Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Среда обучения – это не день недели…
eurekanext


Среда обучения – это действительно не единственный день недели, в котором многие современные школы желают по-новому учить детей. Изменение условий обучения учащихся в школе с целью сохранения их здоровья, улучшения качества образования и главное – попытки превращения школы из социального содержателя и надзирателя в пункте временного пребывания в школу-дом, в школу жизни, в Школу, – это давняя и заветная мечта учителей. Что только ни придумывает пытливый учительский ум, чтобы казенно-коридорное здание превратить хоть как-то в подобие дома для учеников, чтобы они поверили, что это официальное, порой с некоторыми офисными признаками дизайна, здание построено для них. Что-то получается, но до первого прихода представителей Роспотребнадзора или пожарников, требования которых, естественно, из лучших порывов учителя нарушают. Газетам на стенах – нет, обоям – нет, за дорожки и ковры – к ответу, только чистые, желательно однотонные стены, и все из негорючего материала, от тетрадей до стен и полов. Этим требованиям полностью соответствовала, видимо, первая школа в пещере с клинописными тетрадями или вечная, как Рим, тюрьма.



Вот так жили, живем и жили бы и дальше. Но президент, на нашу радость, с программой «Наша новая школа» взбаламутил этот затянувшийся болотной паутиной неизменяющийся школьный мирок, заявив о необходимости изменения условий обучения, изменения самих архитектурных стереотипов школы.
Я как учитель, как директор лицея, про себя, чтобы не спугнуть, сказал – «Ура! Дождались!», с такой поддержкой можно теперь выходить из подполья.



Ведь вроде бы настолько было всегда понятно, что среда обитания ученика, условия для его личной жизни в школе напрямую связаны с его настроением и желанием учиться. Но, к сожалению, даже сегодня, казалось бы, такие простые понятия, как улучшение условий обучения школьников, активно обсуждающиеся на всех уровнях, к сожалению и в большей степени поверхностно подразумевают лишь стереотипно-формальные улучшения, привычно, в качественных показателях, уложенные в метры и калории, без глубокого осмысления психологических и педагогических эффектов, их обязательно сопровождающих. К сожалению, подобная недооценка, а возможно и непонимание значения этих эффектов для образовательного процесса не позволяет всерьез поставить вопрос о необходимости изменения архитектуры школы с целью выведения процесса обучения в школе на новый качественный уровень.



Как сегодня выглядит школьная архитектура? Некогда лагерно-казарменная конструкция зданий с одним общим коридором и общими законами этой общественно-коридорной жизни, в которую ты неизбежно должен войти, лишившая ученика даже небольшого права выбора формы отдыха хотя бы на перемене, и на сегодняшний день, в сущности, мало в чем изменилась. Эмоционально-психологическая усталость ученика от урока, уже встроенного в определенную схему, изначально лишившего его возможности свободного выбора поведения, усиливается, казалось бы, ожидаемой свободой на перемене, которую он также не получает, в силу отсутствия в этом едином коридорном поле общения, возможности того же выбора варианта отдыха. И это всего лишь один небольшой штрих невидимых сложностей, возникающий у наших детей, обучающихся в школах, построенных без учета возможных педагогических эффектов, которые могли бы снять многие проблемы и открыть новые горизонты развития качества образования.



Некогда реализованная в жизнь идея «казарменно-коллективной» социализации личности в общей песочнице, возможно, необходимая на определенном социальном и историческом этапе, на сегодня явно не соответствует времени и агрессивно угнетает возможность развития индивидуально-личностных качеств ребенка, внедряя в образование еще с детского сада систему по выращиванию солдатиков Урфина Джюса. Тезис «Человек – создание коллективное» потихоньку превращается в тезис «Коллективное создание – человек». Разница вроде незаметная, только в первом случае человек – явление, формирующее общество, во втором – это всего лишь некий его общественный продукт, эдакая отрыжка общества.



Школа, в которой лозунг «Книга – источник знаний», желаем мы того или нет, уходит в историю. Источником знаний становится информационное пространство, оно уже как явление, способное к самостоятельности, существует в определенной степени независимо. Сегодня крайне важно это понять и создавать это информационное пространство системно и организованно в школе. Информационное пространство, правильно созданное в школе, с учетом архитектурных особенностей здания, может выполнять функции системного транслятора знаний, в сущности, исполняя функции учителя. И это не просто предположения, тому есть примеры. Губернаторский Светленский лицей, в силу исторических и социальных процессов постперестроечной вольницы, в свое время открылся в неприспособленном здании бывшего детского сада и в процессе педагогического поиска нашел максимально эффективное решение использования архитектурных особенностей этого здания. Уйдя от традиционного наследия массово-коридорной школы, мы смогли создать системное, образовательное, культурное, информационное пространство, на сегодняшний день являющееся по праву еще одним учителем лицея.



Мы ушли от системы одного коридора, и звонок с урока не выпускает, как в зоне, детей на прогулку, а они растворяются в различных тематических холлах и выставочных залах лицея, которые к тому же используются как учебные пространства на различных уровнях обучения учащихся. Например, в зале копий картин великих художников, созданных из работ самих учащихся, проходят занятия по изобразительной деятельности, а в зимнем саду, являющемся также одним из холлов лицея, проводят свои занятия экологи и ботаники с биологами. Также в холлах-коридорах стоят Терминалы знаний, в которых заложена огромная и доступная для любого «прохожего» информация. В выставочных залах стоит терминал о культуре, где можно не только узнать о кино, балете, писателях и художниках, но и прослушать наиболее известные произведения композиторов. В зале изречений находится Терминал о науке, с информацией не только о наиболее значимых открытиях науки, но и обо всех Нобелевских лауреатах и т.д. Информация терминалов постоянно обновляется учителями. Наш гость президент РАН Осипов был не только приятно удивлен увиденным, но и порекомендовал своим помощникам обратить на наше изобретение внимание и рекомендовать к созданию их массового аналога.



Вот такие у нас коридоры. Дети их очень любят, берегут и с удовольствием проводят там время. И это лишь один фрагмент среды обитания наших лицеистов. Обстановка в лицее действительно другая, добрая, созидательная, личная для каждого и поэтому домашняя. Дети после окончания уроков не бегут домой, а ненадолго уходят… чтобы опять вернуться в свой любимый дом, наполненный Ценностями, Знаниями и Добротой.
Поэтому среда, в которой учатся наши дети, – это не день недели, это целая их жизнь, либо прекрасная и счастливая, либо…

Александр Сайбединов,
Народный учитель России,
директор Губернаторского Светленского лицея


?

Log in

No account? Create an account