Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Дети, рожденные быть гениями
eurekanext

Правда жизни
Сегодня вечером Саша выпрыгнул из окна. Ничто не предвещало беды. По крайней мере ни его мать, ни отец, ни учителя в школе, ни одноклассники ничего не заметили.
Как обычно, пришел из школы, сделал уроки, сели вместе поужинать. Родители поинтересовались у него:
– Как дела в школе?
– Нормально. Вас завтра классный руководитель зачем-то в школу вызывает.
– Зачем?
– Ну не знаю, не понял.
– Опять в облаках летаешь? Учителя не слушаешь? Чем ты вообще на уроке занимаешься?
Сашка съежился от громкого голоса отца. Матери стало его жалко.
– Коль, ну чего ты! Может, действительно, тихо сказала, сынок не услышал. Ругаешь почем зря.
Отец взял телефон и принялся звонить классному руководителю. Она сказала, что сейчас ей говорить некогда, пригласила прийти утром в школу и там обещала все рассказать.
– Что голову мне морочить! Дыма без огня не бывает! Раз вызывают в школу, значит, натворил дел. Разве я не учил тебя всегда правду говорить?
– Папа, я не знаю…
Удар кулаком по столу заставил подпрыгнуть не только подростка, но и женщину. Она испугано на него посмотрела – редко ее супруг, порядочный, честный семьянин, про которого все говорили «мастер золотые руки», выходил из себя. Лицо Николая побагровело, и он замахнулся на Сашку.
– Пока подзатыльник тебе и иди в свою комнату, учи уроки. Не позорь нас.
Растерянным взглядом мальчишка глянул на разъяренного отца, дрожащую маму и молча, стремглав, бросился в свою комнату.

Непонятный или непонятый
Только закрыв за собою дверь, он почувствовал, как быстро бьется его сердце. Саша сел на кровать, руками обхватив колени.
Свет он включать не стал – так спокойнее, комфортнее. Можно вслушаться в темноту. Насладиться тишиной.
«Чего тебе не хватает?», «С жиру бесишься?» – любимые вопросы окружающих Саньке. Благополучная обеспеченная семья, единственный сын.
В школе он учился нормально, на твердые «тройки». Есть у него знакомые, есть друзья. Саша с ними гулял и общался. Иногда.
Недолгие периоды жизнерадостного настроения сменялись никому непонятными долгими депрессиями. Сашка ходил в подавленном состоянии, ничего не хотел делать – ни вставать, ни идти в школу, ни есть ничего. Он будто бы проваливался во тьму какую-то. «Зачем я здесь? Какой смысл в моем существовании?» Мысли бродили по кругу и не получали ответов.
– У тебя все есть. Модная одежда, престижный телефон, своя комната. Проблем никаких. Родители обеспечивают во всем, школа нормальная, девушкам нравишься. Развеяться тебе надо, вон, смотри, весна на улице, – уговаривали друзья.
– Саша, займись ты делом, грусть – от безделья, – советовала мать.
– Что в компьютере своем сидишь? Семье бы помог, по дому убрался, – ворчал отец.
Сашка пробовал следовать советам. Ничего не помогало. Состояние пустоты не проходило – вот вроде все в порядке, а на душе тьма, затягивающая, пожирающая изнутри. Все время сквозят мысли о бессмысленности: а зачем, а ради чего все это…
Мальчик уловил, что отец тяжелой походкой отправился в самое любимое им место в квартире – туалет. Скрипнула дверь. Щелкнул замок. Еле слышно мать прокралась в коридор. Зашуршала в сумке.
Набрала вновь классного руководителя и, всхлипывая в трубку, попросила:
– Нина Ивановна, скажите, пожалуйста, для чего вы нас вызываете в школу. Извините, что поздно. Извините, что беспокою. Знаю, что муж звонил, но я... Ну мне очень надо, если Саша что-то натворил, то мужу не говорите, я сама с ним разберусь. Жалко же мальчишку, пожалуйста... Значит, завтра. Поняла, больше не побеспокою. Спасибо. До свидания.
Беспокоится. Жалеет. Не понимает. Мама. Никто не понимает. Зачем мне такая жизнь? Зачем мучиться? Страдать. Жить впустую. Нет смысла в этой жизни, тогда для чего мне она? Мое тело сковывает меня, ограничивает. Мешает быть счастливым.
Если жизнь для меня как смерть, то смерть – будет жизнью. Окрыленный этой мыслью, Сашка черканул пару строк родителям: «Простите и поймите. Люблю вас».
Без тени сомнений он вскочил на подоконник. Почувствовал, что ничто его здесь не держит, ни в чем нет смысла. Остался рывок и мгла.
Завыла сигнализация. Вокруг окровавленного тела подростка собралась толпа. Все были в шоке. Кто-то из соседей опознал Сашку. Побежали за родителями. В домашней одежде из подъезда выскочила мать. Позади нее с угрюмым выражением лица шел отец. Впервые за долгое время они увидели замершую на устах сына улыбку.

Почему?
Этот вопрос волновал всех: от родителей погибшего до следователей. С разным смыслом они его задавали. Родителям хотелось знать: почему их ребенок, в которого они вкладывали себя, совершил такое?
Почему? – вопрошали соседи и, руководствуясь принципом: своя рубаха ближе к телу, добавляли: как уберечь собственное чадо?
Почему выпрыгнул из окна ученик девятого класса? – мучились педагоги. Внешне – вполне обычная семья. Не алкоголики, не тунеядцы, не скандалисты. Ссорились по бытовым мелочам, но так бывает у многих. Мальчик рос без видимых вредных привычек. Спокойный, вежливый. Нормально учился в школе. Оставил предсмертную записку и сиганул вниз с семнадцатого этажа.
Почему и кто довел мальчика до самоубийства? – пытливо выяснял следователь.
Тысячи «почему?» эхом повторяли средства массовой информации.
Ответом была тишина. Та самая, которую так любил Сашка.

Тысячи и ни одной причины
Нашли виновных: семья, школа, общество. Не доглядели, не уберегли.
Родители с добрыми намерениями воспитывали ребенка. Как могли, как умели. Старались. Кормили, одевали, любили, заботились. Кто ж знал, что в голове у подростка творилось. Все дети в подростковом кризисе становятся скрытными, неуправляемыми. Не виноватые они. Пострадавшие. Единственного сына лишились.
Учителя в школе не виноваты. Тридцать учеников в классе. Нагрузка на одного педагога больше двадцати часов, а еще классное руководство, новые правила аттестации, написание отчетов, заполнение электронных журналов, подготовка к государственной итоговой аттестации. Школьного профессионального психолога за такие деньги днем с огнем не сыщешь. Да и один он на всю школу. Тестирование Сашка прошел успешно, без проблем. Вызывали родителей в школу просто поговорить: учителю показалось, что подросток игнорирует ее вопросы. Во всем бы спокойно разобрались. Утром, до которого мальчишка не дожил.
Школа непричастна – все произошло дома. А все равно следователи допросы проводили, уроки сорвали. Стрелки на проблемы с учебой перевели. Кругом, как не глянь – во всех социальных бедах школа и педагоги виноваты. Несправедливо.
В безнравственное время живем. Низкая культура населения. Негативное влияние интернета на детей. В виртуальном пространстве они придумывают собственный мир, в нем замыкаются и совершенно не готовы к реальным трудностям. Если еще вспомнить про огромное количество общедоступных сайтов, где восхваляют смерть, то становится ясно, откуда растут корни участившихся случаев детских самоубийств.

Как предотвратить беду?
Вычеркнуть интернет из нашей жизни предлагают ортодоксы. Не будет виртуальной жизни – не будет трагедий. Те же, кто понимает, что высокие технологии общения – наше будущее, предлагает закрыть гнусные сайты, ограничить доступ в интернет детям, написать закон, регулирующий данную сферу, ужесточить наказание по отношению к безответственным родителям.
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов предлагает разработать программу по профилактике детских самоубийств, учитывая, что Россия вышла на первое место в мире по количеству суицидов подростков.
Многие предлагают для решения проблемы – просто больше любить детей, больше уделять им внимания.
Некоторые высказывают диаметрально противоположное мнение: выпрыгнул из окна – его выбор. Быстро отмучился и других не мучил, а так такой отмороженный остался бы жить – истязал бы и себя, и других. Лишние элементы общества самоуничтожаются – радоваться надо, а не панику устраивать.
Однако все вышеперечисленные причины не отвечают на главный вопрос: почему Сашка покончил с собой. Тысячи детей пользуются интернетом. Немногих из них привлекают сайты для самоубийц. Еще меньшее количество претворяет эти идеи в жизнь.
Тысячи детей живут в семьях, где родители впадают в крайности воспитания – халатное отношение или гиперопеку. Тысячи детей имеют проблемы в школе с успеваемостью, конфликты с одноклассниками, педагогами. Однако не все они идут на самоубийство.
Получается, роковое стечение обстоятельств. Остается принять меры «методом научного тыка» – авось статистика станет улучшаться, авось удастся сохранить детские жизни.
Конечно, можно остановиться на тех рассуждениях, которые всем известны и понятны. Можно закрыть глаза на шокирующие случаи – моя хата с краю, я-то своего ребенка знаю, люблю, и ничего плохого с ним не случится. Но, к сожалению, как показывает школа жизни, никто от этого не застрахован.

Дело не только в любви
Любовь и заботу каждый родитель понимает по-своему, и с потребностью малыша это может не совпасть. К примеру, отец считает, что проявлять нежность по отношению к сыну – воспитать бабу в штанах, а для развития этого ребенка жизненно важен тактильный контакт, для другого важна тесная эмоциональная связь.
Итак, чтобы уберечь своего ребенка от самоубийства, важно понимать его врожденные особенности.
Мне показалось интересным объяснение с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана природы детских самоубийств. Больше я нигде не встречала столь глубокого подхода.

Звуковой вектор
Оказывается, все мы рождаемся с заданными способностями, желаниями – векторами. Каждый из них имеет свою видовую роль, которая в первобытное время позволяла людям выжить в суровых условиях. Современный ребенок имеет несколько векторов при рождении. Сашка – пример кожного звуковика со зрением. Если у малыша присутствует звуковой вектор, то есть повод насторожиться.
Сама мысль о самоубийстве может прийти в голову к зрительным детям, но они будут использовать ее в качестве эмоционального шантажа, способа давления на свое окружение. В неразвитом состоянии зрительники устраивают истерики, требуют проявления к ним трепетных чувств, любви. Вместо самоотдачи хотят потреблять чувства исключительно для себя. Они не хотят смерти, но угрожают ею, чтобы получить желаемое. Двадцать попыток заглатывания таблеток – успевали спасти. На двадцать первый не успели. Только в таком случае – летальный исход.
Дети со звуковым вектором идут на суицид ради смерти. Они ее действительно хотят. Осознанно на нее идут, поэтому достаточно одной попытки самоубийства. Смерть для них – прямой путь к настоящей жизни. Суицид – способ освобождения души из тела, которое сковывает, мешает постичь высший смысл бытия.
Звуковики приходят в этот мир с врожденным желанием узнать ответы на вопросы: кто я, в чем смысл жизни. Не получая ответы, они разочаровываются и все больше замыкаются глубоко в себе. В своем внутреннем «я». Впадают в депрессию. Каждый выход наружу причиняет несказанную боль.
– Что ты сегодня ел? – вопрошает заботливая мать, а ребенок витает где-то далеко, возможно, придумывает новую теорию относительности.
– Я тебя спрашиваю, что ты сегодня кушал? – повышает голос мама, возмущаясь, что собственное чадо ее не слышит, игнорирует.
Для звукового малыша крик подобен грому и молнии – он получает серьезную психологическую травму на всю жизнь и все больше прячется в себя.
Громкоголосые педагоги, требующие немедленного ответа на свои вопросы, добавляют масла в огонь. «Замедленное психическое развитие» – ставит диагноз психолог. Надевает ярлык на ребенка, рожденного гением, из которого вырастили кретина.
В подростковом возрасте напряжение накаляется, все ошибки воспитания превращаются в язвы. Любой толчок извне может стать смертельным.

Прощай, жизнь!
Анальные звуковики уходят из жизни через повешение или удушение. Всегда долго готовятся, обстоятельно: пишут предсмертные письма, подготавливают место для самоубийства, читают инструкции, как это лучше сделать. Часто из-за анального вектора откладывают суицид на протяжении всей жизни.
Ребенок же с уретральным и звуковым векторами – совершает суицид в один момент. Минуту назад он смеялся и радовался жизни, и вот уже бросается в пропасть – настолько быстро меняются его состояния.
Прыгают из окон, крыш и ребята с кожным и звуковым векторами. Мышечные зуковики – идут на расширенный суицид. В мышечном векторе нет ощущения своего «я», есть только «мы», поэтому они уносят за собой семью, окружение. Тех людей, кто для него является «мы». Ради их спасения, так им будет лучше – считают они.
Итак, склонные к суициду дети обладают звуковым вектором. Единственным из восьми векторов, который не обладает материальными желаниями. Семья, деньги, слава, почет – для него пустые слова. Он ищет первопричины, ему важно знать, как устроен мир, важно познать себя. Жизненно важно. Как другим людям жениться, получить образование, родить ребенка.

Как уберечь?
Темперамент, то есть сила желания нынешних поколений, увеличивается, врожденное стремление к познанию мира растет, а мы отстаем, и нам нечего предложить взамен. Им не хватает для наполнения внутренних пустот в звуковом векторе всего того, чем были счастливы звуковики прежних поколений – ни музыка, ни поэзия, ни физика, ни другие заменители не приносят успокоения.
Не способные наполнить свои огромные желания, даже не осознающие их, звуковые подростки уходят в депрессии, отгораживаются от мира реального, погружаясь в виртуальный мир.
Настроение подростков «пусть все сдохнут», сумасшедшая эгоцентричность, полное безразличие ко всему происходящему – тревожные звоночки для родителей.
Предотвратить самоубийство звуковика – правильно его воспитывать, то есть согласно его врожденным свойствам и желаниям. Главное стремление звукового ребенка – познание первопричин, познание себя. Если звуковику дать наполнение его внутренних желаний и помочь ему реализоваться вовне, а не способствовать тому, чтобы он отгораживался от мира, замыкаясь на себе, скапливая свое напряжение внутри (к этому приводят, например, крики, шум, игнорирование «заумных» вопросов), то можно вырастить счастливого человека, довольного жизнью. Успешного ребенка, которым можно будет гордиться.
Большинство экспертов в области психологии признают необходимость изменения подхода в целом к воспитанию. Если в ближайшее время этого не сделать, то мы рискуем потерять целое поколение детей, которые рождены быть гениями.
Ольга Князева

  • 1
хорошее исследование, надо бы распространить эти мысли и доводы среди учителей...

Буду стараться, а исследований новых еще предстоит немало провести.
Мы же привыкли, чтобы знания можно было бы в методичке подчерпнуть, на семинары в онлайн- режиме мало кто согласен - непривычно, даже бесплатные лекции по системно- векторной психологии воспринимаются как надувательство, поначалу, но те, кто пошел изучать новую психологию к старым методам уже не обращаются. Начинают видеть звуковичков и уже не клеймят их, что они не от мира сего. Понимают почему они пишут стихи о жизни и смерти, причем много о самоубийстве..и что не надо, увидев такие творения тащить ребенка к психолога и запрещать ему писать стихи - так он сбрасывает свое внутреннее напряжение вовне и уже вряд ли пойдет на суицид.

Действительно, дети со звуковым вектором - сложные личности. И на родителях лежит большая ответственность, которую многие не в силах осознать. Правда, не думаю, чтобы мальчик буквально так и думал "тело сковывает меня". Как-то неестественно это, что ли. Ощущал - может быть.

вероятно, это подсознательное.. да, скорее на уровне смутных ощущений. врядли он отдает себе в этом отчет...

Не только на родителях лежит ответственность, но и на педагогах, воспитателях, обществе в целом.

тяжело читать, но всё происходит так, как вы пишете...Детям со звуковым вектором очень сложно адаптироваться в сложном и шумном мире. А если нет комфорта и в семье, то вдвойне тяжело.

А что происходит со звуковиками в детских домах?
В школе? Мало кто способен увидеть и раскрыть потенциал ребенка в себе, которому просто бывает неинтересно жить, ему неважны наши ценности: деньги, друзья, семья, хобби.
Он какой- то нетакой - говорим в простонародье, не зная, что за этим стоит.

Ольга, спасибо вам, что подняли столь важную тему. Больно читать новости - дети лишают себя жизни, шагают из окон, а все обсуждения этих событий сводятся к тому, что никто ничего не понимает, ни состояния этих детей, ни их мотивов...
Как же предотвратить гибель наших детей, если мы не понимаем, что с ними происходит? если самые близкие люди не отдают себе отчет, в каком тяжелейшем и критическом состоянии находится ребенок... ...Потому что человек со звуковым вектором абсолютно интровертирован, его лицо часто амимично, так что можно жить бок о бок и не знать, что за катастрофа творится в его душе...
Каждый знает, что такое хронически не иметь возможность удовлетворить свое сильнейшее желание - это мучительно. А каково ему, когда его основное желание - не есть, гулять, отдыхать и веселиться, а осознать себя... Что предлагает ему мир? какие способы познания? Лишь колоссальное давление - криком, шумом, невозможностью сосредоточения... все это травмирует их психику, снижая способность обучаться и контактировать с окружающим миром вплоть до того, что дети эти, обладающие самым мощным в потенциале абстрактным мышлением, воспринимаются нами как недоумки... сидит в углу и не реагирует.. учебу забросил... глаза мутные, отсутствующие... Придурок! - ставим ему клеймо, нанося каждым таким оскорблением тяжелейшую травму в его эрогенную зону - уши... и защищаясь, он отказывается слышать и воспринимать этот мир, все глубже уходя в себя...
Системно-векторная психология это тот инструмент, который позволяет не только разглядеть опасность, но и предотвратить ее, давая впервые возможность ПОНИМАТЬ человека, понимать мысли и чувства вашего ребенка, его реальные нехватки. Не только предчувствовать чутким сердцем, не догадываться, не приписывать ему через себя несуществующие свойства, а понимать его состояние, так глубоко и точно как он сам не понимает... это позволяет заговорить с ним на одном языке, и значит, быть им УСЛЫШАННЫМ... дать ему то, в чем он по-настоящему нуждается, а не то, что мы с благими намерениями предлагаем ему, невольно, по неведению лишая его возможности развиться и быть счастливым...

Такие дети говорят так:" как хорошо, что хоть кто- то в школе меня понимает и принимает таким, какой есть, от этого появляется желание ходить на уроки, пусть и осознавая, что многие учебные знания по сути " пустые", " ненужные", но сама мысль, что здесь есть человек, с которым можно поговорить по душам греет."

беречь звук...

Важная тема. Суицид в нормальной с виду семье, с нормальным здоровым ребенком... Как такое понять, не обладая системным мышлением? Думаю, никак: в голове будут рождаться разные теории и объяснения, но причин его поступка они не раскроют. Но мы-то знаем... Скоро узнают и многие другие.

Многие думают, даже уверены, что знают ответ - посмотрите как жарко отстаивают свою позицию на телепередачах. Их точно не назовешь незнающими. С первого взгляда. Они в курсе статистики, они знают про кризис в образовании, разводы в семье, безнравственный интеренет. Но как только начинаешь спрашивать: про глубинные причины, про то, как распознать детей зоны суицидального риска, что делать, то дальше пустой демогогии дело не идет. Тогда понимаешь: эх, профанация!

Действительно для звукового ребенка вопрос, в какой семье он растет, оказывается вопросом жизни и смерти

Воспитание "через себя" наносит непоправимый вред нашим детям. Мало, кто из родителей желает вреда своему ребенку, но не зная его природных свойств, неосознанно, толкают их к краю пропасти, пытаясь сделать из них свое подобие.
Оля, спасибо, что подняли эту проблему. Очень важно, чтобы родители с самого начала осознавали устремления своих детей, обеспечивали им состояние безопасности и помогали развить природные свойства.

Важно, чтобы и педагоги узнавали звуковичков. Да и люди в автобусе, а то подходит к такому тихому мальчику громкогласая бабуля и давай его воспитывать диким ором на воспитательную тему... Такую психическую травму ему наносит, сама не ведая, что творит.

Боже, какой тяжелый пост (((

ленивых много среди нас.. что-то читать еще.. учиться.. лучше уже сразу сделать, что сказали и все..
и сам такой, раньше не особо важно было, лишь бы за меня подумали, решили.. ну понятно, что я понимал, что многого не знаю.. сейчас бы и рад помочь, как и многие уже знакомые с системным мышлением.. когда овладеваешь им, то раскрываются такие горизонты!
Поэтому это большая перспектива.

Edited at 2012-03-26 09:06 pm (UTC)

Хорошо когда человек знает, что он чего- то не знает и готов учиться. Клиника, когда человек уверен, что он все знает, все уже повидал на своем веку и учиться не видит смысла. На курсах педагогов сколько раз видела, что лектору даже слова сказать не давали, не дай бог, привычные шаблоны в сознании разрушит.

ну почему клиника... ) такая себе реакция, на определенные обстоятельства, вызывающие стресс, конечно, возможно, не всегда адекватная реакция

Спасибо за ответ на вопрос, который не знают ни учителя, ни родители, не следователи... за правду, от которой отмахиваются даже заслуженные педагоги.Ведь гораздо проще поставить диагноз "Депрессия" зрительнику,посадить его на транквилизаторы. Или глушить звуковика до тех пор пока он не выйдет в окно(в лушем случае),а в худшем - будет взрывать людей в метро или растреливать детей у школы.


И все же с благими намерениями взрослых: дали таблетку - предотвратили суицид, красота. А на деле получается другое.

Да, спасибо большое. Действительно Ваша статья должна дойти до как можно большего количества людей, особенно родителей и учителей.

Хорошая статья. Вот только в улыбку на устах Сашки Вы зря написали. Скорее это была гримасса страдания. Последнего страдания от осознания роковой и неисправимиой ошибки.... Даже страшно представить весь ужас самоубийцы. Не зря большинство из них на землю падают уже мёртвыми.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account