Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Новый Закон «Об образовании»: без идеологии и без революций
eurekanext


Минобрнауки РФ рассчитывает до конца 2011 года согласовать законопроект «Об образовании» с ведомствами и регионами. «В августе-сентябре планируется обсуждение законопроекта на педагогических совещаниях. Затем мы подведем итоги», – сообщил 25 июля на брифинге с журналистами статс-секретарь, замминистра образования и науки России Игорь Реморенко.

Идеология по-новому


Борис Ельцин                              Дмитрий Медведев

В 90-е годы законодательство решало задачу описания правил, по которым система образования жила и развивалась как отрасль экономики, как специфическая часть социально-экономической ситуации в России в целом.

Но сегодня, в условиях модернизации различных сфер общества, задача изменилась. Система уже не может не учитывать того, что кроме пользы экономике, она служит еще и конкретным людям. Более того, становится все более очевидным, что школы и вузы лишь тогда успешны, когда подчиняются потребностям людей сильнее, чем задачам экономики. Правда, тут стоит отметить, что потребности людей и задачи экономики связаны друг с другом. Но от этого задачи соблюдения правил и норм, по которым живет школа, становятся еще сложнее.

Главной фигурой инновационного развития становится человек с его потребностями, ценностями и интересами. И задача нового образовательного законодательства – описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню и предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования, профессионального роста и самосовершенствования. И только с условием решения этой задачи можно строить «отраслевые» образовательные нормы и правила, постоянно сверяя их с позиций обеспечения качественного образования граждан страны.

Пока в действующем законодательстве по-разному раскрывается понятие «образовательная программа», есть разночтения в нормах получения образования льготными категориями граждан, выплате пенсий учителям, путаница между «учреждениями» и «организациями» и многое другое. Все это приводит к бюрократическим проволочкам, многочисленным судебным тяжбам, затягивает принятие решений.

Новый законопроект «Об образовании в Российской Федерации» должен разобраться не только в проблемах сферы образования, но и в целом стать основой развития человеческого потенциала нашей страны. Кроме того, новый закон призван навести порядок и сделать прозрачными различные образовательные процедуры.

Идеология нового закона – попытка преодоления противоречий между законодательным обеспечением системы образования и реальными потребностями в свете модернизации образования. Последние изменения требуют системного оформления законопроекта, интегрирующего образование по всем уровням.

Эволюция, а не революция
Ничего революционного и принципиально нового в законе нет, скорее он устраняет противоречия и дублирование действующих законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В законе содержатся только нормы, подтвержденные на практике. Так что его появление – не переделка системы, а оформление «вызревших институтов».

Сейчас уже можно утверждать, что в целом он отражает сегодняшнюю логику развития. Главное, что прописано многообразие форм получения образования с учетом запросов каждого человека.


Эдуард Днепров                          Андрей Фурсенко

Найди 10 отличий

Принципиальное отличие от закона двадцатилетней давности в том, что новый закон комплексно регулирует отношения в сфере образования.
Закон ориентирован на развитие человека, его потребности, ценности, интересы, а законодательные нормы впервые строятся с учетом всего многообразия получения качественного образования каждому, максимально учитывая все особенности.

Например, закон предусматривает возможность хорошей подготовки к школе для всех ребят дошкольного возраста. В детском саду, дома, в дошкольной группе при школе, в учреждениях дополнительного образования – формы могут быть разные, но получение дошкольного образования должно быть не просто гарантировано, а обеспечено каждому.

Кроме того, в новом законе предусмотрена возможность выбирать учебные курсы как внутри образовательного учреждения, так и за его пределами. Здесь речь идет о дистанционном режиме обучения, если есть потребность изучить какой-то специальный учебный предмет или углубленно освоить традиционный курс. Поэтому в тексте законопроекта предусмотрены нормы о кредитно-модульной системе организации образовательного процесса, сетевом взаимодействии образовательных учреждений. Это значительно упростит признание и зачет курсов, освоенных в других учебных заведениях, в том числе за рубежом.

Выбор образовательных ресурсов должен быть кардинально расширен. Чем богаче образовательная среда – тем больше возможностей получить качественное образование. Именно поэтому в законопроекте появились нормы, регулирующие использование, наряду с печатными, электронных образовательных ресурсов и сервисов.

Время, которое тратят граждане и работники системы образования на разного рода рутинные занятия – общение с органами управления, составление отчетности, сбор информации по запросам ведомств, – должно быть максимально сокращено. Для этого предусмотрена возможность электронных процедур подачи заявлений и организация электронного документооборота в системе образования в целом. Высвободившееся время можно будет максимально использовать именно на образовательную, а не обслуживающую деятельность.
Кроме того, законопроект не ограничивает получение образования на родном языке. Впервые в документе появилось описание процедур утверждения примерных образовательных программ, в том числе и по родным языкам, включая возможность прохождения итоговой аттестации по родному языку.

Законопроект не ограничивает права педагогов, не лишает их существующих социальных гарантий. Впервые государство признает особый статус педагогических работников в обществе и обязуется создать необходимые условия для осуществления профессиональной деятельности. Плюс ко всему вводятся гарантии по оплате труда учителей – не ниже средней заработной платы по экономике в каждом соответствующем субъекте Российской Федерации.


?

Log in

No account? Create an account