Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Итоги обсуждения Закона «Об образовании РФ»
eurekanext

Редактируем вместе
Актуальность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена динамичным процессом модернизации системы образования. В последние годы ярко обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования и между потребностями и обеспечением. В связи с этим разрывом основными идеями законопроекта являются установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании.
Для того чтобы выполнить все поставленные перед законопроектом задачи, его тщательно прорабатывают. Обсуждение происходит как в реальном, так и в виртуальном пространствах.
На августовских педагогических совещаниях мы обсуждали третью версию законопроекта. Сейчас мы получаем из регионов анализ тех предложений, которые там прозвучали. Это необходимо для дальнейшей доработки законопроекта, которая в скором времени будет завершена и отправлена на обсуждение в ведомства.
Принять участие в обсуждении законопроекта в интернете на сайте www.edu.crowdexpert.ru может каждый заинтересованный гражданин. Достаточно пройти регистрацию, после чего можно оставить свои предложения и участвовать в голосовании. Предложения пользователей не видоизменяются, не фильтруются.
Ежедневно количество человек, которые принимают участие в обсуждении, увеличивается на несколько десятков. Мы предполагаем, что, даже запустив новую редакцию законопроекта, этот процесс остановлен не будет.
 
Принцип программного обеспечения в образовании
Нам бы хотелось, чтобы обсуждение и редакция законопроекта строились по принципам совершенствования программного обеспечения. То есть после версии 3 появляется версия 3.01, а не 4. Она устраняет определенные погрешности версии 3, но ее нельзя назвать новой. Мы применяем этот принцип при работе над законопроектом. Это очень продуктивно, устраняются недочеты, он совершенствуется и делает позицию более яркой. Сейчас выпущена версия 3.01 законопроекта, скоро будет выпущена 3.02 и, возможно, после очередного обсуждения будет версия 3.03. А вот правительству будет представлена новая версия 4 с учетом всех недостатков и погрешностей, допущенных ранее.
 
Новая платформа
Если говорить о содержательной части законопроекта, то нельзя назвать вносимые изменения фундаментальными. Они не столь революционны по сравнению с теми, что возникли в образовании на рубеже 90-х годов ХХ века, когда образовательное законодательство строилось в соответствии с рыночными принципами хозяйства, на принципах демократического государства и гражданского общества. Все эти позиции проникли в систему образования, на их основе она была построена, на их основе возникло негосударственное образование, и все это и сейчас остается в содержании закона.
Тем не менее новый законопроект направлен на отражение современных требований к образованию, учитывающих объективные запросы общества и реальные секторы экономики, потребности социально-экономического развития страны, повышения доступности образования и его качества, устранения пробелов и снятия противоречий, содержащихся в действующем законодательстве.
Понятно, что устранение подобных барьеров, всех изъянов должно происходить на сквозном уровне, проходящем через все главные статьи закона.
Ярким примером того, что существует сейчас, является фактическая невозможность граждан получать образование в других образовательных учреждениях, кроме своего. Законодательство очень ригидно по отношению к этой норме. Спортсмены, талантливые ребята, проходящие обучение в местах дополнительного образования, все равно вынуждены ходить на физкультуру, даже если это вредно для здоровья. Структура нынешнего законодательства такова, что образовательный процесс игнорирует возможности, которые есть у человека. Именно поэтому устранение подобных барьеров для ребят творческих, занимающихся спортом, исследовательской деятельностью – очень важная составляющая нового законопроекта. Необходимо дать возможность дистанционного обучения тем, кто в этом нуждается, а также дать возможность тем, кто учится по программам профильного образования, получить статус высококвалифицированного специалиста. То есть законопроектом предполагается регламентировать отношения на всех уровнях образования, в том числе посредством сохранения оправдавших себя на практике норм Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и типовых положений об образовательных учреждениях, а также включения новых норм, вытекающих из современных потребностей модернизации и развития образования, направлений социально-экономического развития страны и государственной образовательной политики. И, конечно, выстроить систему оценки качества так, чтобы она в наибольшей степени отражала обратную связь между образованием и обществом.
В общем, существует целый комплекс проблем, решение которых мы связываем со снятием лишних административных барьеров в системе образования. Усовершенствование законопроекта должно произойти за счет дистанционного обучения, за счет сетевого взаимодействия образовательных учреждений и за счет более гибких образовательных программ.
 
Чего мы ждем от законопроекта
Законопроект уточнит задачи в сфере образования и четко сформулирует его цели, устранит имеющиеся пробелы, преодолеет декларативный характер ряда норм, разработает эффективные правовые механизмы их реализации, уточнит и расширит понятийный аппарат. Законодательное оформление получат такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями. В результате принятия законопроекта будут созданы механизмы, обеспечивающие динамичное развитие системы образования, в том числе способствующие увеличению разнообразия видов образовательных организаций и спектра образовательных услуг, развитию различных форм получения образования, интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, обеспечению мобильности обучающихся за счет снятия излишних ведомственных барьеров и ограничений, апробации и использования новых образовательных технологий, педагогических методик, внедрению новых моделей и субъектов экономической деятельности в сфере образования и другие.
Ряд положений законопроекта будет направлен на обеспечение открытости системы образования, в том числе путем закрепления реальных механизмов участия заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности, информационной открытости и обязательной публичной отчетности образовательных организаций вне зависимости от организационно-правовых форм и других.
 
Игорь Реморенко,
статс-секретарь – замминистра образования и науки РФ


?

Log in

No account? Create an account