Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Национальные стандарты по-американски
eurekanext

На смену многообразию пришли тесты
Американское образование по праву считается одним из самых престижных в мире. Специалисты, окончившие учебные заведения в США, всегда востребованы, а профессия учителя популярна не только среди тех, кто окончил педагогический колледж, но и среди других дипломированных специалистов, которые хотят передать свои знания детям. Как устроена система образования в США и в чем залог успеха, «IВО» рассказала Элина Ламперт-Шепель, доктор наук Columbia University, заместитель научного руководителя по развитию магистерских программ института развития образования Высшей школы экономики.


Фото с сайта img.timeinc.net
    
Как появилась американская школа
Американская школа изначально была очень демократичная. Школа создавалась сообществами, проживающими в той или иной местности. Именно первые мигранты, приехавшие в поиске религиозной свободы, организовывали школы. Тогда каждая школа была по основанию общественной, так как школьный совет, в который входили уважаемые люди из данного образовательного округа, сам выбирал, чему учить и как учить. Школьный совет фактически управлял школой. Поэтому для американской школы многообразие естественно и не составляет проблемы. Не возникает вопроса: «А что будет, если Джон переедет из Бостона в Лос-Анджелес?». Да, у Джона будут некоторые трудности, но совместными усилиями учителей и родителей и самого Джона все будет преодолено.
Изначально американская школа имела очень много форматов, методика преподавания и обучения всегда зависела от местоположения, от детей, которые в ней учатся. И этот опыт показывает, что именно многообразие делает школу демократичной, интересной для каждого. Но отсутствие общих федеральных требований привело к возникновению противоречий. Чему учить детей? Развитие каких способностей должно быть приоритетно? В ситуации, когда начали сравнивать результаты обучения американских детей с результатами детей из других стран, началась паника. В 1983-м вышел документ: «Нация в опасности». Манифест ведущих образовательных деятелей представил анализ глубинных проблем американской школы и поставил под вопрос качество американского образования. Школьные советы потеряли доверие. С 1983 года началось движение к национальным стандартам, к новым требованиям внутри школы. Одним из шагов к введению новых стандартов стала реформа Джорджа Буша «Ни одного ребенка без образования». Несмотря на широкую критику прогрессивных образовательных деятелей, она привела к внедрению национальных стандартов в школу. Образовательная реформа Джорджа Буша получила государственную поддержку и была трансформирована в образовательный закон в 2002 году. Закон требует, чтобы школы тестировали всех учащихся каждый год в 3–8-х классах и ранжировали результаты отдельно по параметрам расы, этнической принадлежности, социально-экономического статуса, уровня способностей и владением английским языком как вторым. Эти параметры отражают группы учащихся, которые традиционно отставали. Закон требовал, чтобы к 2014 году 100% учеников достигли требуемых знаний по словесности и математике в соответствии с требованиями, определяемыми национальными тестами.
Сегодняшняя реформа президента Обамы, «Гонка по вертикали», выделила огромные средства победившим штатам (например, штат Нью-Йорк получил 750 миллиардов долларов) для поддержки обучения на основе анализа данных национальных тестов, реформы оплаты труда учителя в соответствии с успеваемостью учащихся и т.д. Поддерживаемая самыми прогрессивными учеными и образовательными деятелями образовательная реформа Обамы предполагала пересмотреть недостатки реформы Буша, однако, по мнению общественности, этого не произошло.


Фото с сайта media.arbetslivskoll.se

Новая оценка нового качества
Когда в США появились национальные стандарты, детей стали просто натаскивать на хорошую сдачу тестов. Творчество в школах ушло на второй план, главным стали хорошие результаты в тестах, и это оказалось губительно для качества образования. Стандартной стала ситуация, когда обучают не тому, что интересно детям, а тому, что нужно для итогового теста. Изучать историю Египта, безусловно, очень интересно, но этой темы нет в итоговых тестах, тогда есть ли смысл ее учить? Лучше будем учить то, о чем спрашивается в тесте. Возросла ценность умения сдавать такие тесты, что само по себе не является полноценным показателем качества образования.
 Тем не менее сегодня основная оценка качества образования в американских школах базируется на итогах федеральных тестов. При этом школа получает определенные статистические данные, методы анализа и инструменты для обработки этих данных внутри школы. Например, в случае, когда определенное количество детей сдают тесты по чтению ниже нормы, этот детальный анализ показывает, в чем проблема, по его результатам учителя имеют возможность провести обсуждение, анализ и изменить преподавание. Еще одним критерием является индивидуальная оценка прогресса ученика, или сравнение: что мой четвероклассник может по сравнению с другими четвероклассниками из Лос-Анджелеса или Финляндии, например. Это показывает индивидуальные успехи ученика, его личный прогресс.



Личность в истории… реформы
В марте 2010 года престижный «Уолл Стрит Джорнал» опубликовал статью известного историка образования и влиятельного политика из команды Дж. Буша, Дианы Ревич, в которой она, ярая поборница национальных стандартов, публично заявила об изменении своей позиции по поводу образовательной реформы. Яркое общественное покаяние…
В этой статье и последовавшей за ней книге профессор Ревич раскритиковала подходы, основанные на федеральных тестах и национальных стандартах, которые ранее поддерживала. Введение финансовых поощрений за высокие результаты в федеральных тестах привели к еще большему разрыву между бедными городскими школами и богатыми – в пригороде, так как в городских учатся так называемой группы образовательного риска – дети из семей иммигрантов, для которых английский не родной язык, и т.д. Так как большинство детей в таких школах проваливают тесты, то следовательно, школа получает меньше денег. В школах пригорода, у которых изначально больше средств из-за большего налога в данных районах, дети сдают тесты лучше, и школа получает больше государственных средств.
Профессор Ревич признала ошибкой и то, что огромные суммы были выделены на разработку тестов , в то время когда не было никакой финансовой поддержки выделено на усиление изучения искусства, естественных наук, иностранных языков и т.д. Школы стали выпускать учеников, натасканных на базовые навыки, но являющимися полными невежами в других дисциплинах.
Я согласна с Ревич, что другим печальным последствием введения национальных стандартов и федеральных тестов является то, что учителю не позволяют проектировать содержание образования. Каждому выдаются пакеты, в которых есть все видео, книги, планы уроков, в общем, все необходимое. С одной стороны, это помогает контролировать образовательный процесс, с другой стороны, это выгодный бизнес. Как только появляется стандарт, так сразу появляются учебники, которые к нему подходят, методические пособия и т.д. В Америке рынок вариативный и узкосегментированный, поэтому на маленький сегмент образовательного рынка существует множество альтернатив, что вызывает сильную конкуренцию, но, к сожалению, это лишает учителя права выбора, потому что эти пакеты выбирает район, местный департамент образования и т.д.




Зарплата плюс социальные гарантии
Что касается зарплаты учителей, то в Америке она приравнивается к средней и считается хорошей. Учитывая все факторы, начинающий учитель в Америке получает зарплату примерно 38 тыс. долларов в год, через пять лет зарплата увеличивается до 60–80 тыс. Понятно, что во всех штатах все происходит по-разному. Например, в Нью-Йорке существует система «мэррид пэй», добавочное финансирование для учителей. То есть когда выполнены эти критерии, к зарплате делают надбавку. Также зарплата американского учителя зависит от типа лицензии. Помимо имеющейся степени, каждому учителю нужно получить лицензию, ее не дают в университете, ее получают в департаменте по образованию. Для того чтобы ее получить, нужно сдавать экзамены. Первой является начальная лицензия, без нее никто не сможет преподавать ни в одном учебном заведении страны. Далее, в зависимости от опыта, профессионального уровня, количества посещенных семинаров, конференций, проектов и определенного стажа работы внутри своей специализации, учителю дают профессиональную лицензию штата. В случае переезда в другой штат необходимо получить лицензию там. Или сразу получить государственную лицензию, что намного сложнее: сдается большее количество экзаменов, помимо этого, каждый должен предоставить видео своего урока. Очень популярна оценка качества через электронное портфолио, описание философии образования, видеоуроков и т.д. После получения лицензии учитель получает определенные привилегии, например, его больше никогда не могут уволить из того учебного заведения, где он преподает. Вообще, заработная плата учителя приравнивается к заработной плате среднего класса, которая составляет от 55 до 100 тыс. долларов в год. Возможно, это нельзя назвать высокой зарплатой, но учитель – это государственная должность, соответственно, у него большие социальные гарантии. Самое дорогое медицинское страхование, хорошо оплачиваемый летний отпуск и т.д. Учитель в Америке – это благородная профессия. Работать учителями идут не только те, кто закончил педагогический колледж, но и известные люди из других структур. Например, лучшие адвокаты, юристы или экономисты уходят с престижных должностей для того, чтобы поделиться своими знаниями и умениями с детьми.
Эллина Ламберт-Шепель

Записала Алена Шадрина

?

Log in

No account? Create an account