Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Записки дипломированной уборщицы
eurekanext

. Отчет № 6. Четвертый сон…
Сегодня я хочу рассказать об учебном заведении в штате Висконсин, где мы не работали, но в котором учится наша младшая дочь.
 

 
Александра приехала в США на год раньше нас и долго не могла найти работу. Ее муж-американец тоже не имел постоянного заработка: иногда по просьбе знакомых ремонтировал крыши, красил стены, но чаще лежал на диване с философской книгой, а когда приходило вдохновение, писал рассказы или картины, которые никто не покупал. А Сашу, с ее дипломом учителя английского языка и отсутствием американского «прошлого», не брали даже посудомойкой.
Однажды муж рассказал ей, что в их штате есть специальное училище, «рабочий корпус», для молодых людей 16–24 лет, испытывающих жизненные трудности. Там можно получить диплом средней школы, допрофессиональную подготовку по различным специальностям, научиться водить машину.
Через интернет дочь узнала, что в Милуоки есть офис этой сети училищ, и обратилась туда. На организационном собрании кандидатам в студенты рассказали об условиях приема и о строгих правилах поведения, требованиях к одежде, прическе, к режиму дня и т.д. Сашу это не напугало, и она решила попробовать поступить, причем в случае успеха можно было претендовать на получение одной из сотни специальностей в любом из 125 подобных училищ по всей стране. Но дочь выбрала ближайшее учебное заведение, где готовили рабочих строительных профессий.
Для поступления нужно было представить различные документы и написать сочинение о себе по предложенным вопросам. Кроме того, проверялось отсутствие криминального прошлого. Главной трудностью для Саши было то, что необходимо было принести несколько рекомендаций с прежнего места работы или учебы. Так как ни того ни другого у нее не было, то сотрудники офиса согласились принять письма от домовладельца и от директора соседней пиццерии, которому Саша помогала распространять рекламные листовки (это засчиталось ей как волонтерская деятельность).
Через два месяца после подачи документов Саше позвонили и сказали, что по специальности, которую она выбрала, появилась вакансия, и она может ехать на учебу. Было сказано место и время отправления автобуса.
Можно было бы написать, что «рабочий корпус» находится в глухом лесу, но к нему ведет прекрасная асфальтированная дорога, поэтому глухим это место назвать трудно. Когда мы впервые, спустя год, поехали навестить дочь, я представляла, что увижу высокий забор, окружающий учебный городок со всех сторон, потому что знала, какие там строгие правила. Никакого забора, однако, не оказалось, хотя охранник и ходил всё время, наблюдая за порядком. Покинуть училище можно в любое время, но если ты ушел без спроса или заявил о том, что бросаешь учебу, пути назад тебе уже нет. Отчисляют из «рабочего корпуса» и за другие провинности. Например, студента, подозреваемого в употреблении наркотиков могут внезапно вызвать на анализ крови и потом исключить.
 
В Блэкуэлле (а именно так называется местечко) четыре одноэтажных общежития: три мужских и одно женское, примерно по пятьдесят человек в каждом. Посещать общежитие, где живут представители противоположного пола, строго запрещено. В комнате – по четыре человека, у каждого свой шкафчик, запирающийся на замок. Любой студент в любой момент может быть переселен в другую комнату, но в то же время может попросить сам (без объяснения причины), чтобы его перевели к другим соседям, если нынешние его не устраивают.
 

 
В основе проживания – почти полное самообслуживание. Студенты сами прибирают здания и территорию, по очереди в течение недели дежурят в столовой, помогая повару. Ремонт зданий и помещений также производится студентами под руководством мастеров производственного обучения.
Питание, проживание, медицинское обслуживание и обучение – полностью бесплатные. Также студентам выдают рабочую одежду и обувь. Стипендия зависит от прилежания и срока пребывания. Сначала Саша получала 20 долларов в месяц, через год – сто. На эти деньги можно что-то купить в местном магазинчике, в котором принимают также и «виртуальные» деньги, заработанные за активное участие в жизни училища. Так, например, Саша в первые дни своего пребывания получила 5 «виртуальных» долларов за победу в шахматном турнире.
Бывают и коллективные поощрения. Постоянно, в частности, проводится конкурс между общежитиями: ежедневно проверяется чистота и порядок помещений. Могут заглянуть и в индивидуальные шкафчики.
 

 
Если общежитие выигрывает конкурс по итогам месяца, то получает премию, например, 500 долларов. Общим собранием принимается решение, куда потратить эти деньги: съездить всем общежитием в город на аттракционы, в кафе, в боулинг или купить игровую приставку в общую комнату. Школьный автобус для поездки в город предоставляется бесплатно.
 
Все ученики, в зависимости от учебных достижений, дисциплины и общественной активности, делятся на категории: золотой студент, серебряный студент и т.д. Самая последняя категория – это уже кандидаты на отчисление. В зависимости от категории студенты имеют разные возможности ездить домой на выходные. Так, золотой студент может пользоваться этой возможностью практически еженедельно, а самый нерадивый – вообще лишен этого права. В пятницу вечером школьный автобус довозит «отпускников» до ближайшего города, где есть автостанция (а это в двух часах езды от Блэкуэлла). Там несовершеннолетних передают на руки родителям, а остальные могут добираться до дома самостоятельно любым способом.
Когда в воскресенье студенты возвращаются из дома, их вещи просматривают на предмет наличия запрещенных вещей: наркотиков, алкоголя… Даже лекарства привозить нельзя: если болеешь, обращайся в медпункт.
В школе есть условия для активного досуга: оборудованы тренажерный и спортивный залы, есть бильярдные и теннисные столы, видеозал, ежедневно проводятся внеклассные мероприятия.
 

 
Однако проблемы с поведением всё же бывают. Саша рассказывала, что вещи, оставленные без присмотра, могут украсть, и отношения между студентами не всегда, мягко говоря, гладкие. Не забывайте, что туда попадают в основном подростки, не имеющие средств к существованию, иногда – из неблагополучных семей.
 
– Мама, ты бы послушала, о чем они говорят, какие проблемы обсуждают!!!
– Неужели все студенты настолько недалекие?
– Нет, встречаются нормальные ребята. Но есть и такие, которые читать и писать почти не умеют. Их в свое время с помощью полиции пытались заставить ходить в школу…
 
Когда Саша приехала в училище, то занятий первые две недели у нее не было: она писала общеобразовательные тесты, проходила медосмотр и собеседования с психологом, занимающимся профориентационной работой. Потом шел ознакомительный «тур»: по одному дню новички проводили в каждой мастерской, чтобы познакомиться с разными специальностями и сделать осознанный выбор.
Если во время теста студент, не имеющий диплома средней школы, показывал плохие результаты, то его (кроме учебы по специальности) направляют на занятия по общеобразовательным предметам…

Окончание следует
 
Ирина Чудиновских

?

Log in

No account? Create an account