Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Школа полного дня
eurekanext

В образовательном процессе школы изменились компоненты: учебные программы, формы контроля учебно-воспитательной работы и оценки ее результатов, внеурочная работа. Вся школьная система выстроена с учетом интересов каждого конкретного ребенка, его способности тщательно изучаются, его возможности – поддерживаются.
Одним из документов, сопровождающих стандарт, стала основная образовательная программа. Заключая договор со школой, родители знакомятся с программой, чтобы понять, на какой результат нацелена школа.
Изменения школы налицо – появились новые учебники, введены в действие новые гигиенические требования и внедряются здоровьесберегающие технологии. Этот список можно долго продолжать. Важна еще одна составляющая: процесс обучения поворачивается в сторону ребенка.
Более того, школа, по сути, постепенно становится школой полного дня, так как организована обширная внеурочная деятельность. А это, в свою очередь, приведет не только к новому качеству воспитания, но и к снижению таких социальных явлений, как несовершеннолетняя преступность и беспризорность.
Главная трудность в том, что педагогам с введением ФГОС необходимо изменять свое педагогическое мышление. Педагоги с трудом переступают через свой опыт, ценности, плохо ориентируются в новой реальности. Также произошло столкновение педагогов и родителей с новыми стандартами. Педагогическое сообщество с трудом подстраивается под новые задачи, которые стоят перед школой. С родителями все оказалось еще интереснее.
ФГОС дают школе самостоятельность и предлагают родителям стать полноправными участниками образовательного процесса: определять содержание работы школы, контролировать распределение финансовых средств в образовательном учреждении и даже распределять наряду с педагогическим коллективом школы стимулирующую надбавку учителям.
Чтобы стандарт «пошел лучше», необходимо финансирование внеурочной деятельности для создания вариативности выбора обучающимся различных направлений. Еще, мне кажется, нужно повысить статус учителя, причем очень резко и существенно. Иначе стандарт останется теорией. Необходим «идеальный портрет современного учителя». Каков сегодняшний учитель? Он должен уверенно входить в класс, говорить с ребенком и его семьей на одном, понятном им всем языке, должен быть конкурентоспособным по отношению к семье и ребенку, обладать достаточными знаниями по современным педагогическим, информационным технологиям и т.д.
ФГОС для образовательного учреждения – это серьезные затраты: закупка новых учебников, обновление оборудования. Безусловно, стандарт подталкивает муниципалитеты и субъекты Российской Федерации к увеличению финансирования, потому что увеличение требований к результату основной общеобразовательной программы ставит вопрос именно так. Для реализации ФГОС немаловажным звеном является финансовая составляющая. Дело заключается в новой организации деятельности учителя, организации учебного процесса. Вторая половина дня, которая должна финансироваться, отвечает на индивидуальный запрос семьи и ребенка, это могут быть кружки, секции и многое другое, способствующее раскрытию способностей ребенка и формированию его личности.

Марина Головач,
заместитель директора МБОУ СОШ № 37, г. Волжский Волгоградской области

  • 1

Трудности есть

Реализация ФГОС в учебной деятельности идет в нашей школе, на наш взгляд, успешно, так как в школе развивающего обучения освоен системно-деятельностный подход. Во внеурочной деятельности сложнее: дети утомляются за учебный день, нет условий в школе для полноценной внеурочной деятельности, сложно обеспечить доставку детей в партнерские организации. В других школах трудность – неумение (нежелание, непонимание, отсутствие потребности) реализовать системно-деятельностный подход, некомпетентность в способах активного учения (в деятельностных технологиях). Необходимо улучшение условий обучения (автобусы школьные, спортзалы и др.). Обучение учителей технологиям деятельностного подхода. Необходимо создать простой целенаправленный пакет диагностики. Учителя не понимают (на уровне практического действия) требований стандарта, его новизны и прогрессивности. Проще говоря, не понимают, чего от них хотят, что они должны конкретно изменить в своей деятельности. Не налажено во многих школах сотрудничество, взаимодействие учителей и психологов. Диагностические исследования (большое количество индивидуальных методик) не вписываются в учебный процесс, их данные приходят с опозданием, поэтому неэффективны.

Марина Григоревская,
директор МБОУ СОШ № 114, г. Самара

  • 1
?

Log in

No account? Create an account