Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Старая новая школа
eurekanext

Как это было
Что было бы, родись я лет 50 назад? Мне очень сложно ответить на этот вопрос, ведь я знаю о том, как там было, только из книг и со слов «рожденных в СССР». Думаю, все как у всех, октябрята, пионеры, школьная форма, зарядка по утрам и обед с 12 до часу. Другое дело – возможность выбирать. Выбирать одежду, продукты питания, образование. Но если все одинаково, то, может, и выбирать не было смысла? Ответа на этот вопрос я не знаю. И нужен ли он, объективный ответ, сейчас, когда у каждого есть право выбора, – тоже.
Думаю, право выбора есть всегда, и если бы я родилась 50 лет назад, одно я знаю точно – в какую школу бы я пошла. Этой школой стала бы средняя образовательная школа № 35 города Улан-Удэ (я родилась в этом городе). Почему я и сейчас выбираю ее? Дело не только в ее истории, но и в том, что происходит в ней сейчас.
Начну по порядку. Основана она в 1962 году, но уже в 1964-м о ней узнали все жители провинциального городка. Потому что это была не просто школа, но – мастерская, где каждый мог найти занятие по душе. Коллектив школы и по сей день отличает творческий подход, все вместе они обустраивают школьное пространство, учитывая интересы каждого ребенка. Такой подход привлек в школу много новых, интересных людей, в том числе и мастеров. С 1964 года помимо обязательных уроков в школе открылись классы профильного обучения, что стало первым опытом для республики. Самым удивительным было то, что помимо традиционных знаний, ребята могли научиться вождению, получить права категории В и С, могли стать секретарями по делопроизводству. Все это научило ребят творческому подходу к любому виду деятельности, все они умели мастерить своими руками. А в конце 70-х годов совместно со своими учителями даже создали музей мало- и крупногабаритной техники.
В школе были созданы автоклассы, построен гараж, приобретено оборудование и автомобили. В общем, все, что необходимо для плодотворной работы. Понятно, что не забыли и о точных науках. Были обустроены классы математики, физики и химии, впервые в Бурятии создана оборудованная лаборатория с водопроводом. Параллельно политехническому направлению развивалось и спортивное, и воспитательное.
Поэтому за период модернизации в системе российского образования школа только укрепляла свои позиции, начав свою новую историю со статуса автономного учреждения. Став базовой площадкой по развивающему обучению и республиканской площадкой по воспитанию культуры и литературы Бурятии, школа сохранила и продолжает развивать свое политехническое направление. В 2011 году школа, которая привыкла занимать лидирующие позиции, стала школой ступеней.
 
Привычка быть первыми, школа четырех ступеней
Нельзя сказать, что переход на школу ступеней складывался легко.
Сегодня 35-я школа состоит из четырех блоков: предшкола, младшая, начальная и подростковая школа, старшая школа и группа продленного дня. Такой опыт – первый в Бурятии. Жаль, нет возможности попробовать новую школу на себе.
Блоки – это бывшие школы. Например, блок для старшеклассников еще в прошлом году был школой № 45, которую сложно назвать образцовой, хотя бы потому, что классы заполнены мебелью 20-летней давности, компьютеров ограниченное количество, а интернет для учеников – просто модное слово. Но не привыкли тридцатьпятовцы отступать. «Если быть честной, – начала директор старой новой школы Людмила Пахомова, – было очень страшно. Страшно не только потому, что мы идем в неизвестность и первые решились на перекомплектацию школы, страшно о состояния нового для нас, но очень старого по факту здания. Не было ни компьютеров, ни пригодной к использованию мебели, ничего, что бы хоть чуточку отвечало новым или хотя бы старым стандартам. Когда мои ребята узнали, что уроки у них отныне будут проходить там, полились слезы. Но ничего не бывает случайным, совместный ремонт, труд всегда сближает. И в этот раз произошло именно так».
Со временем учителя бывшей 45-й и 35-й школы преодолели барьер так же, как и дети. И теперь они совместно придумывают дизайн нового танцевального класса, ждут появления научного и тренажерного залов, современную лабораторию для исследований и новое оборудование для огромного спортивного зала. Учителя признаются, что страшно было, как в первый раз: и ЕГЭ принимать, и в статус автономного учреждения переходить. Да и сейчас, когда первые волнения, казалось бы, улеглись, все равно страшно. Но в своих силах они уверены, также как и в своих учениках.
Один из ребят поделился со мной первыми эмоциями и признался, что чуть было не отступил. «Сначала, когда я увидел, где мы теперь будем учиться, было большое желание перейти в другую школу. Но потом, когда я немного подумал, познакомился с новыми ребятами и учителями, это желание улетучилось», – рассказывает Кирилл, ученик 10 «Б» класса старшей ступени.
Несмотря на трудности, недостаток финансирования, современной техники и времени для реализации всего, что задумано, учителя и руководители новой школы ступеней с уверенностью смотрят в будущее.
Происходит становление, обустройство. Конечно, для того чтобы привыкнуть к чему-то новому, нужно время, но план по реализации намеченных целей уже составлен.
 
Что было, что будет, чем сердце успокоится?
К 2015 году планируется обустроить школу, обеспечить ее всеми необходимыми технологиями, отвечающими новым стандартам и позволяющим давать качественное образование. Вторая половина дня в старшей школе будет более насыщенной, чем первая, ее займут дополнительными образовательными услугами. Что именно это будет, определяют не только учителя, психологи, но и сами дети, исходя из своих интересов. Преподаватели кустовых школ уже начали разрабатывать программу для школьников. Также на базе старшей школы планируется проводить обучение детей из отдаленных районов и малокомплектных школ. По итогам прохождения курса дополнительных образовательных услуг детям будет выдаваться сертификат, который сможет послужить отличным дополнением для личного портфолио.
– Конечно, сейчас все это существует на уровне планов, проектов, – говорит директор. – Нельзя забывать и о ряде существующих проблем, которые могут стать серьезной помехой для реализации всех поставленных планов. Это прежде всего нехватка современного оборудования, низкая скорость интернета по всей республике. Но мы работаем над этим, учителя становятся тьюторами, разрабатывается программа индивидуального обучения. Нужно работать для того, чтобы дети смогли по максимуму реализовать свои природные возможности.
 
Новая система оплаты труда стала мотивацией для качественной работы
Успех школы – девиз коллектива, так говорят сами учителя. А руководитель коллектива Людмила Георгиевна Пахомова связывает эти успехи не только с талантами своего коллектива, но и с ростом заработной платы. По ее словам, у учителей появился стимул работать в полную силу, они начали работать над собой, многие получили второе высшее образование. Отсюда и значительное повышение качества образования.
Вот так школа, привыкшая быть новатором, открывает перед собой и своими учениками новые горизонты. Все, кто участвует в процессе становления, с нетерпением ждут результатов. И следуя за первопроходцами, коллективы других школ также серьезно настроены осуществить переход на ступени вслед за своими коллегами.
Министерство образования и науки Республики Бурятия, мэрия г. Улан-Удэ и комитет по образованию города делает все возможное, чтобы эксперимент закончился успехом и вывел на новый уровень не только образование, но и республику в целом.
Когда глядишь на происходящие перемены, на душе становится тепло и радостно, ведь мы идем в ногу со временем, а это очень важная составляющая прогресса. Но все же меня не покидает вопрос: а какой станет школа через 50 лет? Остается только ждать, но почему-то я уверена, что она будет только лучше.
Алена Шадрина


?

Log in

No account? Create an account