Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
От кого надо защищать детей?
eurekanext


Государственные лозунги: «Дети – наше будущее», «Все лучшее – детям» давно стали наподобие надписи на пачке сигарет – «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья». Для галочки написано, но, увы, не работает.

Точно так же как стало традиционным в России начиная с советского времени отмечать Международный день защиты детей, о проведении которого было принято решение в 1925 году в Женеве на Всемирной конференции по вопросам благополучия подрастающего поколения. С тех пор 1 июня обычно ассоциируется не только с началом летних каникул, но и ежегодными докладами о состоянии защиты прав детей в нашей стране и мире. Поговорили, обсудили, отметили праздник и, как правило, забыли до следующего года об этой актуальной проблеме, ведь несмотря на принятые декларации, конвенции, законы, ситуация остается очень сложной.

Статистические данные говорят сами за себя, вот, например, сведения из доклада прокуратуры по Алтайскому краю: в 2010 году имело место 118 случаев гибели несовершеннолетних, в том числе 22 в результате отравлений, 18 – повешения, 17 – утопления, 30 – при получении механических травм. Жертвами преступлений стали 1193 ребенка (2009 год – 1415), 33 пострадали от жестокого обращения со стороны родителей и законных представителей (2009 год – 66), 371 преступление совершено против собственности несовершеннолетних. В результате комплекса надзорных мероприятий в 2010 году выявлено 16 513 нарушений прав несовершеннолетних, что на 10,8% больше, чем в 2009 году.

Ужасающие цифры заставили меня задуматься над вопросом: а от кого же нужно прежде всего защищать наших детей? Если от маньяков, педофилов и прочих преступников должна оградить полиция, недаром же мы налоги в казну исправно платим, то кто спасет ребенка от непутевых родителей? К каждой семье социального работника не приставишь. Остается надежда на гражданское общество, на нас с вами. И принцип «моя хата с краю» приводит к весьма плачевным последствиям.

Родителей не выбирают
Для маленького ребенка его родители – это весь мир. Он бесконечно доверяет им и нуждается в родительской помощи, поддержке. К сожалению, не всегда родители ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и по-настоящему любят малыша. А вот ребенок всегда любит родителей, искренне и бескорыстно – просто за то, что они его родители. Больше всего иллюстрирует данную истину случай, произошедший в 2010 году в Москве: «Соседи вызвали участкового в связи с тем, что из одной квартиры, где проживала вместе с 3-летним сыном Тимуром 27-летняя Дана Гордиенко, шел резкий и неприятный запах. Учитывая рассказы соседей о регулярном употреблении наркотиков Гордиенко, участковый вызвал ее мать. Как только она вошла, к ней из прихожей бросился маленький Тимур.
– Тише, бабушка! Мамочка очень устала и спит, – пролепетал малыш.

Он осторожно подвел женщину к кровати, где лежала его мама, и погладил ручкой темные волосы на ее голове. Дана не шелохнулась. Она была мертва. Тимур все это время голодал: ел крошки, оставшиеся на столе, очистки из мусорного ведра». Обратили бы соседи внимание на плач малыша пораньше, ему бы не пришлось так страдать. И спасибо тем, кто вызвал участкового, иначе мальчика и вовсе могло не остаться в живых.

Детская любовь не учитывает количество употребления родителями алкоголя или наркотиков. Вспоминаются кадры из программы «Человек и закон»: в Москве на вокзале спала пьяная бомжиха на картоне. Рядом с ней сидел мальчик лет пяти, и когда увидел, что их снимают, попытался разбудить маму и стал ей вкладывать в руку расческу. Однако она была такая невменяемая, что сынок сам расчесал ее, поцеловал и похвалил, называя «самой красивой и лучшей». Мимо равнодушно проходили прохожие. У них дела явно поважнее, чем голодный и оборванный бездомный мальчишка и его пьяная мамаша. Впрочем, неизвестно, где ребенку будет лучше – в добротном приюте или в скитаниях с такой мамой, которая, несмотря на свою «оригинальность», для него является родным, любимым, добрым человеком. Про общественную помощь в перевоспитании мамы часто даже не ставится вопрос. Гораздо проще отобрать, лишить родительских прав, нежели кропотливо работать над «возвращением человеческого облика мамы». Редкие доброхоты и общественные организации помогают людям, оказавшимся на самом социальном дне, выбраться оттуда и начать новую жизнь.

Мать-кукушка
Кроме матерей, плохо воспитывающих детей, есть категория женщин, в которых вовсе не просыпаются материнские чувства, и они избавляются от «случившихся» детей. Из новостных сводок: «В Уфе разыскивают мать, бросившую своего новорожденного ребенка в подъезде многоэтажного жилого дома. Как сообщает "Интерфакс", 5 июня рано утром мужчина, вышедший на прогулку со своей собакой, нашел на площадке между этажами черный полиэтиленовый пакет, из которого торчали голые детские ножки. Развернув пакет, мужчина обнаружил в нем еле живую новорожденную девочку, у которой даже не была отрезана пуповина. Найденная малютка, которой один день от роду, госпитализирована и помещена в реанимационное отделение городской детской больницы №17. В настоящее время решается вопрос о возбуждении по данному факту уголовного дела, ведется поиск роженицы, бросившей своего ребенка».

Иногда выбрасывают детей не только их родные матери, но и бабушки.
К примеру, в Петербурге двухлетнего внука бабушка выбросила в мусоропровод. Читаем дальше: «Младенца в день выписки из роддома, когда его мать уснула, родная бабушка хладнокровно вынесла на улицу, на мороз, где его и нашли прохожие». К счастью, дети остались живы.

И все рассуждения о том, что проблема «мам-кукушек» – в отсутствии советского воспитания, не подходят. Думается, дело в личности человека и безнравственности, которой подвержены все поколения.
Порой матери оставляют детей по объективным причинам – нечем кормить, не во что одеть, некому помочь. Обычно таких матерей в обществе резко критикуют: «Мозгов хватило родить, а прокормить не хватило. Сама рожала – пусть и отвечает». Однако все мы можем оказаться в сложной ситуации, другой вопрос, что немногие из нас смогут выставить родного ребенка на улицу. К примеру, в 2009 году в Башкирии мать отправила своего двухлетнего сына на улицу, вручив ему пакет с вещами и справку о сделанных прививках. Или молодая мама бросила 10-месячного Омеда и двухгодовалую Ангелину одних в квартире без еды и воды, так как она устала от жизни и от детей и решила пойти в гости. После трех суток надрывного детского плача скорую помощь вызвали соседи и спасли малышей. Если в приведенных случаях детей удалось спасти, а мамы раскаялись в содеянном, то в Красноярском крае мать оставила без присмотра 6-месячную и двухгодовалую дочек и ушла в гости, за время ее отсутствия девочки заживо сгорели.
Кто обеспечит спасательной подушкой детей, родители которых оказываются не готовыми нести за них ответственность и зачастую не отдают отчет своим действиям? Вопрос остается открытым.

Изверги-родители
Иногда родители не просто отказываются от детей или халатно выполняют свои обязанности по воспитанию, но жестоко их мучают и истязают. Причем причинами жестокого обращения может послужить всего лишь то, «ребенок ломает игрушки, плохо учится, не слушается, много кушает». Например, в Якутии отец и мачеха ребенка, уходя из дома, обматывали вокруг шеи сына тяжелую металлическую цепь с замком и пристегивали ее к батарее.
Есть ли разумное оправдание и прощение родителям, мучающим физически и психологически своих детей? Стоит ли верить словам родителей-извергов, что «не мы такие, жизнь такая»? И можно ли оправдать соседей, которые видели, как издеваются над ребенком, и молчали? Зачем в чужую семью лезть? В каждой избушке – свои погремушки…

Несчастный случай несчастному рознь
Известно, что большинство детей умирают от несчастных случаев: недосмотрели-недоглядели. Так, 30 апреля 2011 года в городе Орле из открытого окна квартиры, расположенной на 14-м этаже, произошло падение 3-летнего мальчика. В результате падения ребенок получил травмы, несовместимые с жизнью. Вот огромная цена недосмотра.
Ребенок всегда неожиданно для его родителей начинает переворачиваться, ползать, ходить, познавать окружающий его мир, и задача взрослых – быть рядом и научить осторожности и внимательности. Кто виноват в том, что ребенку в зоопарке откусили палец?

Администрация зоопарка, предупредившая плакатом, что макака опасна и к клетке нельзя подходить, или родители, позволившие любознательному малышу просунуть пальчики в логово зверя? Или виновна безмолвно наблюдающая за происходящим толпа зевак?
Кто виноват, если для лечения болезни младенца родители обращаются за помощью не к врачу, а в интернет-сообщество? И «неравнодушные» люди советуют полечить воспаление легких у ребенка настойкой календулы, ароматом кофейных зерен.

Итак, часто причиной несчастных случаев с детьми, заканчивающихся травмами и смертью, является вовсе не трагическое стечение обстоятельств, а невнимательность, неразумность родителей, считающих, что «отрицательный опыт проб и ошибок – бесценный жизненный опыт». Только вот как бы потом не кусать себе локти, отпуская одного ребенка на обучение в школу жизни.

Забывчивые папы
Про отцовскую любовь написано много – от смешного до грустного. К примеру, жена военного, решив приготовить ужин, попросила своего супруга погулять с младшим трехмесячным сыном, а сама осталась дома с четырехлетней дочкой. Через полчаса услышала крик ребенка. Выглянула в окно – муж неспешно прогуливался с коляской по двору. И снова раздался плач. Женщина поспешила в комнату – в кроватке лежал недовольный младенец. Оказалось, что папа взял на прогулку коляску, куда ранее старшенькая дочь положила свою куклу. Анекдотичными стали случаи с папами, которые забывали коляску с малышом в пивнушке, забрать ребенка из детского сада, обвязывали сверток с грудничком скотчем, «чтобы не размотался».

Гораздо драматичнее заканчиваются многочисленные случаи оставления отцами детей запертыми в автомобиле.
Очень дорого может обойтись забывчивость и невнимательность по отношению к ребенку. И как понять тех, кто проходил мимо машины и видел там еще живого ребенка?

Ребенок ребенку волк
Дети – флюгеры общества в целом. Неуважение и нелюбовь к себе они чувствуют и вымещают на более слабых из своей среды. По большей части именно негативное отношение к ним взрослых служит фундаментом изгойства. Ребенок смотрит на свое окружение и быстро, как правило, усваивает способы взаимодействия, понимает суть взаимоотношений и потом демонстрирует то, что видел и чему научился.
В семье, где господствует насилие в качестве метода решения споров, неудивительно, что малыш в 90% случаев будет вести себя точно также при возникающих конфликтах.

Как защитить своего ребенка от детей с изломанной психикой, которым неведома родительская любовь и ласка? Отгородить высоким забором, приставить охрану, посещать закрытые заведения, где нет обездоленных детей? Так поступает большинство родителей, но так возможно лишь закрыть глаза на существование данной проблемы, но не решить ее. Вот если бы общество могло дать полноценную замену родительской заботы, внимания и продемонстрировать построение взаимоотношений, основанных на понимании и любви, то жить стало бы намного безопаснее и веселее.

Выводы
Итак, нет готовых ответов на заданные мною в данной статье вопросы, но сама постановка их заставляет задуматься и вспоминать о детях не только 1 июня.
Возможно, кому-то покажется странным мозаичное изложение темы, явно похожее на набор ужастиков и страшилок. Однако тем печальнее, что это не придуманные истории, а реальная жизнь, где есть эмоции, боль, слезы, любовь и нет стройного и четкого сюжета. Объединяют описанные мною случаи изломанные детские судьбы, отсутствие зачастую чуткости взрослых к слезам ребенка, оперативности вмешательства в решение вовсе не детских проблем детей.

Мы можем говорить бесконечно про упадок нравов в российском обществе, одно остается бесспорным – больнее всего социальные проблемы, малодушие людей отражаются на подрастающем поколении.



Реальная жизнь доказывает, что очень просто обидеть ребенка, нанести вред его физическому и психическому здоровью. И общество оказывается зачастую неготовым подставить свое плечо малышу в случае безответственности и аморальности родителей, которые должны быть на страже и при необходимости отстаивать нарушенные права детей.

Существуют разные социальные службы, институт уполномоченных по правам ребенка, но они не справляются с возложенными на них функциями. Да и не могут справиться во время кризиса семьи, безнравственности общества, в сложных экономических условиях. Невозможно же к каждому ребенку приставить надзирателя. Без помощи гражданских институтов никак не обойтись. Неравнодушие, сочувствие к тем, кто живет с нами рядом, окружает нас в повседневной жизни, оказание помощи нуждающимся – единственный действенный способ для исправления ужасающей ситуации в сфере защиты прав и свобод детей.



И хочется закончить свое размышление словами героя романа «Братья Карамазовы» Федора Михайловича Достоевского Ивана Карамазова: «понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезками к “боженьке”, чтобы тот защитил его, – понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без нее, говорят, и пробыть бы не мог человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к «боженьке»... Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискупленными слезами своими к “боженьке”!».

Ольга Князева

  • 1

школа!.. школа?..

Статья взбудоражила!
По-моему, тут у школы огромное влияние. Не в том смысле, о котором принято говорить...
С одной стороны, именно школа могла бы "перебить" это наследуемое из поколения в поколение отношение к детям. Своим и... тоже своим. И должна бы!
С другой стороны, именно школа зачастую транслирует пренебрежительное, унижающее, неуважительное, жестокое, античеловеческое и антигуманное отношение к детям, к людям. Учителя (не обо всех говорю, но есть!) даже сами не замечают, что так относятся и так поступают.
Педобразование должно быть серьезнейшей вещью, закладывающей гуманистические ценности и поведение учителей, но где оно такое, ау?

Школа? Да, как государственный институт, должна. Быть неравнодушной. В равнодушном обществе. Страховочный трос, еле заметный. У нас не традиционное общество с незыблемыми, передаваемыми из поколения в поколение ценностями. Отношение к детям - такое же, как отношение к себе. Разные люди размещены по разным слоям. И пересекаются лишь на скандальных площадках зомбоящика. И школы тоже!!! по разным слоям! это уже факт. Оттого, что мы упорно это отказываемся видеть, это не перестает быть фактом. Так что укреплять морально (педобразованием или еще там чем) надо МАССОВУЮ среднестатистическую школу. Увидеть там каждого. А не бесконечно "поддерживать" лидеров. Дух соревнования хорошо в спорте. Но не в жизни.

Так и я говорю про массовую школу. В данном случае.

И при всем "должна" - речь скорее не только о формальной позиции, но и о гражданской.
Хотя, я все думаю: эти требования к учителю и школе - должны быть частью стандарта. Не текста на бумаге, а действий и установок каждого педагога. И когда начинают в сети, как гнид на волосы, сеять перепечатки базарного желтого поста про макдональдизацию, прихожу к тому, что пусть лучше у учителя будет четкий и ограниченный набор действий, чем полнота свободы творчества, не осененная гуманизмом.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account