Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
История может прокатиться по спинам наших детей
eurekanext

. Конечно, школа влияет на выбор всех поколений – не прямо, но косвенно – и своим реальным положением в первую очередь, и даже тем, что сами выборы проходят, как правило, в школе. Менторская роль школы остается еще весьма мощной в нашем социуме: учительское слово довлеет не только над ребенком, но и над родителями его и более старшим поколением, особенно в провинции, где политическая ангажированность голосующих невысока. 
Было бы хорошо использовать эту роль школы для укрепления авторитета образовательной политики, ну хотя бы для уменьшения чиновничьего давления на учителей, замученных бесчисленными отчетами и планами и прочей бессмысленной писаниной. 
Что касается митингов, то я бы не выводил на них детей – слишком много рисков в политически нецивилизованной нашей державе. Если старшеклассники уже вполне самоопределились, то должны самостоятельно сделать этот шаг без влияния школы. Тем более что получить первый опыт социальной активности школьник легко может из интернета, наблюдая митинговые страсти в многочисленных видеозаписях.
Грустно думать, что история опять может прокатиться по спинам наших детей, уж лучше бы они знакомились с ней по учебникам... 
 
Юрий Троицкий,
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории
и истории гуманитарного знания
историко-филологического факультета РГГУ

  • 1

Политический клуб «Шанс»

Дылгыр Дымбрылов, директор Харганатской СОШ Селенгинского района, Республика Бурятия:
– К результатам прошедших выборов учителя нашей школы относятся спокойно, никаких волнений нет. Явка по нашему улусу на выборы в Государственную думу составила 84%.
В школе работает политический клуб «Шанс», который развивает правовую культуру, ответственность и понимание голосования при выборах руководящих органов власти. Также проводятся нашими педагогами классные часы и внеклассные мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в частности ведутся беседы о предстоящих и прошедших выборах, как нашей страны, так и мира.

«Учились бы, на старших глядя!»

Александр Яковлев, учитель истории, г. Мелеуз, Республика Башкортостан:
- Доказывать очевидные вещи – дело не просто неблагодарное, а еще и до крайности печальное.
Таковое обстоятельство человека разумного заставляет задумываться о тщете сущего. Открывать открытое, изобретать велосипед и ломиться в открытую дверь – удел такой, проклятие рода человеческого. Первородный грех, не иначе.
Уже и фраза У. Черчилля о власти учителя стала расхожей. Десятки тысяч томов на эту тему, само наименование «Учитель» обязывает, а нет! Лукавство, скепсис и цинизм создают воздух иной школы.
Много лет назад от великого учителя своего школьного я услышал страшные слова, осознанные мною много позже: «Редко можно встретить человека более невежественного, чем учитель».
Отслужив уже и обучаясь в педвузе, вспомнил я их.
Домохозяйка ли, продавец, бизнес-леди – последствия не были бы столь разрушительны. Но! Но учитель имеет аудиторию, какая и не снилось ни одному профессионалу от политики. Надо полагать, власть понимает таковое обстоятельство, иначе не держала бы педагогов в черном теле.
Ведь ребенок – глина, пластилин. Такая разумная глина, что, примеряя социальные роли в игре, обращает внимание прежде не столько на слова, сколько на поступки, жесты, мимику, интонации. И воздух, воздух. Атмосфера, в какой живет, мыслит и ощущает учитель и ученик; пишут и снимают, поют и спят потребители XXI века. Довольно-таки гнилостная атмосфера. И, разумеется, педагогическому сообществу присущи все болезни эпохи, слабости и предубеждения. Просто потому, что педагог есть продукт времени и места.
Ответственность только иная. А ответственность эта – не прихоть какая и не проявление воли, а обычное условие данной профессии.
Понимаете, иммунитета нет у нас еще от тоталитаризма и диктатуры. Иммунитета, который если бы не отторгал, то хотя бы делал невозможным бездеятельное, пассивное послушание. Да и неоткуда ему взяться, поскольку правовое поле учительское отсутствует вовсе. Приходится просто приспосабливаться. У М.А. Булгакова фраза есть такая: «С косящими от постоянного вранья глазами».
«Такая власть. Что я могу сделать?» или: «Такая власть, но я останусь при своем мнении» – формируют абсолютно разные гражданские позиции. Точнее, позиция может быть только во втором случае. В первом формируется психология подданного и социальная апатия, от которой один шаг до радикализма.
Но определенная позитивная эволюция все же есть. Вспомните: на прежних выборах процент партии-победительницы был гораздо выше. А вот активности по-прежнему не хватает. Тут-то и заметно влияние школы. Конечно, школа не изменит политический климат, но может либо убедить будущего избирателя в возможности повлиять, либо закрепит неверие. То есть школа потенциально может (и должна) формировать гражданскую позицию. А вот с этим у нас проблемы. И они вполне оправданы хотя бы тем, что учитель, не могущий влиять на собственное положение, низведенный бестолковым реформированием до умственного и душевного отупения, не в состоянии в прострации своей определиться с собственной гражданской позицией тем более.
Почему молодежь идет в секты и разного пошиба радикальные организации? Там есть четкая позиция. Она ложная, разрушительная, но она есть. Что может предложить школа? Чем отвлечь? У кого из учителей остались убеждения и принципы, мировоззрение, цельность? У единиц. Тех, например, кто сломал сопротивление системы и добился пересмотра «Закона об образовании». Вот у них с гражданской позицией порядок. Только их мало, а других легион. А воспитательный процесс как система, как комплексная часть образования утрачен, случаен и хаотичен.
Сама же школа в образовательном процессе не должна никого выводить на улицы. Она должна учить выбирать. Выбор же есть всегда, что бы ни говорили.
А то у нас часто прямо стокгольмский синдром. И выросли мы не из гоголевской «Шинели», а из шинели Вышинского. Не изжито рабство. В крови, в генах оно сидит. И именно оно не позволяет, когда и возможность есть, мыслить и поступать самостоятельно. Оно в манере проведения урока, в принятии локальных актов, в проведении педсоветов, в оценке фактов истории и современности. Вот ведь беда – мы сами не верим еще, что можем что-то изменить.

Edited at 2011-12-14 04:32 pm (UTC)

самоиллюстрация

"...учитель, низведенный бестолковым реформированием до умственного и душевного отупения, не в состоянии определиться с собственной гражданской позицией"

А учителю - сверху виноваты.

Люди, где вы? Ау...

Ищем учителей не дошедших "до умственного и душевного отупения"
http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=912&showentry=20868

Re: Люди, где вы? Ау...

Сергей Михайлович, в ФБ Вы написали: будь я в мск, пошел бы на митинг. Почему пошли бы?

Re: Люди, где вы? Ау...

Я уже ударялся в воспоминания, как 20 лет назад, в августе, стоял я в толпе других за Белым, и ждали мы "Альфу". Я точно понимал, что стою, как "пушечное мясо", что "Альфе" я не бОльшая преграда, чем куст в парке перед нами. Но мы все там были потому, что не могли иначе.
Я помню, как в первый день путча, когда единственным источником информации было "Лебединое озеро", я шёл к Белому дому, отчаянно труся. Вспоминал, как Петя Бачей просил дяденьку полицейского пропустить, потому что он "вон в том доме живёт", и готовил жалостливые слова.
И ещё с той стороны Москвы-реки видел, как со всех сторон туда же струйками стекаются люди.

Сейчас ощущение то же - нельзя иначе.
Выражаясь "философически", количество (лжи) переходит в качество (действий).

Re: Люди, где вы? Ау...

Ситуация - отличается, как ощущаете?

Re: Люди, где вы? Ау...

"Вопрос, конечно, интересный" (с)

Власть сильнее, общество разобщённей.
Тогда был путч против законной власти, и было народное выступление в защиту власти. Хоть это и очень условно.
Тогда была набрана инерция обновления (ка-а-кие были демонстрации, какая борьба на выборах!!), а сейчас прорвало инерцию покоя.
Тогда были явные лидеры противостояния, владевшие реальными ресурсами, в т.ч. и властными. Сейчас поле расчищено, но зато есть интернет.
Всё-таки, мне кажется, тогда масштаб проблем был на порядок больше.
Это - навскидку.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account