Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Все зависит от педагога
eurekanext

Во-первых, с введением новых стандартов изменилось представление о тех результатах, которых ребенок должен достигнуть в начальной школе, потому что мы наконец-то уходим от знаниевой парадигмы к компетентностной.
Во-вторых, изменилось представление об образовательном процессе. Он сегодня включает в себя не только урочную деятельность, но и внеурочную деятельность. Причем во внеурочной деятельности есть деятельность, которая позволяет получить результат. То есть она абсолютно такая же основная, как и урочная, поэтому мне трудно расставить акценты, что из них является более значимым. Сегодня внеурочная деятельность рассматривается не как дополнительные часы, а как та деятельность, которая позволяет ребенку себя реализовать, раскрыть какие-то свои способности. И это никоим образом не менее значимо, чем математика, чтение, русский язык. И в тех школах, где есть такое понимание, ребенку особо комфортно, и он тоже начинает понимать, что образование – это не русский язык и математика, а совокупность урочной, внеурочной деятельности, самообразования, когда он может получать информацию из самых разных источников, обрабатывать ее. И учитель уже не является главным источником получения знаний.
Нужно четко понимать, что у педагога, который проработал 20 лет, да даже пусть пять лет, уже есть свое понимание того, как надо учить, у него сформирована практика эффективного обучения и получения результатов. И очень сложно объяснить, что этот опыт сегодня не подходит. А тут ему говорят, что это неправильно и надо все делать по-другому. Конечно, за один-два года невозможно все взять и резко перестроить. Можно поставить новое оборудование, что мы и делаем, можно оснастить школу по последнему слову техники, но без человека она бессмысленна. Поэтому главная задача – изменить педагога, изменить кадры, которые этим занимаются,  перестроить работу учителя, понять, что процесс получения знаний на самом деле включает в себя не только обучение на уроке – что читать, что и как и делать, но и процесс обучения и получения информации, умения эту информацию анализировать и использовать. Если не поменяется педагог, то все наши посулы, все шаги навстречу – бессмысленны. Главная задача на сегодня – это сделать так, чтобы педагог был мотивирован на изменение. Если он будет готов к этому, то и ребенок все это воспримет.

Владимир Пылев,
замминистра образования и науки  Самарской области


  • 1

Стандарт идет там, где этого хотят

Наиболее заметные изменения произошли в деятельности педагогов на уровне разработки рабочих программ, тематического планирования занятий, в организации совместной работы с родителями и коллегами. На психологическом уровне педагоги обрели (развили) такие личностные качества, как уверенность, целеустремленность, открытость, коммуникабельность, ответственность. Главная трудность для администрации заключается том, чтобы в сверхкороткое время разработать весь пакет документации, локальных актов, необходимых для сопровождения стандартов, обучения педагогов, информирования родителей и т.д.
Стандарт идет там, где этого хотят, там, где понимают значимость и необходимость стандарта нового поколения, ответственность за его введение, где созданы условия для профессиональной самореализации учителя.
Система взаимодействия всех структур и субъектов образовательной среды в условиях введения стандартов находится в стадии формирования, и поэтому необходимо постоянно обращаться к осмыслению возникающих рисков и поиску путей их минимизации.

Татьяна Мишуровская,
директор МОУ «Гимназия № 40», г. Калининград

  • 1
?

Log in

No account? Create an account