Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
По секрету всему свету
eurekanext

Миллионы пользователей Интернета могли узнать оценки пензенских гимназистов.
Размещение дневников, которые вели классные учителя, стало поводом для наказания директора школы – ей грозит административный штраф.


– В общий доступ попали имена и фамилии учеников гимназии и их оценки, которые классные руководители каждый месяц заносили в онлайн-дневники. Работник Роскомнадзора наткнулся на оценки своего ребенка-гимназиста и его одноклассников в Интернете и инициировал проверку, – рассказала помощник прокурора Октябрьского района Пензы Екатерина Кузнецова. – Административное дело уже направлено в мировой суд.
Как пояснили в прокуратуре, оценки попали во Всемирную сеть по просьбе родителей. В управлении образования посоветовали школам заводить онлайн-дневники, причем в конкретной фирме, и родительские комитеты с удовольствием приняли идею. Однако в Октябрьском районе дорогостоящую услугу решила получать только одна, "продвинутая" гимназия. Дирекция оформила контракт с фирмой. И пожалела об этом.
– Родители должны были дать письменное согласие на разглашение персональных данных своих детей непосредственно фирме. Но они дали разрешения школьной администрации, которая и передала их исполнителю услуги, - пояснила Екатерина Кузнецова.


Комментарии

Виртуальная реальность, лишенная этического опыта

Леонид Лурье, директор МОУ «Лицей № 1», г. Пермь:



– Электронные дневники и журналы – это форма административного террора, которая вполне естественно вытекает из менеджерских затей, утвердившихся в образовании. Если раньше у детей и родителей был формальный повод поговорить об учебе, когда раз в неделю в дневнике требовалась подпись родителей, то теперь их автономность существования лишена формальностей – все живут своей жизнью. Да и родителям особо не нужна школа: оценки ребенка известны из виртуального пространства, а учитель как педагогический советчик, прямо скажем, слабоват. Да и кто ему дал такое право? В новом учебном году данная электронная ахинея с дневниками и журналами останется лишь поводом для установления рейтинга конкретному учителю в соответствии с триумфально объявленным 30-процентным повышением фонда оплаты труда учителям. В системе платных образовательных услуг такой рейтинг – это «педагогические у.е.». Очень может быть, что преуспевающий менеджер по заполнению дневников и журналов станет высокооплачиваемым работником образования (не то что учителя математики и русского языка, которым мало что светит).

Случай, произошедший в пензенской гимназии, тривиален. Преднамеренное или случайное оглашение оценок не меняет сути происходящего. Участники образовательного процесса не защищены на 100% от подобных сбоев. Следовательно, пока не отменят это «достижение информатизации образования», надо находиться в стрессе от подобных действий.

Расскажу о моем лицее. Еще в 1989 году, когда он был создан, сразу было заявлено, что дневников и журналов у нас не будет. Оценка – дело конфиденциальное между учителем по предмету и учеником. Она отражает какое-то временное, неустойчивое состояние учебного процесса, развития личности. К нему не должно быть публичного интереса. Итоговые оценки – их не так много – следует рассматривать как предмет обсуждения учителей, родителей и детей при завершении четверти или полугодия. Не надо опекать и контролировать педагогическое общение, поскольку всевозможные «срезы знаний», изматывающий неусыпный контроль слабо способствуют развитию личности. Как важно находить общий язык с отдельным учеником и классом, не создавать жгучей тайны из успехов и неудач, считать допущенные ошибки ценностью, понимание которой позволяет двигаться вперед!

Что посоветовать пензенцам? Проявляйте больше безразличия к этим электронным «вирусам». Лето. Какое это чудесное время для решения интересных задач, за которые не ставят оценки в электронные журналы, коллективного чтения книг – тех, которые читать хочется, простого и радостного общения в семье, разговора ни о чем с друзьями, потому что давно не виделись, со всем миром, открытым к общению! Отдыхайте, не копите злобу и обиды.

Электронный дневник – удобный инструмент

Андрей Гнедов, учитель информатики классической гимназии № 610, г. Санкт-Петербург:
– Электронный дневник – очень удобный инструмент. Как учитель информатики я применяю электронный дневник на каждом уроке. Очень удобная методика при изучении теоретического материала – письменный опрос на три-пять минут на каждом уроке. По пройденному материалу ставится до  восьми вопросов, ответ на каждый из которых можно сформулировать в пять-десять слов. Эти вопросы публикуются в электронном дневнике, а следующий урок начинается с письменного опроса. Каждый ученик получает карточку с одним напечатанным вопросом и полями для имени, фамилии, класса, ответа. Не нужно тратить время на уроке, чтобы продиктовать эти вопросы. Да и вопросы можно оформить после урока, сориентировавшись на фактически рассказанный, а не планируемый материал.
Электронный дневник – это еще и обратная связь. Если необходимо привлечь внимание родителей к проблемам по предмету, то удобнее электронного дневника на сегодняшний день ничего нет. Так что применение в школьной жизни электронных дневников – насущное требование времени. А защита конфиденциальности – это техническая проблема, которую можно решить. Да и ущерб от несанкционированного доступа к отметкам в электронном журнале вряд ли очень велик. Но требования закона о конфиденциальности, конечно, необходимо выполнять.

Интернет создает новые возможности

Сергей Возчиков, методист Чукотского института развития образования и повышения квалификации, г. Анадырь:
– Я сперва было подумал, что это очередной наезд прокуратуры в поисках штрафа – типа «У них тоже план – давай, хоть удавись».
Дело знакомое, хотя бы по проверкам школьного интернета. 
Но раз данные попали в открытый доступ, ляп разработчиков очевиден. Ну, или настроек при установке и эксплуатации. А так как в школе за все отвечает директор… то и за это ему придется ответить.
Не вполне понятен тезис о дорогостоящей услуге. Версий электронных журналов и онлайн-дневников несколько, и цены трудно назвать запредельными.
И еще… Школьный сайт, онлайн-дневники – интернет создает новые возможности, новый канал общения родителей и школы. Как смогут эти возможности «высокие разговаривающие стороны» использовать в интересах ученика, человека растущего – вот в чем вопрос.

У семи нянек

Наталья Гузик, психолог-дефектолог Фонда «ВИТА», г. Москва:
– К сожалению, обозначенная проблема не столь проста, как кажется на первый взгляд. Ведь у нас есть очень неплохие бесплатные образовательные сети. Например, http://dnevnik.ru/
Понятно желание директора школы перестраховаться и что-то купить. Но, наличие оплаты не гарантирует порядочность и квалификацию
исполнителей.
С другой стороны, когда за состояние сервиса отвечают "семь нянек", а к дневникам имели доступ не только родители, но и ученики, и учителя, и интернет-провайдер, не просто найти виновных в утечке информации.
Может быть, кто-то захотел себя показать "продвинутым" пользователем, поставил лишнюю галочку в настройках профиля – и личная информация стала доступна интернет-сообществу. А, может быть, провайдер так «наивно» себя прорекламировал... В любом случае, сейчас  «виновные» названы, а насколько справедливы обвинения – решит суд.
Кроме того, нам жизненно необходимо всерьез заняться интернет-ликбезом всех, кто использует его как средство коммуникации.

Никто не защищен

Владимир Риттер, учитель МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области»:
– Речь идет о Первой классической гимназии имени В.Г. Белинского г. Пензы. Таких «губернаторских», то есть, находящихся под особым покровительством местной власти, учебных заведений немного, но они имеются в каждом регионе. С одной стороны, это площадки для реализации в регионах передового педагогического опыта и новшеств, рекомендованных на федеральном уровне, с другой, место обучения детей и внуков региональных элит. Наивно было бы считать, что такие учебные заведения возглавляются директорами, совершенно не сведущими в российском законодательстве и не знающими, что за разглашение конфиденциальной информации, касающейся обучающихся, грозит ответственность.
 
На мой взгляд, все обстоит гораздо проще: директор особого учебного учреждения может позволить себе достаточно много вольностей, зная, что над его головой раскрыт «зонтик» покровителей. Действительно, введение системы электронных дневников или системы электронной отчетности АИСУКО (приказа Министерства образования Саратовской области от 01.12.2008г. №2297 «О внедрении автоматизированной информационной системы управления качеством образования (АИСУКО) в Саратовской области») предполагает согласие родителей на обработку данных оператором (имя оператора в письменном соглашении обязательно указывается), но вот что будет, если оператор уволится? Кто будет нести персональную ответственность за разглашение? Директор? Косвенно, да. Возмущение родителей по поводу необходимости давать согласие на передачу данных без гарантии сохранения их неразглашения приводят к «мытью и катанью»: слезным просьбам классных руководителей предоставить «подноготную», настойчивым напоминаниям администрации, что показателем успешности классного руководителя является его умение работать с родителями и т.п. Вывод таков: никто из родителей и детей не защищен от появления личных данных в режиме общего доступа. А «кавалерийские атаки» на освоение современных электронных методов обработки информации в системе общего образования осуществляются далеко не продуманно.

Почему один из родителей возмутился? Стало стыдно за отметки своего ребенка? Его возмущение обоснованно и естественно в любом случае, какими бы ни были отметки. На месте родителей данного учебного заведения и других подобных случаях было бы естественно обращение в суд с иском о взыскании некоторых сумм с директоров учебных заведений, допустивших «утечку» информации изначально предназначенной «не для всех». Именно многочисленные иски о компенсации морального ущерба родителей к директорам, а не мизерные штрафы остановят подобное вольное обращение с доверенной информацией.


?

Log in

No account? Create an account