Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Внутренний бунт учителей
eurekanext

Это было в 1986 году. В этом году педагогике сотрудничества исполняется 25 лет.

После одной из останкинских встреч я и Владимир Шаталов собрались в кабинете Владимира Матвеева, главреда «Учительской газеты». Там был и Соловейчик.
Так и возникла идея собрать всех участников останкинских встреч, ярких деятелей педагогики и учителей, и побеседовать о педагогике, какие у них взгляды, какие есть идеи и эксперименты.
Открыли календарь и долго думали, когда назначать день встречи.

А Симон Львович Соловейчик тут же предложил собраться в Переделкино на маленькой прекрасной даче писателя Анатолия Рыбакова, автора романа «Дети Арбата». В итоге собрались семь человек – Шаталов, Волков, Никитин, Щетинин, Лысенкова, Ильин и я. И, конечно, Соловейчик с Матвеевым.
По принципу мозгового штурма каждый мог высказывать свое мнение о педагогических проблемах, о своем опыте. И так три дня мы высказывались и все это записывалось.
Потом долго искали название. Думали про педагогику сотворчества, но посчитали, что еще очень рано такое предлагать учителям. Лучше пусть будет педагогика сотрудничества.

Симон Львович Соловейчик оформил весь материал, мы внесли коррективы и затем опубликовали 18 октября 1986 года в «Учительской газете» под названием «Педагогика сотрудничества».
Мы назвали это тогда отчетом встречи учителей-новаторов. Но в народе прижилось название «манифест».
Манифест педагогики сотрудничества прогремел по всему Советскому Союзу и не только. Видимо, была какая-то внутренняя тяга учителей к чему-то другому, и это было обусловлено не только педагогическими исканиями, но и теми противоречиями, перед которыми стояли учителя вообще и учителя-новаторы в частности.
Это был внутренний бунт. Педагогика сотрудничества была новаторской, она противостояла тому авторитаризму, который господствовал тогда в стране.
Естественно, Академия педагогических наук сразу выступила против.

И пошли прения в газетах, на собраниях, очень жесткие прения. Но учителя воодушевленно восприняли идеи манифеста, и по всей стране создавались общества педагогики сотрудничества, и в других республиках, в Болгарии, в Чехословакии. Все это крепло и крепло. И мы начали проводить свои встречи. И на этой основе возникла идея создать творческий союз учителей.
По моему настоянию вторая встреча была проведена уже в Цинандали, в Грузии.
ЦК партии Грузии принял это воодушевленно. И тогдашний первый секретарь Джумбер Патиашвили предложил разместить людей в правительственной гостинице и приехал сам, чтобы открыть это совещание учителей. А потом подарил из библиотеки вин бутылку вина с датой года рождения каждого. Мне досталась бутылка урожая 1931 года. Патиашвили хотел оставить Щетинина у себя, но Щетинин отклонил это предложение, видимо, у него были какие-то другие планы.
После этого в течение двух лет появилось еще три манифеста, которые закрепили идеи педагогики сотрудничества. А всего было четыре.

Во многих вузах зародились курсы педагогики сотрудничества.
Наука смирилась с этим творческим изобретением, и спустя время во многих вузах появились спецкурсы по педагогике сотрудничества, а идеи нашли свое отражение в учебниках педагогики.
Само понятие сотрудничества не новое. Об этом говорили еще Конфуций, и Махатма Ганди, и Лев Выготский. Это невыдуманное понятие, но мы это открыли для себя уже потом.
Спустя 25 лет начала развиваться в нашей стране идея гуманной педагогики. За ней следует огромное количество учителей. В Москве каждый год вот уже в течение 10 лет проводятся международные педагогические чтения, в январе 2012 состоятся 11-е чтения. Мы решили создать другой манифест, который охватит педагогику сотрудничества и отдаст должное деяниям, которые когда-то свершались. Так, 15–17 июня 2011 года в Грузии появился манифест гуманной педагогики.
Педагогика сотрудничества не умирает, она продолжает свою жизнь, трансформируясь в идеи гуманной педагогики.
 
Шалва Амонашвили

?

Log in

No account? Create an account