Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Наказав, не оставляй
eurekanext

Пророк Мухаммад, об этом пишут в «Сунне» (священное предание ислама, изложенное в форме хадисов – коротких рассказов о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда) сказал: «Один человек, у которого была опухоль, лишил себя жизни, и тогда Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Раб мой опередил Меня, и поэтому Я сделал рай для него запретным!» На Северном Кавказе самоубийц не хоронят вместе с остальными мусульманами, их хоронят за пределами кладбища, объявляют их вне закона. Но даже до принятия ислама на Кавказе самоубийство считалось не мужским поступком, может быть, поэтому у нас такие случаи редки. Но в жизни каждого из нас бывают моменты, когда себя чувствуешь не в своей тарелке, не на коне, не на высоте. Это бывает, когда не можешь сдержать слово, когда трусишь, когда предаешь друзей или самого себя.
Анализ череды подростковых суицидов показывает, что подростки решились на это от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Среди негативных факторов, приведших к смерти, называют семью, наркотики, социальные сети, интернет, двадцать пятый кадр, поведенческие расстройства, стресс и т.д. Предлагается сделать очередную федеральную программу (любим мы в нашей стране кампанейщину!), ограничить доступ в социальные сети, ужесточить контроль. Обратите внимание – во всех случаях, произошедших сейчас и ранее, никто школу прямо не обвинил, но школа всегда участвует как третья сторона, как сопутствующий элемент. Мне кажется, что вина школы, не конкретной, где учились эти дети, а школы как системы, здесь есть. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.
Истинная причина, наверное, в семье, в наследственности, она в духовных проблемах, в межличностных отношениях, но не последнюю роль и в спасении, и в смерти играет и школа. Причина в противоречии между развитием демократии, свободных начал и ужесточением контроля над работой школы, конкретных учителей. Вспомните, как определяли лучшие школы для финансовой поддержки в Москве, чиновники для простоты взяли два всего показателя: единый экзамен и предметная олимпиада. Им так легче и проще, чтобы устроить соц. соревнование. Учитель, у которого зарплата теперь зависит от этих показателей, вынужден давать результат любой ценой. Бьют и унижают учителя, учитель бьет и унижает ученика. В школу вернулся страх: невыученный урок, прогул, опоздание, не смогли заплатить за питание, учебники, экскурсию, билеты на концерт и т.д. Вместо того чтобы приободрить, поддержать, сказать: «Ты молодец! Ты можешь!», «ЕГЭ – это просто!» звучат слова-антонимы. На мой взгляд, все это еще раз доказывает важность свободного демократического уклада школы. Если с детьми, вступающими в подростковый возраст, родители и учителя вместе не обсуждают возникающие проблемы, правила и нормы общежития, вместе не создают психологически комфортную и адекватную обстановку, то невозможно понять, как он растет, как развивается, что с ним происходит, почему изменился голос, с кем дружит и т.д. Мы в нашей школе стараемся это делать, но не все так просто. Недавно только ко мне приходили несколько матерей с требованием прекратить обсуждать их семейные проблемы с детьми, заявив, что мы занимаемся сплетнями. Дети честны и искренни, не вина ведь школы, что родители не могут уделить своим детям достаточно времени. Помните случаи с нашими соотечественниками, уехавшими за границу жить, когда школа выступала инициатором лишения их прав на воспитание за «теплые» отношения с детьми. Пришлось долго объяснять и договариваться. Современные информационные технологии позволяют нашим детям сейчас быть всегда на связи, объяснять друг другу непонятные темы, вместе сделать домашнее задание. Мы должны понимать, что необходимо обеспечить успешное овладение учащимися учебных программ, но забота об их нравственном самочувствии, создании оптимальных условий для развития каждого ребенка как уникально-неповторимой личности, члена школьного коллектива, куда важнее. Мы сегодня должны защитить наших детей от произвола взрослых, формируя субъектную позицию каждого из них, делая образовательный процесс насыщенным, творческим, эффективным.
А самый главный совет во все времена – не мной придуманное золотое правило: наказав ребенка, нельзя его оставлять одного, один на один. Он должен знать, что ты с ним всегда, что ты его любишь при всех его недостатках.
Ханафи Гулиев

  • 1

После Беслана жизнь потеряла смысл

Мне кажется, самоубийство является спонтанным решением, особенно для детей. Так как с детства мы эгоисты, в такие моменты нами движет желание скорее покончить с неприятной ситуацией, немедленно прекратить свои страдания, а иногда просто хочется припугнуть окружающих, чтобы они ощутили твою ценность и значимость в их жизни. К сожалению, дети не всегда понимают, что суицид может стать абсолютным концом, а не просто попыткой изменить ситуацию.
Признаюсь, что и в мою голову в минуты отчаяния и безысходности тоже приходили подобные мысли. Как раз после трагедии в Беслане. Я тогда потеряла Маму, друзей, близких, было очень тяжело, и давило чувство вины. Жизнь теряла какой-либо смысл, все казалось пустым и бесцельным.
В такие моменты важно почувствовать чью-то поддержку, понять, что ты не один, что ты кому-то нужен и важен в чьей-то жизни, следовательно, ты обязан жить для кого-то другого (родителей, друзей, родных) или во имя кого-то. Когда я думала о самоубийстве, меня сразу отталкивало то, что, согласно религии, я никогда после смерти не смогу встретиться с теми людьми, которых нет в живых.
В прошлом году погиб мой близкий друг в автокатастрофе. После его смерти ко мне пришло понимание, что надо стремиться жить в полную силу, стараться успеть как можно больше и делать что-то важное и полезное для других.
Агунда Ватаева

  • 1
?

Log in

No account? Create an account