Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Обучение взаимодействием
eurekanext

Я бы говорила о качестве образования не как о результате, а о том, как к нему прийти.
Во-первых, наша школа очень долго была ориентирована на знаниевую модель обучения, но мир движется и меняется. Мы все знаем материалы ЮНЕСКО, которые говорят, что мы готовим людей к рабочим местам, которых еще нет, к использованию информационных ресурсов, которые пока не существуют, и к решению проблем, о существовании которых мы еще не знаем. А раз мы о них еще не знаем, модель автоматически устаревает, но это не значит, что мы должны отказаться от представления общей картины знаний, просто к этим знаниям мы должны добавить то новое, что требует современное общество. Именно это сформулировано в новых стандартах. Понимание, когда качество образования – это не только избыток, наложение слоев определенных знаний, но и формирование у учащихся ключевых компетентностей, которое позволит ему включиться в современную взрослую жизнь. То есть когда знания выражаются в социализации ребенка, в способности эффективно действовать и быть успешным человеком.
Как прийти к этому? Есть педагогические аспекты, на которые следует обратить особое внимание.
Во-первых, наши педагоги привыкли к знаниевой модели обучения, которая чаще всего была пассивной формой обучения: ученик вступал как объект обучения, учитель воздействовал на него и давал ему знания, который тот обязан был усвоить. Понимая, что данная модель уже не является эффективной, многие педагоги начинают использовать элементы развивающего обучения, активного обучения, где ученик переходит из объекта, находившегося под воздействием, в роль субъекта, педагог начинает учиться с ним взаимодействовать. Но учитывая тот факт, что у нас возрастная категория педагогов, не все готовы перейти от модели объектно-субъектного взаимодействия к субъектно-субъектному взаимодействию. Получая информацию о том, какие эффективные модели развивающего обучения есть, педагоги не всегда способны перестроиться на партнерские отношения с учащимися психологически. Здесь им необходима помощь специалистов, которые помогут им поменять сознание, помогут по-другому взглянуть на процесс обучения и на взаимодействие с учащимися. Поэтому мы сейчас особое внимание уделили информированию педагогов и помощи в усвоении интерактивного обучения, которые помогут и научат взаимодействовать с учениками. Это тренинги, ролевые игры, тесты, организация работы в группах и диалоговое обучение. Чтобы научить педагога данным технологиям, надо ему не просто о них рассказать, надо погрузить педагога в этот процесс. Поэтому мы рассказываем им о модернизации образования, о причинах ее необходимости, мотивируем, позитивно настраивая на изменения, пропускаем их через эту систему тренингов, которая дает возможность отрефлексировать, насколько они сами готовы к этому, насколько соответствуют, а также дает возможность осознать, что им необходимо делать. Это первый важный момент в работе с педагогами, так как, пройдя через активную систему обучения, они смогут использовать эти технологии и в работе с детьми, а ведь именно эти технологии являются универсальными для формирования этих компетентностей. Проблема в том, что педагогу сказали, что нужно формировать эти компетентности, но не сказали, как это сделать. Есть такая китайская пословица: «Скажи мне, и я забываю, покажи мне, и я могу запомнить, дай мне сделать это, и это станет моим навсегда». Так вот, педагогам нужно дать возможность пройти обучение при помощи новых технологий самим, понять их эффективность, и тогда они принесут эту в свою педагогическую деятельность.
Есть другой аспект – менеджерский.
Я очень много работаю с государственным заданием, помогаю учреждениям его формировать. Хочу отметить, что данная управленческая технология недооценена до конца, со стороны заказчиков образовательных услуг, то есть со стороны учредителей, исполнительной власти, как рабочий инструмент воздействия на качество образования, так и самими руководителями образовательных учреждений, как возможность структурировать свою деятельность и нацелить ее на качество. Хотя этот документ является прекрасным управленческим рычагом, он воздействует не только на эффективное расходование бюджетных средств, но и на качество услуг. Это можно увидеть, посмотрев, сколько разделов государственного задания посвящены качеству образования. И когда с руководителями начинаешь анализировать данный документ, вовлекаешь их в формирование государственного задания, где они должны задуматься о параметрах качества, они структурируют это понимание для самих себя. Для учредителя правильно заданные параметры качества – это административный инструмент, позволяющий видеть всю систему, то, как она развивается в соответствии с векторами, которые заданы в концепции модернизации образования.
Ирина Лужецкая,
директор ИМЦ Московского района г. Санкт-Петербурга


Записала Алена Шадрина

  • 1

Каждый сможет это?

Иногда забываешь даже, зачем то или иное рассказываешь на уроке.
Ну, правда. К чему ставить перед собой такие вопросы – есть программы и стандарты, придуманные именитыми людьми, какое ты право имеешь оценивать нужность и ненужность той или иной информации, твое дело – «отвести урок», натаскать к ЕГЭ, принять участие в конкурсе и получить деньги, остальное – самоуправство и аморальность.
Думая так, мы становимся безмолвными соучастниками трагедии, увы...
Есть определенный набор «линеечек» для измерения качества образования в наших школах: ЕГЭ, ГИА, олимпиады, мониторинговые исследования детей младшего возраста, качество условий и т.п. Вот только не вырастают результаты участия наших учащихся в международных исследованиях (PISA), усиливается разница во внутренних измеряемых показателях (ЕГЭ, ГИА) между крупными городами и небольшими населенными пунктами. Но мы продолжаем придерживаться линии, по которой следует ожидать программируемых результатов. На самом деле система советского образования, взятая Наркомпросом у немцев, – классическая гимназия и профессиональная школа – ничуть не изменилась даже в интерпретации новых стандартов.
Инновации в виде дистанционного обучения и тренажеров на уроке физической культуры? Верите, что они способны изменить что-либо?
Не умеешь найти пути сам – учись у успешных, так говорят нам все миллиардеры и западные бизнес-технологи.
Давайте учиться. Самыми успешными в международных исследованиях являются на данный момент финны. Финляндия резко изменила социальную политику с 60-х годов, ввела существенные изменения в структуру управления школами и деятельности учителя.
Суть концепции проста, отсылаю всех желающих ознакомиться с финской системой подробнее к трудам В.К. Загвоздкина. Коротко же изложу суть по пунктам:
– введение «концепции государства благосостояния»: бесплатное образование, как и другие соцгарантии – обязанность государства, вне зависимости от состояния его бюджета;
– любые образовательные услуги доступны всем, платные услуги – исключены почти полностью;
– принцип равноправия: как, чему и у кого обучаться и какие испытания сдавать, решает ученик и родитель, способы преподавания – учитель, формирует учебный план и сетку для финансирования – школа по запросу учеников и родителей;
– ни одна ветка образования не может быть тупиковой – в течение всей жизни человек образовывается бесплатно и может перейти с одного уровня образованности на другой;
– отказ от дифференцированного подхода немецкой педагогики (по сути деления учеников на талантливых и отстающих и дифференцирования задания), которая привела к образовательному кризису в Германии;
– устранение излишних структур контроля над школами, почти полное освобождение от администрируемой отчетности.
Может, нам можно чему-то поучиться у финнов?
Как сказал их реформатор Блум: «Каждый сможет это!».

Борис Старостин,
учитель биологии МБОУ СОШ № 147, г. Екатеринбург

Павел Максименко, родитель:
– Хорошо образованный человек... хорошо темперированный клавир... очень созвучно, не правда ли? А помните полное название? «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах, касающихся как терций мажорных, так и терций минорных. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом – в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки».
Не видите связи? Попробую показать...
Собственно, связь главная в том, что известнейшее произведение Баха по сути охватывает весь гармонической спектр, с одной стороны, с другой – оно написано не группой малоизвестных авторов, оно написано Мастером. Написано равно для учения и времяпрепровождения – что тоже немаловажно.
Опуская длинные логические пассажи, скажу: хорошо образованный человек – это тот, кто познал субъективную эстетическую ценность процесса осмысления себя как собственной цели и собственного средства, и при этом в своих стремлениях опирается на гармонию в самом высоком смысле слова.
Встает очевидный вопрос – а это как замерить? как оценить? Да никак! а зачем? Ведь оценка в данном случае – это сам человек и его самоощущение. Дмитрий Сергеевич Лихачёв порой сетовал на то, что делает ошибки в русском языке, особенно фонетические. А некий малограмотный с общественной точки зрения человек гордо заявляет, что у него нет проблем с русским языком. Кто прав? Оба! потому что если Лихачёв страдает от самоназванной им фонетической безграмотности, то второй доволен самооцененной грамотностью.
Вывод прост – любые внешние оценки качества образования суть оценки качества привычности. Качества шаблона. Качества чего угодно – не имеющего отношения к человеку.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account