Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Нам всем нужно понять, что произошло
eurekanext
Карпов_ЖЖ

Главный вопрос, который хочется для себя разрешить, анализируя трагедию в школе в Отрадном, – был или нет конфликт между учителем (учителями) и учеником. В мутном и противоречивом описании различных СМИ этот ответ неочевиден, размыт, заболтан. Поэтому возникает возможность спекуляций и, что вообще за пределами добра и зла, подспудной мысли, что – да, конечно, был, ведь в школе обязательно наличествует противостояние между детьми и учителями, как же иначе.
А это – вопиющая ложь. Война между учителями и учениками, взаимное недоверие, ненависть, конечно, случаются. Как и в любой другой сложной социальной системе. Но она не является обязательным фактором школьного уклада, оттеснена на периферию настоящего российского образования, хоть эта периферия и весьма велика по своему объему, «массовой доле».
Считаю, что школа должна предъявить обществу свою позицию. Если такой конфликт был – часть вины лежит на школе. Если же нет – необходимо резко пресечь спекуляции на эту тему и на добром имени погибшего учителя.
Я почему-то уверен, что конфликта не было. А был страшный афтершок*, парадоксально ударивший по нашей стране, следствие наведенных чужих и чуждых нашему образованию явлений. Была преступная халатность в хранении оружия. Было умопомрачение и нервный срыв.
Нам всем очень нужно понять, что произошло. И для этого нужны не ток-шоу падких на сенсацию журналистов. Нужно честное слово пострадавшей школы.
Иначе мы так и будем жить в ситуации завинчивания гаек. Все большем и большем. И кажется – бесконечном. Русская резьба привычна…

* Повторный сейсмический толчок, меньшей интенсивности по сравнению с главным сейсмическим ударом.
Павел Карпов

  • 1
Оригинал взят у matholimp в Усиление охраны приводит лишь к снижению безопасности
Сразу же после двойного убийства в московской школе №263 думаки вновь заговорили о необходимости ужесточить запреты на владение оружием и увеличить количество охранников. Так как с логикой на Охотном ряду почти никто не дружит, то прямого противоречия между этими тезисами они не заметили. Сегодняшняя стрельба в Воскресенском кафедральном соборе города Южно-Сахалинска как бы специально намекает на это.
В советские годы никакой охраны школ не было вообще. Ибо нельзя называть охраной "вооружённых" швабрами техничек пенсионного возраста. Не знали в те времена и о видеонаблюдении. Однако дело не доходило не только до терактов масштаба Беслана, но даже до значимых ЧП. Хотя в послевоенные годы на руках у населения оставалось несравненно больше оружия, чем теперь.
Причина обоих названных эксцессов - внезапные психозы. Подобных срывов я насмотрелся, так как уже более сорока лет работаю со студентами и старшими школьниками. До стрельбы не доходило лишь потому, что доступных ружей не было, зато покушений на суицид и-или убийство родителей (подручными ножами или топорами) - предостаточно. Предсказать, где и с кем это случится в следующий раз, практически невозможно. Неадекватность в поведении бывает заметна за несколько дней (особенно в последние два-три), но обычно не выходит за пределы общепринятой "нормы" (на каждого сорвавшегося приходится примерно сотня его ровесников, точно такое же поведение не завершается трагической развязкой).
Поэтому не достигнет желаемого эффекта даже поддержка школьных психологических служб. Хотя от неё, по крайней мере, не будет вреда. Но рост поголовья охранников непременно закончится тем, что гораздо чаще срывы будут происходить непосредственно при исполнении. В частности, если школьной охране заменить тревожную кнопку боевым оружием, то в будущих новостях непременно появятся сообщения об убийствах учителей или детей теми, кто должен был их защищать.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account