Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Политика как Образование
eurekanext

Еще ни одна предвыборная кампания в нашей стране не затрагивала вопросы образования так, как эта. Здесь и партийный проект по модернизации региональных систем общего образования, альтернативные проекты по кардинальному обновлению законодательства, вопиющие случаи агитации в школах и на форзацах учебных пособий, участие учителей в политических движениях, масса PR-проектов по поводу образовательных реформ, частично сформированные образовательные платформы партий… Чего только нет!

Естественно, развернулись серьезные общественные дискуссии. Забавно видеть, как порой неумело, робко, пусть поверхностно и весьма нахраписто политики «захватывают» образовательную проблематику.
Одни стараются изображать из себя «простых родителей», чьи дети ходят в школу и поэтому они видят все бытовые грани школьных конфликтов.
Другие трактуют школу как глобальный ресурс развития общества, модернизации, светлого будущего вообще.
Между этими двумя полюсами образовательно-политических дискуссий - веер позиций, выводов, взглядов, предложений. Уверен, что дискуссии по поводу образования, безусловно, обогатят нынешнюю предвыборную кампанию, послужат развитию политической системы в стране.
Поэтому, работая как преподаватель со студентами по магистерскому курсу «Образовательная политика», пытаюсь организовать анализ различных образовательно-политических платформ, стенограмм дискуссий, формулировок поручений руководителей страны по итогам прошедших дебатов. Это очень увлекательно – сопоставлять высказанные позиции и «сухой остаток» в виде административных поручений. Но еще более интересно видеть, как в процессе обсуждения стенограмм таких дискуссий меняются, уточняются или укрепляются мировоззренческие взгляды ребят. Будучи вовлеченными в учебные или экспертные обсуждения вопросов образовательной политики, они сами не только познают чужие, но и вырабатывают собственные взгляды в отношении социальной действительности. Не это ли и есть становление/воспитание гражданского общества? Когда мы в образовании не закрываемся от социально-экономических проблем, не диктуем «правильные» нормы гражданских отношений, а даем возможность участникам определиться в отношении собственных взглядов и интересов.
Поэтому я бы не отворачивался от политических дискуссий, а в разумной мере делал бы их ресурсом получения современного образования. Это еще не рецепт и не методика – это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вспомним недавний скандал по поводу партийной агитации в Красноярской гимназии № 3. Диалог Александры Ивановны Прониной и Матвея Цивинюка сначала вызвал бурю негодования в отношении обоих участников скандала. Лишь единицы брались за анализ законодательства и из этих соображений поддерживали позицию директора гимназии или ученика. Немного было тех, кто видел плюсы и минусы в аргументации обоих участников произошедшего. И какой неожиданной стала картина после заявления Матвея о неоправданности гневных отзывов о директоре. Это был серьезный репутационный и профессиональный риск и для Матвея, и для Александры Ивановны. Но выводы о том, что трактовка законодательства может быть неоднозначной, что даже директора школ могут ошибаться, что защита детей – не пустой звук, и честь школы также важна, сделали многие, кто внимательно наблюдал за развитием событий. И это был повод многому научиться как в отношении становления гражданских отношений в школе, так и касательно будущего гражданского общества.
Другой пример: в самом начале учебного года мне довелось побывать на уроке обществознания, где учительница бойко объясняла детям, что такое ксенофобия. Дело было как раз после трагического массового убийства школьников в Норвегии. Однако случай этот и его причины не обсуждались, а лишь причислялись к подобного рода фактам истории, касающимся национальной розни. Ко ксенофобии были отнесены гитлеровский фашизм, война римлян против карфагенян, дело Брейвика и походы Александра Македонского. Оперируя лишь формальным определением ксенофобии, дети легко относили к этому явлению многие события истории. Однако присутствовавший на уроке  председатель правительства позволил себе мягко не согласиться, высказав мнение, что случай с Александром Македонским может и не относиться ко ксенофобии. Дескать, кровосмесительные браки с инородцами, которые поощрялись в армии Македонского, вряд ли можно характеризовать как явление ксенофобии. Александр Македонский во время своих походов не уничтожал, а присоединял другие страны, порой поддерживая традиции иных культур. Потому ксенофобией такое поведение называть сомнительно.
 
Конечно, такая трактовка несколько смутила учителя и удивила детей – не соглашаться с учебником не принято. Но сам факт возможного несогласия с учебным материалом, само явление неочевидного дискурса на уроке оказалось очень продуктивным.
Я хочу сказать, что политика – всегда образовательная программа для общества в целом, и для каждого гражданина в отдельности. В особенности если дискуссию удается удержать в атмосфере взаимного уважения к мнениям ее участников.
Как статс-секретарь министерства я часто сталкиваюсь с разного рода политическими дискурсами. Государственная дума, Совет Федерации, Общественная палата то и дело обостряют позиции в отношении различных представлений о развитии общества. А что в образовании? Унылая тоска по поводу сухих формулировок учебника – столь же далеких от современной действительности, сколько и от истории, объективным описанием которой они являются.
И наоборот: если в школе мы будем поощрять живые, аргументированные и убедительные дискуссии, то и в политике через какое-то время появится многообразие равномощных политических платформ, интересные дебаты и достойные альтернативы. Я убежден, что это возможно. Разве нет?
Игорь Реморенко

?

Log in

No account? Create an account