Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Вавилонская сеть
eurekanext

Можно ли найти в интернете альтернативу платным школьным факультативам?
 
За окном первая четверть, школьники осваивают систему платных занятий. Одни родители выбирают: «Двадцать факультативов по русскому или новые сапоги?» Другие пытаются выкрутиться из этой ситуации: занимаются вместе с детьми, берут в библиотеках учебники и книжки. Кажется, школьники впервые столкнулись с естественным отбором. Не хочешь учиться – получай минимум. Хочешь учиться – плати или занимайся самообразованием. Это жестоко, но все же лучше, чем орда золотых (читайте – деревянных) медалистов, которые «чащоба» пишут через «я», а «-ться» и «-тся» для них – лес темный. Но есть и третья разновидность школьников. Они, как рыбы морские перед тем, как выйти на сушу, ломают стереотипы и пытаются превратить зубрежку в игру.
Как это ни странно, но еще никогда самообразование не было таким легким, приятным и, главное, доступным. Надо только понять, что интернет – это не только игрушки по сетке, фильмы на пиратских сайтах или рефераты, от которых истерически звенят все системы проверки плагиата, но и вменяемые образовательные интернет-ресурсы. Современные, игровые, с гибкими настройками. Конечно, звездный час бесплатных российских соцсетей по математике, биологии, совместному детскому творчеству и тем более русскому языку еще впереди. Пока наиболее популярный тип ресурсов – сети для изучения иностранных языков, причем как отечественные, так и зарубежные с встроенным русскоязычным интерфейсом. Если посмотреть статистику поисковых запросов, то можно составить рейтинг семи самых популярных языковых образовательных сетей.
 
Livemocha.com
Это сетевой лингвомегаполис численностью более восьми c половиной миллионов пользователей. 38 языков – бесплатно. Плюс пять платных углубленных языковых курсов (европейские языки). Фишка – бесплатные курсы и общение. Есть платные active курсы и бесплатные базовые. Каждый бесплатный языковой курс разделен на четыре блока: 101, 102, 201, 202. Каждый блок подразумевает 25–30 уроков. Каждый урок состоит из четырех частей: теория, самопроверка, письменное задание и чтение текста. Последние два упражнения выкладываются на проверку – носители языка ставят оценки, комментируют, оставляют голосовые записи. Первые семь дней пользователь получает возможность заниматься на платных курсах. Затем плати или иди на базовый. Лайвмока – одна из самых первых образовательных языковых сетей. Она лаконична, в ней мало игрушек, удерживающих внимание постоянной публики. Она не учит грамматике, поэтому не стоит рассматривать ее как интерактивный учебник, причем единственный и универсальный. Она в большей степени ресурс для межъязыковой коммуникации, поиска языкового партнера. Последнее нововведение Лайвмоки – система персональных тьюторов, носителей языка с педагогическим дипломом. Одни из них – учителя в колледжах, другие – лингвисты-полиглоты. Они консультируют по скайпу, услуги платные.  

Busuu.com
Девять языков, почти миллион пользователей. Уроки тематические: спорт, родственники, отдых – всего 150 тем. Часть курса бесплатна. За дополнительные функции сервиса (возможность скачивать pdf урока и так далее) нужно платить. Фишка – языковой сад Бусуу. Если не учиться, он завянет. Если учиться, дадут ягодки. Это делает сеть привлекательной для целевой аудитории школьного возраста и для людей с потребностью заводить электронных тамагоччи. Офис Busuu – в Мадриде, но эта сеть довольно активно развивается на российском рынке, предлагая сезонные акции, скидки школьникам и студентам. Так что за первый месяц этого учебного года количество запросов Busuu в поисковиках обогнало даже Лайвмоку. В этой социальной сети можно скачать небольшой учебник, где объясняют грамматику. Предлагают отдельные тематические наборы. Например, английский для путешественников.

LingQ.com
Это, пожалуй, лучшая сеть, где можно бесплатно пополнить свой словарный запас, развить фоносемантический слух и получить представление о контексте заучиваемых слов. Возможности сети: девять языковых курсов плюс бета-курсы еще пяти языков. Фишка – личный метод полиглота Стива Кауфмана, основателя этой языковой сети. Он заключается в том, что из текста (современного, с общеупотребительной лексикой) выбирается слово, помещается в набор карточек, а с ними можно работать на мобильном телефоне, на компьютере, можно распечатать, можно прослушать... В библиотеке сервиса богатый выбор подкастов с живой речью, посты из блогов, журнальных статей. В итоге изучение языка из силового упражнения превращается в событийный фон. Едешь в маршрутке – слушаешь историю, ужинаешь – читаешь новости... На сайте есть интерфейс для дискуссий – групповых или на два лица. Но это, как правило, платно.

Lingualeo.ru
Один из самых интересных российский проектов в области образовательных технологий. Пока в сети 300 тысяч пользователей. Язык – один, английский. Но возможности уже впечатляют: игровой интерфейс, гибкие настройки, богатая библиотека текстов и подкастов, современный дизайн. Фишка – львенок, которого надо кормить, то есть учиться. И этот львенок Лео помогает пользователю преодолевать джунгли английского языка. На сайте есть платные услуги, но по сравнению с другими сетями цены самые умеренные. Кроме того, можно зарабатывать баллы и другими способами, пополняя библиотеку, например. Это заставляет пользователя (понятно, что целевая аудитория в этом случае – школьники) возвращаться на сайт и выполнять упражнения, не задумываясь о зубрежке. Тактико-технические характеристики Lingualeo – в тенденциях языковых сетей, созданных за последние два года. В нем больше сходства с Italki и Busuu, чем с Livemocha и Lang-8. На сайте есть библиотека с подкастами, текстами, клипами. Пользователи могут ее пополнять и получать за это бонусы – возможность дополнительно позаниматься, скачать учебник. В итоге изучение языка ничем не отличается от прохождения квестов в «линейке». Но важно помнить, что Лингвалео – это в большей степени интерактивный учебник, чем сеть для коммуникации с носителями языка. Большая часть аудитории – русскоговорящие.   


Фото с сайта www.parentsexpert.com

Lang-8.com
Это очень интересная сеть, с которой обязан познакомиться юный японист, китаист и будущий специалист по Азии. Носители языка из 180 стран, языковой интерфейс на 15 языках. Фишка – блогосфера: юзер погружается в водоворот дневников, может сам делать записи, комментировать друзей. Для тех, кто хочет найти языкового партнера (например, японца, который пишет по-русски), эта сеть – дом родной.

Italki.com
Молодая, но динамично развивающаяся сеть, созданная китайскими разработчиками. 12 популярных языков плюс 100 других языков для индивидуального изучения с носителем языка. Численность – 700 тысяч пользователей из 200 стран, 20 процентов участников – из Китая. Фишка – современный дизайн и веб-два-нольные штучки. В интерфейс встроена возможность найти репетитора – носителя языка, который предложит свои услуги даже за один доллар в час. Но будет ли он эффективен – сказать наверняка трудно. С другой стороны, эта сеть, заточенная под общение. Люди довольно легко добавляют друг друга в друзья, завязывают общение – видимо, в силу особенностей интерфейса.

Freshlingua.com
Российский проект, на рынке с 2008 года. 11 тысяч студентов, почти семь тысяч преподавателей. Семь языков. Фишка – «биржа» поиска языковых партнеров, репетиторов и учеников. Там можно найти носителя языка из другой страны и уже договориться, каким образом будет проходить обучение – за деньги или по принципу: ты мне русский, я тебе – свой родной язык.
 
Маньяк или умница?
Наверное, эту часть статьи должен писать многоопытный силовик, поднаторевший в общении с преступниками и людьми с нестабильной психикой. Но и без этого понятно, что языковые сети, тем более международные, при всем их могучем образовательном потенциале – это территория, где надо держать ухо востро. Поэтому в первую очередь надо определиться, чего именно человек хочет: говорить на общие темы, развивая свои коммуникативные навыки, просто проверять свои навыки устной речи и письма, искать платонических друзей – помощников, у которых можно уточнить теорию, или же пускаться в авантюры. Есть несколько определенных типажей, которые имеют мало отношения к изучению языка, но при этом довольно часто встречаются.
Мошенники – довольно распространенный тип пользователей обучающих соцсетей. Их легенды, как правило, довольно однообразны. Например, «Помогите собрать на школу для бедных детей в Таиланде» или «Дайте денег голодающей деревне в Пакистане». Если юзер девушка, то мошенник, как правило, парень, искрящий комплиментами. Если парень, то это дева, которая мечтает жить с ним в далекой России, с деньгами ее покойного отца. Но только чтобы получить их, нужно перечислить этой деве 832 доллара на оплату адвоката. Развод на деньги не всегда начинается сразу, иногда жертву ведут несколько месяцев, уточняя материальное положение.
«Огородники и огородницы» – это любители приключений, которые создают гаремы. Общий фон отношений – романтический, доверительный, либо это нежная дружба с элементами флирта. Они могут помогать с языком, но при этом все разговоры будут съезжать в личное русло. Не все они испорченные и пресыщенные. Довольно часто это люди стеснительные и закомплексованные в личной жизни, интернет компенсирует это. Но для родителей будет сюрпризом, если дочь вместо поступления в вуз займется оформлением визы невесты в Австралию.
«Сталкеры» – довольно странный, но поначалу привлекательный тип людей, которые профессионально или в силу природных свойств любят погружаться в чужую жизнь, буквально влезая в чужую кожу. У них, как правило, высокий уровень интеллекта, хорошие аналитические способности и чувство юмора. Они могут играть, создавая несколько субличностей, вступая в разговор от имени другого лица. Задают те же вопросы, чтобы проверить, не врет ли исследуемый объект. «Игры разумов» – довольно популярный спорт в таких сетях. Исчерпав человека до дна, они уходят дальше искать что-то новенькое. Отношения могут разрываться резко, драматично, с довольно интересными сценариями и провокациями, а иногда интерес просто затухает.
Так что обучение в образовательных сетях – это прежде всего вопрос персональной образовательной стратегии. Каждый ученик, у которого есть интернет, но нет денег на факультативы, должен с помощью родителей или педагога составить персональный план занятий, сложить его, как конструктор из имеющихся деталей. Например, взять из одной сети карточки, а другую использовать только для проверки своего уровня грамотности и произношения. На третьей – заниматься грамматикой. На четвертой – найти репетитора, который будет говорить не только с ребенком в отсутствие родителей, но и сам будет общаться с ними.
Анастасия Чеховская



?

Log in

No account? Create an account