными органами. Что же касается ОУ, не имеющего аккредитации, такое учреждение автоматически теряет статус юридического лица. Школа либо должна быть закрыта, либо должна стать филиалом другого ОУ. Механизм общественной аккредитации в данном случае становится ключевым фактором жизнеспособности ОУ.
Дополняя выступление, главный консультант управления по надзору и контролю в сфере образования министерства образования и науки Самарской области Светлана Бакулина отметила, что традиционно государственная аккредитация – это функция контроля. Предложенная же к обсуждению модель носит принципиально иной характер: аккредитация в этом прочтении становится оценочной процедурой. Основные риски такого подхода: неготовность профессионального сообщества, отсутствие специалистов, способных осуществить оценку; не разработана нормативная база для реализации новой модели.
Кроме того, требуют детальной проработки такие вопросы, как наличие некоего федерального инварианта модели и допустимых региональных дополнений. Комментируя выступление, Алексей Воронцов предложил развести контрольную и оценочную функции аккредитации следующим образом: камеральные проверки осуществляются надзорными органами, оценочные процедуры выполняются экспертным сообществом.
Итоги обсуждения секции «Реализация НОИ «Наша новая школа» на региональном, муниципальном, федеральном уровне» представил директор школы № 47 Роберт Плиев из Владикавказа.
Ключевые тезисы обсуждения:
  • не следует формулировать государственное (муниципальное) задание одной строкой – общее образование. Целесообразно разбить ее на три составляющих: услуга по реализации начального образования, услуга по реализации основного общего образования, услуга по реализации среднего общего образования;
  • на федеральном уровне должен быть утвержден некий отраслевой перечень образовательных услуг. Наличие такого перечня позволит четко определить норматив финансирования каждой образовательной услуги. На муниципальном уровне перечень может быть дополнен и расширен.
Главный риск – излишняя дифференциация услуги. По мнению руководителя проекта «Школа Сколково в Томске», заместителя директора по инновационной работе томской школы «Эврика–Развитие» Надежды Мухи, веер дифференцированных муниципальных услуг возникает из требований к реализации ООП. Эксперт «Эврики» Наталья Шадрина отметила, что снизить риски позволит стандарт качества услуги, в котором четко прописаны критерии и параметры оценки качества. Заместитель директора ИПОП «Эврика» Роман Селюков считает, что прежде всего необходимо привязать услугу к получателю. Дифференциация услуги осуществляется в зависимости от потребности конечного получателя.
Директор компании «Мифорс» Александр Буланкин представил результаты обсуждения секции «ФГОС начального общего образования и модернизация финансово-экономических механизмов. Операционализация требований к ФГОС». В ходе обсуждения участники секции пришли к выводу, что необходимо формировать экспертную позицию по отношению к результатам реализации ООП непосредственно у самих участников образовательного процесса, для чего необходимо создать своего рода банк данных, площадку для обсуждения. В основе модели банка данных лежит следующий тезис. Муниципальное задание формирует набор результатов (предметных, метапредметных и личностных). Школа же в рамках своей ООП может расширить набор. Финансирование определяется качеством набора. Вопрос, готовы ли мы идти на такую предельную формализацию инструментария? Либо же достаточно незначительной операционализации процесса. В этом на сегодня заключается экспертная задача.
В качестве спикера от секции «Развитие инновационной структуры в сфере образования» выступила Елена Крощихина из Свердловской области.



В своем выступлении она отметила, что для повышения качества образования необходимо создать инновационную инфраструктуру. Площадками для апробации инфраструктуры являются ФИП. К сожалению, в настоящее время ФИП недостаточно активно вовлечены в процесс сетевого взаимодействия. Пространство сетевого взаимодействия необходимо обустроить событиями, предвосхищающими требования завтрашнего дня.
Выступление дополнила Елена Балагина, директор Центра развития тьюторской практики, г. Архангельск. Одним из ключевых моментов она отметила особую значимость процедуры повышения квалификации, которая в настоящее время не всегда отвечает требованиям адресности, практикоориентированной направленности. Решением вопроса могла бы стать такая модель повышения квалификации, реализация которой возможна в рамках сетевого взаимодействия.
Итоги работы представила секция общественно-государственного управления. Потребность в общественно-государственном управлении достаточно высока. Однако в настоящее время оно существует как бы отдельно от органов управления образованием. Необходимо активное вовлечение общественных институтов в инновационные процессы. В мае текущего года запланировано проведение вебинара с участием масс-медиа по вопросам участия общественно-государственного управления.
Наталья Цырендашиева