Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Право на новую школу
eurekanext

30 октября 2011 года в Москве в рамках Межрегиональных профессионально-общественных обсуждений «Нормативно-правовое обеспечение реализации НОИ «Наша новая школа» на региональном, муниципальном и школьном уровне выступил начальник управления правового, инструктивного и аналитического обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ Вадим Чеха с докладом «Нормативно-правовое обеспечение НОИ «Наша новая школа».

В начале выступления Вадим Чеха отметил, что, совмещая две позиции на профессионально-общественных обсуждениях – чиновника Рособрнадзора и эксперта, он будет выступать с позиции эксперта, поскольку это позволяет выстроить экспертное отношение к нормативно-правовому обеспечению НОИ «ННШ».

По мнению Вадима Чехи, необходимым условием эффективности любого нормативного акта является полезность для всех объектов регулирования (на уровне школы: обучающимся, родителям, педагогическим работникам, управленцам); соблюдение процедуры принятия  (участие заинтересованных лиц в принятии проектов; общественная экспертиза, антикоррупционная экспертиза проектов независимыми экспертами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации); внутренняя непротиворечивость, системность (нормативный акт не должен содержать противоречий как внутри себя, так и по отношению к другим, смежным нормативно-правовым актам).

Чеха отметил, что на основании ст. 8 Закона «Об образовании» система образования состоит из взаимосвязанных институтов, таких как: 
− организации, осуществляющие образовательную деятельность (статус и процедуры, определяющие статус);
− образовательные программы, стандарты, требования к образовательному процессу;
− органы управления образованием (система межбюджетных отношений);
− государственно-общественные объединения в сфере образования.

Одним из наиболее важных рисков при реализации НОИ «ННШ» является отсутствие нормативного акта, который бы четко закреплял положения инициативы в нормативно-правовых документах. В настоящее время основания для его принятия есть. Это статус НОИ «ННШ» как основания для правотворческого процесса (послание президента Российской   Федерации  Федеральному Собранию  от 12.11.2009); содержание НОИ «ННШ» (распоряжение правительства   от 7 сентября 2010 г. № 1507-р  «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:  переход на новые образовательные стандарты,  система поддержки талантливых детей,  совершенствование учительского корпуса, школьная инфраструктура, сохранение и укрепление здоровья школьников, самостоятельность образовательных учреждений, оплата труда  работников образовательных учреждений); сроки реализации НОИ «ННШ» – (сроки реализации   2011–2015 годы – постановление правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы».
Следует отметить, что организационной основой проекта в отсутствии специально принятого нормативного акта является Федеральная целевая программа развития образования, предположительный срок завершения которой – 2015 год. В настоящее время наиболее продуктивно было бы принятие соответствующего нормативно-правового акта, который бы системно увязывал цели, задачи и показатели.
Что касается нормативных правовых актов федерального уровня, которые могут являться основанием для реализации НОИ «ННШ», основные из них напрямую не относятся к сфере образования: Трудовой кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, 83 ФЗ.
В завершении выступления Вадим Чеха обозначил ограниченность оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий в связи с реализацией инициативы: 
− смешение  «государственного надзора в области образования» и  «государственного контроля качества образования»;
− отсутствие системы регулирования государственного контроля качества образования (проблема статуса и оплаты труда экспертов);
− отсутствие возможности полноценного использования результатов общественных экспертиз при осуществлении контроля качества образования.
Сергей Горохов


?

Log in

No account? Create an account