Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Мы стали командой
eurekanext

Все начиналось еще задолго до нашей встречи. У каждого были свои идеи и планы. Когда мы собрались, казалось, что у всех они разные и непохожие друг на друга, но в итоге они объединили нас всех.
 
Когда-то, в 1968–1969 годах, была принята реформа об образовании, она положила начало всему тому, что есть до сих пор. Дети пошли в школу с семи лет, арифметика стала математикой со всеми ее составляющими. Учиться было трудно и до этого, а стало сверхтрудно. Результат этой реформы огорчил всех. Первая итоговая контрольная – полнейший провал, даже в московских школах. Все – родители, дети, учителя – разом закричали против реформы.
Меня она тоже затронула.
На тот момент я была преподавателем московской школы № 811. И у нас в школе результаты были другими. Тогда я решила поделиться своими идеями, нашла адрес редакции журнала «Начальная школа», пришла туда и сказала: «Все говорят – трудно, а у меня все легко и просто». Редактор предложил мне написать статью, и уже через две недели статья на тему «Использование опорных схем в математике в первом классе» лежала у них на столе.



После этого мне предложили выступить на традиционном августовском педсовете. Речь, как правило, сдают на проверку. Проверив мою речь, меня спросили, не боюсь ли я? Я выступала от лица всех учителей. В зале была тишина. После в опубликованном отчете было сказано, что лучшим выступлением на педсовете стало выступление учительницы начальных классов из школы № 811.
Во второй раз я выступила в Московском городском доме пионеров, сейчас он Дворец творчества. Выступление посвящалось результатам третьего года обучения детей. Передо мной была учительница начальных классов, она говорила об игровых дополнительных занятиях, и ее буквально выставили из-за трибуны. Зал вопил, галдел. Но тут вышла я и стала рассказывать об опережающих программах. Выступление должно было длиться 20 минут, и я боялась потерпеть фиаско, подобно предыдущей учительнице. Но зал молчал и слушал, консультант отодвигал с одного крючка на другой нарисованные мной опорные схемы. Я подошла к концу, и все присутствующие встали и начали аплодировать мне. К трибуне вышел В.П. Стрезикозин, бог инновационных программ того времени, и сказал: «Будьте осторожны с опережающим обучением, она автор, а вы можете наломать дров. Все новое проверяется».
Потом Стрезикозин лично присутствовал на трех моих уроках, после которых отметил, что польза моих опорных схем бесспорна, и заказал у меня статью. В ней я должна была рассказать о том, как научила детей мыслить, рассказывать и рассуждать, ведь у них учились даже учителя старшей школы.



Еще одним плюсом моей методики было то, что я возвращала детей к уроку не насильно, а просто привлекала их внимание, проговаривая каждое слово. Сначала это был прием по включению каждого ребенка в учебную работу, а потом как важный элемент методической системы. Его смысл состоит в том, что, по предложению учительницы, один из учеников вслух проговаривает все свои учебные действия, точнее – операции. Даже при решении простого примера 2 + 3 = 5 один ученик вслух говорит, какие действия он производит, т.е. он «ведет». В это время все учащиеся в своих тетрадях делают то же самое. Все они понимают смысл производимых действий. По сути, это этап интериоризации при формировании умственных действий. Так выдерживается высокий темп урока, развивается речь, логическое мышление. А к четвертому классу комментированное управление перерастает в доказательное.

Накануне заветной переделкинской встречи я выступала в Останкино, после чего меня стали узнавать на улицах. Но дело не в этом, а в том, что там я стояла перед микрофоном семь часов и отвечала на вопросы: что я ставлю вместо двоек, как считают мои дети, какие отношения с родителями и многие другие.
Мы собрались, расселись кто где, на стульях, диванчиках, в основном с левой стороны, я села на деревянный стул, стоящий рядом с креслом. Вначале были озвучены правила: школу не ругать, друг друга не перебивать, ну а третье правило я уже и забыла. Неожиданно Амонашвили обратился ко мне и сказал начинать. А я ответила ему, что все самое главное я рассказала в Останкино! И мое выступление было самым коротким. По истечении некоторого времени мы все же нарушили правила, стали спорить и ругать школу. Но это собрание в Переделкино обратило нас друг к другу. Мы стали командой. Каждый пришел со своими идеями и амбициями, но дальше мы пошли вперед вместе.
 
Софья Лысенкова

Фото из личного архива С.Н. Лысенковой


  • 1
Низкий Вам поклон!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account