Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Синдром отличника
eurekanext

Большинство родителей мечтают о том, чтобы их ребенок был отличником в школе, считая, что блестящие успехи в учебе являются залогом будущего успеха. Кроме этого, слово «отличник» порождает образ умного, послушного, аккуратного ботаника. 
Однако школьные «пятерки» вовсе не гарантируют в современной России перспективной работы, быстрого продвижения по карьерной лестнице, добротного заработка, счастья в личной жизни. Скорее даже наоборот, зачастую многие отличники подвержены так называемому «комплексу отличника», который существенно затрудняет достижение успешности. 
И если разобраться, то и сами отличники бывают очень разными. В основном на характер и их поведение влияют два фактора: легкость получения знаний, умений, навыков и причина их желания добиться лучшего результата. Поговорим о том, какие риски существуют при отличной учебе, дабы помочь ребенку сохранить здоровье, приобрести настоящих друзей и жить полнокровной жизнью. 

Из чего же «сделаны» отличники?
Одна из самых многочисленных групп среди отличников характеризуется острым стремлением быть во всем первыми. Для них все сферы жизни становятся площадками для непрерывного соревнования. Если по каким-то причинам им не удается занять лидирующую позицию, то мир для них как бы рушится – они не могут спать, есть от переживаний, чем иногда вгоняют себя в депрессию. Так как борьба становится для отличников жизненным стилем, источником энергии, то в их окружении мало друзей, подруг, больше недоброжелателей. После школы такие отличники чаще всего занимаются карьерным ростом, стараясь стать профессионалами в своей области, причем любыми способами. Личная жизнь складывается непросто – высокие требования отличники предъявляют не только к себе, но и к другим. Брак рассматривается ими как поле соревнований. 
Если вы видите в ребенке стремление быть первым по принципу: цель оправдывает средства, то задумайтесь – стоит ли поддерживать и одобрять подобную мотивацию? 
Второй по количественному признаку среди общей массы отличников выделяются те, кто путем терпения, не мытьем, так катаньем становятся первыми в учебе. В глубине души они часто завидуют более талантливым, ярким одноклассникам, предпочитая общаться в тесном кругу своей компании. Судьба отличника-зубрилы зависит от его тщеславия. При заниженной самооценке из них могут получиться лишь ответственные и трудолюбивые исполнители. 
Родителям неплохо было бы объяснить детям, подверженным данной мотивации, что зубрение должно переходить в понимание, иначе время потеряно зря. Также расставить акценты на значимости общения со сверстниками и выработке авторитета с помощью хорошо усвоенных знаний. 
Следующая категория отличников, к которой, между прочим, я могу отнести себя, обладает устойчивым стремлением интересно жить. Такие отличники имеют множество интересов и очень общительны. Любой предмет им дается легко, и можно спокойно позволить себе делать домашние задания на коленках в метро. Главная сложность – найти себя и дело, которое может захватить целиком и через время не наскучит. В личной жизни тоже основной трудностью является мучительный выбор избранника (избранницы) из постоянной толпы поклонников. 
Строки из стихотворения Юрия Левитанского: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя… Выбираем тоже – как умеем. Ни к кому претензий не имеем. Каждый выбирает для себя» по праву можно назвать путеводной звездой для данного типа отличников. Мне помогли в выборе своей профессиональной ниши психологическое тестирование и практика. 
Мотивация, озвученная в припеве ныне популярного шлягера Мити Фомина «все будет хорошо», присуща той группе отличников, для которой отличные оценки – часть имиджа. Наряду с чистой аккуратной одеждой, модной прической, идеальным порядком дома, с благовоспитанным окружением. Внешнее благополучие, созданное по шаблону общественного мнения, становится реальностью таких отличников. Престижная работа, надежная семья, красивый дом – все в их жизни разложено по полочкам, основные душевные силы расходуются на поддержание данного равновесия и собственной «вывески».
Спросите у таких примерных отличников: для чего им нужно всегда быть хорошими? Не погибает ли их собственная личность под гнетом общественных стереотипов? Не лучше ли быть собой, подчеркивать индивидуальность, нежели затеряться в толпе безликих идеалов? Возможно, они одумаются. 
Пусть этой категории не хватает способностей, но при желании быть отличниками они становятся любимчиками учителей, пытаясь дотошно выполнять любые их требования, поручения, радуют своим примерным поведением и внимательным слушанием. Именно про них педагоги говорят: «они мне в рот заглядывают». В классе обычно их не любят, называют «подлизами». В дальнейшем подобного рода отличники считают залогом своей безопасности и достижения высоких результатов хорошие отношения с начальством. По выработанной за время учебы стратегии «я тебе – ты мне» они пытаются выстроить взаимоотношения со своим окружением. 
Если ваш ребенок избрал такую стратегию для достижения успеха, то стоит объяснить ему, что межличностные отношения гораздо разнообразнее, и жертвовать своими интересами ради другого человека не всегда означает в будущем получить равноценный обмен. Приносить классный журнал, мыть школьную доску – вовсе не гарантия того, что учитель закроет глаза на ошибки и поставит отличную оценку. Надежнее, когда за спиной стоят качественные знания, отработанные умения, добротный результат, нежели желание угодить учителю либо начальнику.
Я считаю, что можно быть не круглым отличником, но при этом с блеском учиться по определенным предметам. Такие отличники с самого начала знают, чего они хотят добиться в жизни. Ставят цели и настойчиво идут к ним. Они не хватают «верхушки» знаний, не становятся «великими дилетантами», а зарабатывают авторитет в глазах окружающих, занимая нишу интеллектуального лидера. Из них часто вырастают качественные управленцы, компетентные специалисты, научные сотрудники. Отличники-интеллектуалы могут довольно быстро создать прочную семью, так как открыты, коммуникабельны и принимают человека таким, каков он есть, не пытаясь подогнать, переделать его под какой-либо стандарт. 
Бесспорно, было бы нелепо причислять каждого отличника к строго определенному типу, но необходимо осознавать, что стратегии успеха, выбранные нами в школе, непременно повлияют на нашу дальнейшую судьбу. 


Фото с сайта mia.ulmic.ru

Что такое «комплекс отличника»?
Несмотря на различия среди отличников, существуют общее психологическое состояние, присущее многим из них – «комплекс отличника», характеризующееся предъявлением завышенных требований как к самому себе, так и к другим людям. Также стремлением быть во всем и всегда первым, при этом не имея права на ошибку и с огромным внутренним страхом возможных неудач. Конечно, «комплекс отличника» вреден и для здоровья, так как вызывает психосоматические реакции организма в виде головных болей, бессонницы, нарушения работы внутренних органов и т.д. 
Как формируется «комплекс отличника»? Согласно данным исследований ученых, с помощью двух составляющих – генетического и психологического факторов. К примеру, если родители были отличниками, то у ребенка есть большие шансы пойти по их стопам. Как говорит народная мудрость: яблоко от яблони недалеко падает, или от осинки не родятся апельсинки. Однако генетический фактор подкрепляется определенной жизненной программой, которую задают родители, демонстрируя свои похвальные грамоты, медали, награды, рассказывая собственные истории успеха. 
Родители-отличники зачастую чрезмерно контролируют и опекают своего отпрыска, при этом налагают на него большие надежды и ответственность, тем самым способствуют образованию «комплекса отличника». Слишком тяжелый груз для ребенка выслушивать фразы наподобие: «ты должен», «ты обязан», «тебе нужно» и прочее. Заметим, что чаще всего страдает от данного комплекса прекрасная половина человечества в силу большего послушания и повышенной степени внушения. 
Иногда сложная обстановка в семье является причиной образования «комплекса отличника», когда ребенок получает так необходимое ему родительское внимание только в случае отличной учебы, при условии достижения хороших результатов. Отличнику приходится жить в постоянном напряжении, всегда стремиться соответствовать какому-либо идеалу. В итоге он забывает себя настоящего, живет как бы чужой жизнью и безумно устает. Синдром хронической усталости, разочарование в жизни – плачевный итог гонки за отличными оценками и попыткой быть «во всем примером». 
Важно родителям понять, что их желание, чтобы их чадо обязательно стало отличником, порой никак не соотносится с потребностями и возможностями самого ребенка. И от этого он не становится лучше или хуже. Он просто другой. Отдельная, неповторимая, уникальная личность со своим мировоззрением и со своим жизненным путем. 
Помогите ребенку не сравнивать себя с кем-то другим, любите и уважайте его без условий. Радуйтесь любым его успехам, поддерживайте в развитии личных интересов. Простые советы для всех родителей в воспитании думающих, здоровых и счастливых детей.

Из личного опыта
– Ты самая умная, что ли? – с возмущением кричала на меня учительница истории после того, как я поправила ее: «Петр Первый был провозглашен царем всея Руси в 1682 году, а не раньше, и стал править самостоятельно с 1689 года...». Класс приглушенно захихикал. Я замолчала. Мне просто было обидно, что учитель обесценил мое желание помочь в восстановлении истины.
Подобные ситуации часто повторялись и, несмотря на резкую оценку моих исправлений, дополнений по теме урока некоторых педагогов, я так и не научилась молчать. Мне казалось, что нет ничего страшного, если учитель ошибся. Людям свойственно ошибаться. Главное – понять ошибку, исправить ее и больше не повторять. Хорошие, уверенные в себе педагоги благодарили за помощь в исправлении и радовались моей внимательности и заинтересованности предметом. 
Анализируя свой прошлый опыт примерной воспитанницы в детском садике, круглой отличницы в школе и в двух университетах, могу заметить, что доля отличницы – непростая участь. 
Быть первой во всем мне было интересно, но накладывало большую ответственность. Не подвести учителей, родителей, не упасть с вершины полета отличников. Это стоило определенных сил, а часы, проведенные за книгами, сказались на ухудшении зрения. 
Замкнутости круга общения, превращения в занудную ботаничку мне удалось избежать благодаря своим увлечениям. Театральному, танцевальному, краеведческому кружкам. Кроме этого, очень нравилось заниматься общественно-значимой работой. 
В дальнейшей жизни сложным было избавиться от желания быть «хорошей» во всем и пытаться восстановить справедливость, докопаться до сути. Многим начальникам не по нраву было работать с принципиальным и компетентным работником. Они являлись сторонниками Указа Петра I от 09.12.1709: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». Хорошо, что в жизни гораздо больше хороших людей, чем плохих, также как и разумных начальников. Просто нужно поискать. 
Педагогический опыт мне лишний раз показал психологическую уязвимость некоторых отличников. В большинстве случаев они боятся неудач, боятся поссориться с учителем, боятся не оправдать возложенных на них ожиданий, зависимы от общественного мнения, болезненно реагируют на любые изменения. Если отличники отождествляют учебные и личные успехи, то другие учащиеся четко разделяют эти сферы. Например, один ученик, получив «двойку», произнес: «Ольга Владимировна, да, я не знаю событий Северной войны, но человек-то я хороший?». 
Безусловно, вырастить разумного, довольного жизнью человека – это одно, успешного в обучении – другое. Хотя при осмысленном подходе, выраженных потребностях и возможностях ребенка быть отличником вполне можно совместить отличные оценки с полноценной жизнью. 
После реформ в области образования ситуация только ухудшилась. Задача сдать успешно ЕГЭ, получить высокие результаты на предметных олимпиадах, чтобы пополнить свое и учительское портфолио. Если раньше учителя жалели отличников и не принуждали к обязательному участию во всевозможных конференциях, конкурсах, то теперь от достижений учеников во многом зависит прохождение аттестации педагога. 
Таким образом, положению отличников не позавидуешь. И без поддержки, понимания близких людей им придется туго. Поэтому, прежде чем настраивать ребенка быть круглым отличником, подумайте хорошенько, а надо ли это ему самому. Порою цена учебных успехов слишком велика. Например, группа ученых из Швеции и Великобритании под руководством Джеймса Маккейба из Королевского колледжа Лондона недавно пришла к ужасающему выводу: круглые отличники в четыре раза чаще попадают в психбольницы с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз», чем их менее успешные сверстники. 
Ольга Князева


  • 1
Мой сын - отличник - и не подходит ни под одну из классификаций!!!
У вас свои - то дети есть? Что ж так жестоко?

Добрый день, уважаемая читательница.
Спасибо за Ваше неравнодушие к моей статье. Постараюсь ответить на Ваши вопросы.
1. Сын-отличник не подходит ни под одну классификацию - это вполне нормально. Читаем в статье:
Бесспорно, было бы нелепо причислять каждого отличника к строго определенному типу, но необходимо осознавать, что стратегии успеха, выбранные нами в школе, непременно повлияют на нашу дальнейшую судьбу.

2. Есть ли у меня дети? - Если этот ответ как-то изменит ваше отношение к содержанию статьи, что для меня удивительно ( из серии - делаешь замечание на улице женщине, чтобы она не ругалась на ребенка матом, а она тебе в ответ: Свои-то дети есть? Вот родишь и как хочешь воспитывай...).
Так вот, есть у меня свои дети и за плечами 10 педагогический опыт...

3. Что ж так жестко? - Каждый видит в статье то, что ему хочется там увидеть. Про жизнь писала, про жестокость и мысли не было...

Могу ещё несколько важных моментов добавить — на собственном опыте, хотя я и не круглый отличник (в аттестате тройка по физкультуре, остальные пятёрки):

  1. Если отличник не боится нестандартных задач, то предпочитает решать их в общем виде, чтобы создать себе шаблон для решения всего класса подобных задач на будущее. Напротив, троечник каждую задачу воспринимает как частный случай, не заморачиваясь тем, встретится ли она когда-нибудь снова.
  2. Отличник заточен под стандартные для традиционного общества механизмы социализации на основе иерархии поколений. Его успехи в школе не имели бы никакой ценности без внешнего арбитража, роль которого играет учитель. Но и в дальнейшей жизни отличник следует той же стратегии: найти старших, которые его оценят, обеспечат ему поддержку и защиту и предоставят ресурсы для дальнейшего развития (позволю себе предположить, что у отличников на этой почве могут возникать и браки с большим разрывом супругов в возрасте, да и классический альянс «молодая аспирантка-пожилой профессор» имеет в том числе и такие корни). Троечнику же, который рассчитывает только на себя, внешний арбитраж не нужен. В нынешней ситуации, когда иерархия поколений разрушена, стратегия отличника срабатывает всё реже и реже.
  3. «Неоправданный» перфекционизм, основанный на самоценности знаний. Вот этот комментарий, например, я набираю с использованием тегов HTML, с абзацными отступами, помню наизусть коды набора с клавиатуры кавычек-«ёлочек» и типографского тире и постоянно ими пользуюсь — текст при таком наборе выглядит по-книжному красиво и правильно, и эта правильность не зависит от факта, что 99,9% пользователей печатают в Интернете как придётся и что эти знания не дают мне никаких конкурентных преимуществ перед другими.
  4. Кстати, возвращаясь ко второму пункту: отличник ориентирован не на большинство, а на авторитет (учителей, начальников, книг, признанных специалистов, значимых для него людей и учреждений и т. п.) — это тоже очень важно, поскольку иногда становится причиной конфликтов. В стабильном обществе такая ориентация скорее полезна, чем вредна, однако в периоды перемен бывшие отличники могут оказаться перед лицом большинства в дурацком положении — как это произошло в случае с присоединением Крыма к России в 2014 году.
  5. Да, ещё очень важный момент. Отличник часто уверен, что общество предлагает каждому своего рода публичную оферту: обязуется всегда заботиться о тех, кто следует его правилам. Когда вдруг выясняется, что эта публичная оферта вовсе не пожизненная, а прекращает действие немедленно после вручения аттестата, такой отличник ощущает себя преданным и «кинутым». И много лет спустя, напиваясь на корпоративах, изливает душу окружающим… Кстати, за «неоправданным» перфекционизмом, упомянутым в третьем пункте, часто стоит тайная надежда: а вдруг всё же найдётся кто-нибудь, кто оценит? А вдруг когда-нибудь общество станет «правильным» и уж тогда-то мы сможем занять заслуженное место?
  6. Бывают и другие эксцессы. В школе я был уверен, что наше общество, выражаясь современным языком, стратифицировано: пятёрочники после школы попадают в один круг общения, четвёрочники — в другой, троечники — в третий, и так далее. Соответственно, чем лучше ты учишься, тем более высокий уровень будущего окружения ты себе зарабатываешь. Одно время я даже считал, что после школы государство сгребает в охапку тех, кто учился плохо, и увозит куда-то подальше от глаз остальных. Не убивает, конечно (у нас же гуманная страна!), но больше мы их никогда не увидим. Когда ко мне обращались с просьбой о помощи по каким-то предметам, я помогал — в духе анекдота, который стал мне известен много позже: тот, кто хочет, но не может — импотент, его нужно пожалеть и по возможности помочь, однако тот, кто может, но не хочет, — безусловная сволочь, и в дальнейшем между этими двумя категориями будет установлен жёсткий барьер. Наивный был, да…


Edited at 2017-01-15 10:53 pm (UTC)

Допишу ещё несколько позиций, которые пришли в голову за последние дни.

  1. Бывший троечник по сравнению с бывшим отличником обычно добрее. Отличник ориентирован на соблюдение правил, поэтому не понимает и не считает нужным понимать людей. Соответственно, часто на них злится, когда они делают что-то не по правилам. У троечника взгляд на жизнь более терпимый и взвешенный.
     
  2. Бывшие отличники — основная группа, на которой паразитируют прозападные общественные движения последних десятилетий и «цветные революции» во многих странах мира (советская перестройка, кстати, тоже). Доктрины правового государства и честной конкуренции потому и привлекательны для этой социальной группы, что обещают успех только тем, кто живёт по правилам. Бывших троечников подобная «замануха» чаще всего не трогает, они выкрутятся в любом случае :-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account