Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Хрупкий внутренний мир
eurekanext

Почему в юные головки мальчишек, девчонок, юношей и девушек приходят суицидальные мысли? Казалось бы, кому, как не им, у которых, как говорится, вся жизнь впереди, жить и радоваться? В их-то возрасте разве об этом думают? А вот именно в таком возрасте, когда происходит физиологическое и психологическое становление человека, таятся разного рода опасности. Одни из причин суицидальных настроений подростков скрываются в особенностях подросткового периода, когда психика неустойчива, и роковую роль может сыграть практически любое проявление внутреннего и внешнего мира, неосторожно сказанное слово даже самым близким человеком.
Разобраться в вопросе, что может толкнуть подростка на необдуманный шаг, помогла и постаралась дать рекомендации взрослым практикующий психолог подросткового кабинета Тамбовской областной психиатрической больницы Ирина СЫСОЕВА.


– Подростковый возраст – это возраст повышенного риска, – говорит Ирина Евгеньевна. – Это время, когда идет становление мировоззрения. Подросток задается вопросами: «Кто я в этом мире? Каков мир по отношению ко мне? В чем смысл моего существования?» Конечно, психологическое созревание каждого подростка происходит индивидуально. Кто-то уже в 12 лет мучается вопросами смысла жизни, а кто-то и в 20 не задумывается об этом. Но, как правило, ценность мироздания волнует именно в период с 14 до 18 лет. Часто при этом подростки сталкиваются с бессмысленностью существования. Если взрослые смысл жизни находят, например, в семье, в детях, в какой-то деятельности, профессии, творчестве, в любви в широком смысле этого слова, то подростки только ищут этот смысл. Зачастую, когда, например, родители ругают, отчитывают за что-то сына или дочь, то могут в ответ от своего ребенка услышать такие слова: «А зачем меня вообще родили? Ну, родился я, а дальше-то что? Ну, окончу школу, институт, пойду на работу… А зачем? Чтобы деньги зарабатывать? А зачем?»
К ощущению бессмысленности жизни добавляется еще одна особенность подросткового возраста – эгоцентризм. Не путайте с эгоизмом. Эгоцентризм – это когда мир крутится вокруг меня, я являюсь центром этого мира, это сосредоточенность на себе. Из-за своей эгоцентричности подростки бывают слишком сосредоточенны на себе, на своих проблемах.
Не будем забывать, что в этом возрасте идет физиологическое становление, работает гормональный фон. Поэтому этот возраст еще характеризуется неустойчивостью эмоций.
Как правило, в подростковом возрасте обостряются отношения родителей и детей. Это тоже нормально. Потому что подросток делает первые шаги во взрослую жизнь, он может вступать в споры со взрослыми, отстаивая свою самостоятельность по любой мелочи. И в этом возрасте у подростка обостряется чувство непонятости.
Кроме того, этот возраст опасен еще и тем, что подросток наполнен ощущением бессмертия. Да, он начинает задумываться о смысле жизни, но подростковая психология такова, что ощущения конечности жизни и страха по этому поводу у подростка нет. Часто современные фильмы, компьютерные игры, где у героя есть несколько жизней, он бессмертен, подкрепляют это ощущение неуязвимости.
Подростковый возраст – это возраст экспериментов. Подростки отличаются склонностью к экстриму. Многие подростки легко увлекаются такими молодежными течениями, как эмо, готы, которые основаны на эмоциях, на проявлении общности эмоций. Такие направления подростка привлекают потому, что подростковый возраст – возраст депрессий, осмысления нужности и ненужности.
Деструктивные молодежные группировки тоже могут спровоцировать подростка на необдуманный шаг. Ведь эти течения направлены на отвержение этого мира и упоение своей собственной жертвенностью. А подросток испытывает положительные эмоции от позиции жертвы. И еще надо помнить, что группирование – еще одна из особенностей подросткового возраста. Подросток не может быть один. Он очень болезненно переживает одиночество. Ему важно быть принятым. Если, например, в школьном коллективе его не принимают, в семье его не понимают, то весь мир рушится.

– То есть конфликты в семье, в школе также могут привести к плачевному итогу?
– Конфликтность в подростковом возрасте вообще обостряется. Хорошо, если в семье царят здоровые отношения. В таком случае подросток может прийти к родителям и рассказать о своей беде. Но если он знает наперед, что мама с папой скажут, что он плохой, сам во всем виноват, то, естественно, подросток ничего родителям рассказывать не будет. Он со своей проблемой останется практически наедине. Это опасно. Ведь навыков решения трудных вопросов у него пока нет. Поэтому бывает, что подросток пытается решить проблемы не тем способом, который ему могли бы подсказать взрослые. До подросткового возраста мы для своего ребенка являемся главными контролерами, воспитателями. А для подростка самое главное – уважение со стороны взрослых: родителей, учителей. Все конфликты происходят из-за неуважительного отношения к подростку, из-за того, что им помыкают, на него давят, а он изо всех сил сопротивляется. Потребность в уважении становится главной в подростковом возрасте.
По этой же причине происходят и конфликты с учителями. Школьный конфликт начинается тогда, когда педагоги, к примеру, язвят, или как-то по-другому ущемляют достоинство подростка. Поэтому учителям при общении с подростком хотелось бы порекомендовать исключить язвительность. Ведь это скрытая агрессия. Понятно, что подростки в школе не всегда ведут себя правильно, корректно по отношению к педагогам. И с помощью язвительности такого ученика можно ловко поставить на место. Но это очень хорошее оружие только в руках умелого педагога, который может съязвить так, чтобы не обидеть подростка. Ведь у него, как мы помним, психика очень тонкая. И то, что для взрослых является мелочью, для них – глобально.

– Каковы же ваши рекомендации, как избежать непоправимой ситуации?
– Ответ на этот вопрос – в здоровой семье. Это такая семья, где отношения выстраиваются на любви, принятии и уважении. То есть в любом возрасте тебя в этой семье примут с твоей проблемой, выслушают и подскажут решение. Родителям важно знать, чем живет подросток, каковы его интересы, кто его друзья. Если родителям трудно найти ответы на эти вопросы, то значит, что уже где-то упустили своего ребенка. Чтобы знать круг интересов своего ребенка, с ним надо разговаривать. Каждый родитель должен уметь подобрать ключик к своему ребенку. Ясно, что нельзя читать нотаций, потому что они подростком не воспринимаются. Нельзя говорить с позиции авторитета, то есть «Вот я сейчас тебя научу!». Надо говорить с позиции взрослый-взрослый, говорить, как равные. Например так: «У тебя есть свое мнение, и это хорошо. Это значит, что ты личность. И мне очень интересно знать твое мнение. Пусть оно с моим не совпадет. Но это не значит, что я тебя не уважаю». Самое главное – показать подростку, что вы заинтересованы в его жизни.

– На какие признаки надо обратить внимание родителям, учителям, чтобы избежать беды?
– Учителям следует обратить внимание, если в классе есть конфликт, кто-то превращается в аутсайдера. На любые конфликты с педагогами надо обращать внимание. Следует обратить внимание на чрезмерное увлечение подростка деструктивными течениями. Родителей должно насторожить отношение ребенка к себе как к плохому. Это может выражаться в следующем. Если подростка ругают, а он в ответ говорит, что да, он плохой, неуч, ничего у него не получается. Это значит, что подросток, выражаясь языком психологии, живет негативным жизненным сценарием.
Насторожить должны чрезмерные бунты, когда по любому поводу подросток выражает несогласие. Насторожить мам и пап должны такие слова их ребенка: «Вы меня не любите, вам на меня плевать, не надо было меня рожать...» Это говорит уже об очень серьезной ситуации. Нельзя закрывать на нее глаза. Если подросток даже выражает суицидальные мысли, то надо срочно обращаться к специалисту.
Людмила Кулешова

?

Log in

No account? Create an account