Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Виктор Болотов: ЕГЭ нужно усовершенствовать
eurekanext

. В эпоху модернизации системы образования все более актуальным становится вопрос оценки качества образования. Существует ли идеальный инструмент? Или механизм оценки качества образования есть совокупность нескольких инструментов? Как качество образования отразится на зарплате учителей? Своим мнением с «ВО» поделился вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

 
– Виктор Александрович, скажите, как, по-вашему, система оценки качества должна быть связана с системой финансирования и системой оплаты труда учителя?
– Я думаю, что система финансирования школы никак не должна быть связана с системой оценки качества образования. Система оценки качества образования дает информацию о том, как обстоят дела с обучением, с качеством, но это не влияет на финансирование. Финансирование связано с другими аспектами.
Система оплаты труда, да. Тут должны учитываться результаты труда учителя, но это очень сложная работа. Необходимо обсуждать, какой вклад тот или иной учитель внес в развитие конкретного ученика, какое «добавление» обеспечено именно этим учителем. Необходимы лонгитюдные исследования – длинные исследования. Необходимо прослеживать путь ребенка: он пришел в школу и после работы с учителем он научился тому-то и т.д. К тому же в школе коллективный труд, а это значит, что система оценки качества должна учитываться при конструировании системы оплаты труда и одного учителя, и всего коллектива. Это очень непростой вопрос, можно даже сказать, отдельная тема большого проекта.
 
– Как должна измениться государственная итоговая аттестация? Возможна ли отмена ЕГЭ?
– На мой взгляд, форма Единого государственного экзамена – это вполне адекватная форма государственной итоговой аттестации. Зачем нужна отмена ЕГЭ? Мы хотим вернуться к старой системе? Я так не думаю. Другое дело, что необходимо совершенствование процедур проведения ЕГЭ. Особенно по вопросам, связанным с безопасностью системы, с недопущением информационных протечек, с содержанием экзаменационных материалов. В экзаменационные материалы нужно включать задания, связанные с оценкой компетенций, то есть нужно не просто проверять знания предметов, но и вводить задания, связанные с умением использовать полученные знания за пределами школьных дисциплин.
 
Возможна ли автоматизированная система учета детских достижений?
– Надо понимать, что есть внутреннее портфолио в школе, которое учитывается при проектировании образовательной траектории ученика, при распределении внутришкольных бонусов. Например, на соревнования или олимпиаду ребенка отправляют по итогам оценки школьного портфолио.
И второе портфолио – внешнее. Оно используется при поступлении в высшее или среднее профессиональное образовательное учреждение. Это другое портфолио, по поводу которого должны договорится и вузы, и школы, и общество... Но понятно, что портфолио не заменяет Единый государственный экзамен. Все страны, которые используют и национальную систему оценки, и портфолио, вовсе не противопоставляют эти два подхода, а рассматривают их как взаимодополняющие.
 
– Как учитель может стать инструментом оценки результатов ученика?
– Учитель вряд ли может быть инструментом, но если речь идет о внутриклассном и внутришкольном оценивании, то я бы сказал так: если не будет сделана система внутриклассного и внутришкольного оценивания, то и ЕГЭ, и мониторинги, и другие формы оценки результатов будут малоэффективны. Фундамент оценки качества образования – это внутриклассное, внутришкольное оценивание.
      Беседовала Алена Шадрина      

  • 1
В ответе на 1 вопрос все-таки скорее оба - "нет": и финансирование школы, и система оплаты труда. Полностью разделяю и поддерживаю. А п.4 надо сделать в режиме "+электрификация всей страны"). Среди существующих инструментов "Дельту" можно использовать от школы до региона.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account