Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Восемь лет на посту министра
eurekanext

Андрей Фурсенко занимал пост министра образования в кабинетах Владимира Путина (с мая 2008 года), Виктора Зубкова (2007–2008 гг.) и Михаила Фрадкова (2004–2007 гг.).

В марте 2004 года, после отставки кабинета Михаила Касьянова, указом президента РФ Андрей Фурсенко был назначен министром образования и науки во вновь сформированном правительстве Михаила Фрадкова. В том же месяце в интервью СМИ Фурсенко признал, что это назначение было для него неожиданностью. Министр заявлял, что вопросы промышленности ему гораздо ближе, чем вопросы образования, но при этом подчеркивал, что заниматься на новой должности будет преимущественно образованием.
В конце марта 2004 года Фурсенко во время встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II заявил о намерении ввести в школе изучение религиозных предметов. При этом он особо отмечал, что речь идет о преподавании основ религиозной культуры, не только православной. Впоследствии Фурсенко неоднократно настаивал на том, что предметы, связанные с изучением религии, должны преподаваться в общеобразовательных школах в рамках историко-культурологических дисциплин. Осенью 2006 года Фурсенко критиковал введение в ряде регионов в составе регионального компонента образовательного стандарта, который не требовал согласования с федеральным центром, предмета «Основы православной культуры» (ОПК) – выступал против обязательного изучения в школах ОПК и за введение истории основных религий.
На посту министра Андрей Фурсенко продолжил внедрение в практику общеобразовательной школы Единого государственного экзамена, начатое его предшественником Владимиром Филипповым. И хотя первоначально (в апреле 2004 года Фурсенко критически отзывался о ЕГЭ, заявляя в частности, что прием в вузы по результатам массового единого экзамена несовместим с понятием профессионального высшего образования, уже в августе, накануне нового учебного года, он сообщил СМИ, что единый экзамен вскоре станет основной формой проверки знаний российских школьников и что ни сворачивать введение ЕГЭ, ни принижать его значение для высшей школы подконтрольное ему министерство не будет. С осени 2004 года ЕГЭ проводился как эксперимент в ряде регионов РФ. В августе 2006 года правительство РФ одобрило законопроект, согласно которому с 2009 года ЕГЭ вводился повсеместно. Однако под давлением части ректорского корпуса, недовольной этим нововведением, и в частности ректора МГУ Виктора Садовничего, в документе были предусмотрены исключения, позволяющие крупнейшим российским университетам принимать абитуриентов помимо процедуры ЕГЭ, например по итогам специализированных всероссийских олимпиад. В январе 2007 года закон о введении ЕГЭ был принят Госдумой, в феврале – Советом Федерации и подписан президентом РФ Путиным.
Кроме введения ЕГЭ Фурсенко также продолжил начатое в 2002 году присоединение России к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны были быть приведены в соответствие с европейскими. В частности, это предполагало обязательное введение вместо готовившего специалистов одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру, а также замену аспирантуры докторантурой. Реформа высшего образования встретила значительное сопротивление со стороны ректоров, профессоров и преподавателей. По данным СМИ, лишь 20% вузов поддерживало преобразования, предлагаемые правительством. Но в марте 2007 года правительство РФ одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему подготовки студентов, в котором, наряду с утверждением двухуровневой подготовки по ряду специальностей, предусматривалось, что выпускники профильных технических и медицинских вузов и факультетов по-прежнему будут получать диплом специалиста.
При активном участии Фурсенко была завершена реформа Российской академии наук (РАН) и отраслевых академий – Российской академии медицинских наук (РАМН), Российской академия образования (РАО), Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академии художеств (РАХ). В ноябре 2006 года Госдума приняла поправки в закон «О науке и государственной научно-технической политике», согласно которым президент РАН утверждался президентом РФ, а президенты отраслевых академий – правительством. Кроме того, правительством утверждались уставы академий. Фактически, по мнению СМИ, это означало утрату академиями своего традиционно независимого статуса. В декабре 2006 года эти изменения одобрил Путин.
После отставки правительства Фрадкова в сентябре 2007 года Фурсенко сохранил свой пост в новом кабинете, который возглавил Виктор Зубков.
В марте 2008 года на президентских выборах победил первый вице-премьер России Дмитрий Медведев. 7 мая 2008 года Медведев вступил в должность президента России и подписал указ «О сложении полномочий правительством РФ», поручив членам кабинета, в том числе и Фурсенко, продолжать действовать впредь до формирования нового правительства России. 8 мая 2008 года на заседании Госдумы Путин был утвержден премьером. 12 мая 2008 года Путин произвел назначения в правительство РФ. Фурсенко вновь стал главой Министерства образования и науки.
Наряду с подготовкой перехода на Болонскую систему во второй половине 2000-х годов ведомство Фурсенко активно занималось разработкой новых стандартов школьного образования. В частности, еще в 2007 году министр сообщил о намерении разделить школьную программу на обязательную базовую и вариативную, которая определялась как регионом, так и самим образовательным учреждением. В феврале 2009 года Фурсенко, комментируя разработку стандартов, также выступил за отмену преподавания в школах высшей математики. Летом 2009 года сообщалось, что стандарты начнут работать в сентябре 2010 года, причем на тот момент было несколько конкурирующих и неутвержденных проектов стандартов.
В феврале 2009 года министр объявил о начале государственного лицензирования духовных семинарий, а также анонсировал признание духовных ученых степеней наравне со светскими (проект соответствующего документа был подготовлен уже в марте 2009 года). В июле президент России Медведев поддержал идею преподавания в школах основ религии: согласно запускавшемуся в начале 2010 года эксперименту школьники должны были прослушать либо курс основ одной из религий (православия, ислама, иудаизма или буддизма), либо историю религий, либо светскую этику.
Фурсенко – член совета при президенте РФ по реализации национальных проектов, глава межведомственной рабочей группы по национальному проекту «Образование».
В августе 2009 года президент России Медведев подписал указ о награждении министра орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

?

Log in

No account? Create an account