Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Линия фронта
eurekanext
громовый_ЖЖ

Вспоминаю журнал «Ровесник» с фотографиями детей в Никарагуа… Теперь тема «Дети и революция» стала актуальной в Украине. Специфика ситуации в том, что исследовать эту тему нужно в Киеве или Львове. В Донецке или Луганске больше материала для темы «Дети и контрреволюция». Хотя не все так просто. «Линия фронта» может быть даже в отдельных семьях…

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
(В.И. Ленин, «Партийная организация и партийная литература».)

01

Ленина нынешние украинские дети не читали. Многие узнали о его существовании только тогда, когда начался «ленинопад» (завалено уже шесть памятников «вождю мирового пролетариата», которые оставались в центральной Украине). Но фраза «вечно живого» о несвободе от общественных процессов оказалась актуальной.
Прежде всего в стране можно наблюдать патриотический подъем, охвативший не только взрослых, но и детей.
Журналистка Виктория Сюмар пишет в фейсбуке:
«Вешаем шарики на елке, и 10-летняя Соня рассказывает о последних днях в школе:
– Мама, а мы теперь каждый день в школе поем гимн. Вот ходят колонны демонстрантов под МВД, а нам на уроках все слышно. Мы берем и все вместе подпеваем.
– А что учителя?
– Говорят, чтобы сохраняли тишину на уроках, а мы склоняем головы ниже к парте и шепотом допеваем: “Запануєм і ми, браття, у своїй сторонці!”».


02

А вот еще одна типичная картина из революционных будней:
«Сегодня ночью мой шестилетний сын дожидался меня с Майдана. Сонное чудо сразу затащило меня в постель и:
– Мамочка, как там НАШИ? Стоят?
– Стоят, сыночка, спи... давай сказку расскажу...
– Ты мне, мамочка, сказку не рассказывай, ты мне гимн тихонечко спой.....)))))
Засыпал он с ладохой на сердце;). Вот такое поколение подрастает в тылу. Будем жить!!!!))))) Всем нам всего теплого и мирного сегодня».

Это цитата из комментариев к посту Volodymyr Viatrovych.
Трансформировалась и традиционная игра «в войну». Нынешнее поколение уже не делит участников игры на «наших» и «немцев». Дети на улице играют в Майдан. Сейчас выпал снег, и в школьных дворах из него строят баррикады, только никто не хочет играть за беркутовцев, все хотят играть «за народ».

Наталія Мурашко: «Только что прочла в фейсбуке сообщение от optimus princeps: «Почему Яныку хана! Узнал об уникальном событии. В Киеве на Русановке, школа № 137, школьники построили во дворе школы баррикаду и собирались играть в “наших и Беркут”. Как раньше в “русских и немцев”. Так вот – никто из детей не захотел быть “Беркутом”. Дети покидались снежками, а потом устроили маленькую акцию протеста. Покричали “зека геть”, “Беркут – фашисты” и т.п.»

Так происходит рождение гражданина
Рождение гражданина происходит и дома. Цитирую Andriy Romaniv: «Будучи свидетелями и даже участниками последних событий, малявки сначала таскали меня за ноги и говорили: «Папа, мы отнесем тебя в Европу» :), теперь дело пошло дальше: на мое требование убрать игрушки – отказ, на угрозу применить санкции – «ты не главный, мы все главные…» Девушкам 3,5 и 5 лет. Так рождается гражданин. С пеленок :)

03

Дети, даже самые маленькие, как губки, непроизвольно впитывают в себя все, что они видят вокруг. Впитывают даже в ситуации, когда взрослые пытаются их оградить или дистанцировать от происходящих событий. Еще одна киевская сценка «из жизни»:
«Крещатик. Кафе. За окнами мороз. В дверях появляется Панда – аниматор с улицы. Все затихают. Одна мамочка тихонько (но все слышат) говорит своей малой трех-четырех лет: “Дочка, смотри, панда…” Дочь с ходу выкрикивает: “Панду – геть (укр. «прочь, вон»)!” Народ с хохотом сползает под столы... Но это не конец.
Мужик (панда): “Я хорошая панда, можно мне в туалет?”. Малая: “А чем докажешь?” Панда снимает “голову”, берет ее под мышку, выпрямляется и начинает петь: “Ще не вмерла Україна...”».
(Для россиян объясняю. Фраза «Панду – геть!» означает «Банду – геть!», то есть долой нынешнюю власть.)

Политпросвет в стиле фэнтези
Те, кто постарше, сами идут на митинги. 1 декабря на первом митинге-протесте против избиения студентов в родном Кировограде обнаружил своего 12-летнего сына. Он сам пришел с одноклассниками и, пока я выступал с речью, вылез на памятник, чтобы лучше рассмотреть происходящее. Нашли друг друга после того, как я позвонил: «Ты где? – На площади!»
Хотим мы этого или не хотим, но некоторые подростки попадают и в серьезный переплет. Наверное, многие знают историю участника телепрограммы «Самый умный» Влада Компанийца из города Черкассы, за которого активно заступалась Тина Канделаки. См. «Пленник Майдана».
Эта история иллюстрирует главный вектор противостояния: самые умные против самых жадных.

04

Политпросвет детей и подростков проходит теперь в духе времени и на понятном языке для глобализированного цифрового поколения украинцев. Например, в сети появилось видео «Украина: Мордор не пройдет» о штурме Евромайдана по мотивам фэнтези «Властелин колец».
Точка поворота однозначно пройдена! В первую очередь в головах.
Ребенок 14 лет, не вылезавший из Вконтакте, стал живо интересоваться происходящим, обсуждать пути интеграции Украины, заявил, что класс должен выйти на забастовку и потребовать включения отопления в школе.
В банке охранники обсуждают события: «Надо идти до конца! Ющенко дали шанс, а он ничего не сделал».
И это не одиночные случаи.
Украина уже не та, что была раньше. Общество изменилось. Оно превратилось в субъекта, который желает принимать активное участие в общественно-политической жизни страны и влиять на принятие ключевых решений!
Отцы и дети
– Сыночек, ты не замерз, в шапке ходишь? – Да, мама, не волнуйся, в шапке, в маске, в каске, в налокотниках и с противогазом!

Конечно, в пылу революции мало кто вспоминает о правах детей, которые тоже дышат гарью от сжигаемых покрышек. Не всегда щадят детские уши даже самые интеллигентные взрослые, переживающие сейчас «филологический кризис» (не хватает литературных слов).
Не все дети в Украине теперь смогли получить от своих родителей все то, что они привыкли получать на новогодние праздники. Хотя как знать, что лучше: получить от отца конфеты, тут же их съесть и забыть или получить и хранить всю жизнь вот такое стихотворение с баррикад:

05

СИНУ НА МИКОЛАЯ
Зима така тринадцята, з колючими морозами,
Та ти на це, мій Ангеле, сьогодні не зважай, -
Бо десь за перелазами, бо десь за перелогами
В свою щорічну подорож рушає Миколай.
Як солодко чекається гостинців під подушкою,
Але у час святковості назавжди ти затям, –
Щоб не прийшов поганий той Антипко із «тітушками», –
Потрібно бути чемними і чесними всім нам.
І байдуже, що тато твій з колючою щетиною,
Що пахне незвичайно так він димом барикад,
Бо стоїмо ми з хлопцями, що стали побратимами,
І знаємо – не ступимо ні кроку вже назад!
Цілую твоє фото я губами перестиглими,
Всміхаєшся до мене ти у вранішній імлі, –
Ще свого Миколая ми разом зустріти встигнемо
На кращій, на оновленій і звільненій землі!
Oleg Vitvitskyy
14.12.2013, Київ, Майдан

Луганская журналистка Яна Осадча пишет: «Как-то так выходит, что мы с Викой читаем революционную литературу в последнее время. Сперва почитали “Чиполлино” а теперь “Три толстяка”».
Так «закаляется сталь» нового поколения европейской Украины.

06

Новое образование Украины
Не только самообразование! На Майдане работает и настоящий уличный университет.
Но! Как пишет директор известного киевского частного лицея «Грант» Владимир Спиваковский:

Мимо несется,
Словно нокаут,
Мир параллельный.


Кто производит «титушек»?
В параллельной реальности есть и феномен другой молодежи, так называемых «титушек». Это организованные властью отряды гопников, которые ходят по городу, бьют людей, витрины и стекла в машинах.
Украинские писатели Брати Капранови называют их по имени нынешнего министра образования «детьми Табачника»: «Титушки – это результат работы Министерства образования и Министерства культуры. Дети Табачника».
Каждая школа-отстойник в спальном районе производит таких «титушек» тысячами. Каждый учитель, который не способен привить своим ученикам элементарные человеческие ценности, не говоря уже о возможности дать каждому ребенку здоровый старт, продуцирует «титушек» сотнями.

«Учителя ИСТОРИИ! Учите детей истории настоящей, нефальшивой. Уроки истории формируют идеологические и национальные убеждения. Уроки истории учат исторической справедливости. Уроки истории учат НЕ наступать на грабли по нескольку раз», – читаем такой крик души Angela Savchenko.

Антигерои Антимайдана
В этой же реальности есть и Антимайдан в Мариинском парке, куда свозятся бюджетники и желающие поддержать власть за деньги.

«Откуда в “самой читающей стране” берутся “Мариинские парки”? (Как минимум у нас всеобщая грамотность не хуже, чем в самых развитых странах.) Если не использовать оскорбления, я не имею ни малейшего понятия, как описать этот класс людей. Это абсолютно новый феномен. Новый, доселе неизвестный класс, который мы еще не описали и не отрефлексировали. Мы боимся “разноцветной” Европы, живущей на пособия, не разделяющей определенные ценности, несущей преступность и непонимание. К нам еще никто не приехал, а они уже здесь – тысячи легальных нелегалов с украинскими паспортами. Это даже не прекариат, это что-то совершенно новое...»
Учителя и ученики
В Украине есть разные учителя, и соответственно они проявляют разные позиции по отношению к происходящему. Есть революционная позиция однозначной поддержки протестов со стороны части учителей. Сложно определить их удельный вес, тем более в условиях громадных межрегиональных различий.

07

Сегодня Ваня получил от воспитательницы по попе. Рассказал об этом сам.
– Почему?
– Я сказал, что у президента нет мозгов. А она меня ударила и сказала, что у нас очень хороший президент. А я ей ответил: «Конечно, хороший. Наверное, тем, что бьет людей?»
– И что она ответила?
– Она ответила: «Ну и что?»

Это иллюстрации «агрессивно-охранительной» позиции, которую заняла сравнительно небольшая часть учителей.
Есть и отстраненная позиция, при которой учителя пытаются не замечать происходящего. Но это не всегда удается.
Новый анекдот из серии «о Вовочке». Учительница на уроке биологии спросила: дети, что вы знаете о беркуте? Дальше можно не продолжать... Идет непечатный и непереводимый украинский фольклор.
Есть и послушно-соглашательская позиция (причем такая позиция доминирует). Она не прибавляет уважения к учительству ни со стороны революционно настроенных украинцев, ни со стороны власти, которая в очередной раз использует административный ресурс.
Вот типичное обращение к учителям:

08

Дорогая Мария Ивановна
«Власть ведет себя мерзко, но хотя бы понятно, объяснимо. Хамство, ложь, агрессия – нежелание расстаться с кормушкой. Очевидно, ожидаемо. А тысячи учителей, в мороз, вдоль заснеженных, нечищеных дорог, с плакатами “За стабильность!” – странно, глупо, алогично. Эта армия гораздо страшнее любого “Беркута”».
«Восстанут все: за фанатами – работники банков, котельных, аптек, больниц. Весь народ восстанет. Но последние, кто выразит свое неповиновение, будут педагоги. Поджали хвост и сидят, никто даже словом не заикается», – вот обобщенное описание этой категории педагогов.
Несложно предугадать типичную реакцию родителей и выпускников школ на «бесхребетность» учителей:
«Мне стыдно за учителей Днепропетровска, вышли поддерживать то, что уже давно завалилось. Как вы будете смотреть в глаза своим ученикам? Чему вы их будете учить? Опомнитесь, не дайте себя унижать. Вы свободные люди».
Разговор с учительницей:
– Как там в Киеве?
– Все О.К.
– А мы тоже были. Я, сын, дочь, все. На Майдан ездили.
– Оу, молодцы!
– Ага, первый раз по 700 грн получили, а второй – 300 грн.
– ??
– Я здесь по селу еще собрала 150 чел. (!!) Должны были снова везти нас, но Янукович распустил Майдан. Но обещали снова собирать. Поэтому я списки пополняю, потому что мне будет с каждого процент!
Vadim Khomakha: «В этом и есть сущность большинства «учителей»...»
Тарас Бузак: «Типичный представитель сельской интеллигенции) Мы у себя в деревне с ребятами одной такой учительнице на калитке написали: «Она крадет у нас будущее»... С тех пор молчит)))»
Олена Шворак: «В 2004 году во время выборов большинство членов избирательной комиссии в 100-м округе были учителя. Они не гнушались никакими фальсификациями. С тех пор уважения к большинству представителей этой профессии у меня нет. Хотя веру вселяет то, что есть еще Учителя с большой буквы».

Такие оценки являются еще одним признаком осознания сообществом (укр. Громадою) прогрессирующей профессиональной и моральной деградации учительства. Грустно...

Поколение свободы
Один вывод и один риторический вопрос напоследок.
Говоря словами первого президента США Джорджа Вашингтона, можно констатировать, что в Украине «свобода, поскольку она пустила корни, быстро вырастает». Вырастает вместе с подрастающим поколением.
В постнацистской Германии десятилетиями проводили политику «преодоления прошлого». Сейчас в немецких школах проводят Кульнес-тренинги (Coolness-Training) с тем, чтобы научить молодое поколение жить без насилия.
Возможен ли теперь Coolness-Training для всей Украины?
Вопрос риторический.
Виктор Громовой,
независимый эксперт образовательной политики, Заслуженный учитель Украины

?

Log in