Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Дорогу – мужчинам
eurekanext

– Во-первых, новый министр должен открыть дорогу мужчинам в школу (систему образования). Мужчины (хорошо, если в школу пойдут производственники, машиностроители) не будут терпеть рутину, низкую зарплату, отсутствие современного технологического образования.
Во-вторых, желательные качества: уметь видеть перспективы развития системы на 10–15 лет вперед и поддерживать лучшие отечественные образовательные системы, например, Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова, школы диалога культур и адаптацию в российских условиях западных институтов, например, институт тьюторства.
В-третьих, вернуть в школу школьную форму.
Алексей Куляпин,
директор школы № 135, г. Пермь

  • 1

А школа остается

Новый министр мне видится, используя термины политологии (думаю, они умест-ны), не «пожарником» или «знаменосцем», а лидером, сочетающим в себе умение инте-грировать и выражать интересы различных групп нашего разноликого общества и умение привлекательно преподнести идеи и планы, которые не могут одновременно и в равной степени устроить всех.
Бывший когда-то школьный учитель или человек «со стороны»? И если «со сторо-ны», то до какой степени: телеведущая, политик – многодетный отец, ректор вуза, упол-номоченный по правам детей..? Учительский опыт давно прошедших дней, убежден, сегодня уже мало что значит: изменился мир, медленно и с трудом, но меняется мировоззрение, ментальность. Знать проблему современной школы «изнутри» – что это? Реальное многообразие российских школ и их разновекторная направленность развития не позволят ни одному управленцу регионального масштаба (министру образования субъекта федерации) вникнуть в проблемы учебных заведений от Кавказа до Чукотки. «Сменщик» из Министерства образования РФ? Заместитель министра, так или иначе несущий ответственность за прежние ошибки и промахи министерства и его предыдущего руководителя? Такое назначение в глазах общественности будет всего лишь заменой персоналий, но не общего справедливо критикуемого курса.
Уверен, что новый министр должен быть не из структуры Министерства образова-ния. Но кем бы он ни был, он должен сформировать новую команду. А вот в команде же-лательно видеть и представителей директорского корпуса, и учителей, приглашенных на контрактной основе на один-три года прямо от «доски с мелом». И православных, и му-сульман, и представителей других конфессий, и атеистов… Новый министр должен со-здать действующую систему постоянного взаимодействия с учительскими «низами» и ро-дительскими объединениями. Возможно, следует ввести в практику работу волонтеров – добровольцев из числа учителей, родителей, студентов, преподавателей вузов, старше-классников, да и всех желающих, для работы в инициативных группах по разработке предложений реформирования школы и обсуждению законопроектов, дискуссионные клубы при региональных министерствах образования?
Необходим такой человек, который инициирует и возьмет на себя ответственность за реорганизацию структуры управления российской школой. Управления образования больше не могут оставаться определяюще-надзирающими органами, инстанцией, через голову которой ни один директор не смеет прыгнуть. Нужно в корне изменить подход к кадровой политике. Генерация современных руководителей школ – лучшие или худшие исполнители предписаний. Реформируемой школе нужны инициативные и ответ-ственные директора, способные управлять с учетом вызовов времени, а не вызовов «на ковер» к начальнику все того же, по сути, советского РОНО. У нового министра трудная задача – по возможности безболезненно провести ротацию директорского корпуса.
«Великовозрастная» школа, в которой средний возраст учителей «немного за со-рок», вполне довольная статичным и «местами монументальным» руководителем. Соб-ственно, у нас и директоров, «застегнутых на все пуговицы», вполне достаточно. Министр образования должен, по моему мнению, быть образцом для подражания, как учителям, директорам, так и школьникам. Участник телевизионных викторин, ток-шоу, спортивных конкурсов, туристических походов? Почему бы и нет? Что для меня «близость» министра школе? Министр, зашедший на урок в любой класс и оставшийся до звонка не для того, чтобы проинспектировать, а для того, чтобы почувствовать дух школы. Министр – участник дискуссии на семинарском занятии. Министр на лыжне и в воротах школьной команды учебного заведения в Тыве, пострадавшего от землетрясения. Министр, играющий эпизодическую роль в школьном театре. Не часто, но с завидным для многих постоянством… Дополнительные требования? Беспартийность, отсутствие вредных привычек, умение работать в команде, приветствуется наличие юмора, знание языков народов России и иностранных языков, осознание того, что следует публично признавать ошибки. Вот, и в шутку, и всерьез, черты министра, с которым бы хотелось вместе работать. Удачи всем нам с новым министром! Министры приходят и уходят, меняются директора школ и учителя. А школа остается. И каждый из нас за нее в ответе. Но лучше, чтобы от-ветственность была совместной.
Владимир Риттер

  • 1
?

Log in

No account? Create an account