Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Свежее об образовательных технологиях от BETT
eurekanext
Реморенко_ЖЖ

В лондонском пригороде, почти как у нас в «Крокус-Экспо», уже 30 лет ежегодно в конце января проводится выставка образовательных технологий. В этом году – юбилейная. Это и представление разного обучающего оборудования, и проведение семинаров, и подписание контрактов между производителями и поставщиками. Первый раз мне удалось поучаствовать в прошлом году. Обычно выставки не люблю, шумно и суетно, но Лондонская настолько большая, что там количество переходит в качество и в самом деле есть что посмотреть и над чем поразмыслить. Кому интересно – смотрите репортажи в прошлогоднем номере «Вестей образования» (http://edunews.eurekanet.ru/edunews/info/N53.html).
В этом году наш городской университет выехал небольшой делегацией. Попробуем очень коротко в дополнение к прошлому репортажу обозначить некоторые новые тенденции.

1. Было много пространств для дискуссий, отрадно, что стали больше обсуждать саму суть образовательных технологий, сравнивать результативность, а не только демонстрировать гаджеты.

01
01_2
01_3

2. Появились открытые уроки, реально приехали дети. Особенно «зажигал» Рон Кларк – учитель года США.

02
02_1

3. В этом году много софта, особенно облачные технологии. Слоган Hewlett-Packard так и звучал: «Из классной комнаты – в облака». Много сетевых школ, которые предлагают какие-то курсы проходить в дистанционном режиме. Явный тренд.

03

4. Очень много софта и разных приспособлений для дошкольников, как будто заграница ждала, когда мы начнем переход на дошкольный стандарт. Впрочем, вполне возможно, бизнес быстро реагирует на политические тренды.

04
04_1
04_2

5. Продолжается «дигитализация» разных сфер школьной жизни. Уроки литературы теперь проводятся с использованием цифровых видеостудий, соревнование школьных команд за организацию лучшей радиопередачи на школьном радио, новые особо точные документ-камеры. Благодаря этому будут и новые предметы – типа робототехники. Меня впечатлила программируемая швейная машинка.

05
05_1
05_2
05_3
05_4

6. В дополнение к интерактивным партам приходят такие большие-пребольшие интерактивные доски. Учебного софта для них пока только нет. Да и сами парты начинают выглядеть вполне прилично.

06
06_1

7. Casio объявила о принципиально новых LED-проекторах. Работают при интенсивном использовании около семи лет, светят ярче, картинка точнее.

07

8. 3D-проекторы для школ продолжают дешеветь. Около 1,5 тыс. евро стоят очень неплохие модели. Практически уже реальность.

08
08_1
08_2

На выставке были десятки наших поставщиков оборудования, обменивались контактами с тамошними разработчиками и производителями, устраивали экскурсии для чиновников. Что-то дойдет и до школ с детсадами.
Игорь Реморенко


Образовательный базар или выставка новых технологий?
Либкин_ЖЖ

Первым делом хочу отметить, что на BETT я был впервые, поэтому рассматривать мои впечатления с точки зрения тенденции не стоит. Коллеги, посещающие выставку ежегодно, описали BETT как «Мекку в мире образования», и, возможно, судя по количеству посетителей, это действительно так. Однако надеюсь, что содержание выставки не отражает процессов, происходящих в современном образовании.
BETT – ежегодная международная образовательная выставка, которая проходила в Лондоне с 22 по 25 января 2014 года уже в 30-й раз. Первое, что поражает – количество посетителей. Практически у каждого стенда – огромная толпа «образователей» со всего мира. Тысячи людей, кажется, хаотично перемещаются по выставке в поисках новых образовательных технологий. Похоже, что мои восторги от мероприятия на этом заканчиваются, поскольку с содержанием все не так прекрасно.


Картинки с выставки
Участников выставки много, однако большим разнообразием содержание стендов не удивляет. Если меня попросят коротко сформулировать свои впечатления от BETT-2014, то я бы сказал, что это, скорее, образовательный базар, чем выставка новых образовательных технологий. Стенды компаний, как и на любой выставке, в первую очередь отличаются размером. В центре – гиганты рынка: Samsung, HP, Promethean, SMART, Google, Microsoft, Epson и т.д. По краям расположены стенды небольших компаний, а также представительства министерств образования разных стран. Особенно запомнились два из них: Объединенные Арабские Эмираты поставили огромную стену с большим сборным экраном, примерно 3 на 5 м, с видами страны и столицы, на фоне которого в креслах сидели представители ОАЭ в традиционных белых одеждах; Азербайджан раздавал в качестве сувениров небольшие настольные нефтяные вышки из картона. Немало удивил стенд Московского регистра качества образования. Причина появления этого стенда в самом углу зала остается совершенно неясной: для чего их туда послали, кажется, не понимали даже сотрудники, которые обслуживали эту экспозицию.
Больше всего на выставке были представлены: ящики для хранения и зарядки планшетов, всевозможное интерактивное оборудование (проекторы, доски, экраны, документ-камеры и т.д.), планшеты. Было много компаний, предлагавших системы комплексной автоматизации процессов в школе, однако большинство из этих решений не локализовано для русского языка. Похоже, что эта часть российского образовательного рынка не очень интересует англоязычных игроков (за исключением компаний, представляющих инфраструктурные решения: Microsoft, Google и др.).
Поразил огромный выбор всевозможных аксессуаров для планшетов. Практически каждый третий стенд выставки был завален чемоданами, ящиками, шкафами, зарядками и чехлами для планшетов, причем в основном для продукции Apple. Стоит отметить, что сама компания Apple в выставке участия не принимала, однако технику Apple можно было встретить почти на любом стенде (кроме Microsoft и Samsung, конечно).

Интерактивная революция
Второе место по количеству представленных решений я бы отдал интерактивному оборудованию. Нельзя сказать, что за последние годы произошел какой-то качественный скачок в этой области, правильнее следовало бы назвать эти изменения количественными. Все крупные игроки на этом рынке предлагали интерактивные доски со встроенными светодиодными или плазменными панелями. В отличие от стандартного решения с проектором, такая система существенно дороже и не позволяет писать обыкновенным маркером на белой доске, однако она не требует замены лампы и проще в обращении. Проекторы также представлены у многих производителей. Большинство из них – ультракороткофокусные. Самый заметный тренд – интерактивные проекторы. Практически все производители представили такие решения. Причем многие из них значительно (в два-три раза) дешевле, чем традиционное решение из проектора и интерактивной доски. Очень интересный вариант предложила компания RICOH. Интерактивный ультракороткофокусный проектор, представленный на стенде, может показывать изображение 60 дюймов на любой поверхности, в том числе на черной или зеленой меловой доске, будучи закреплен всего в 20 см от стены (48 дюймов при 11 см) в вертикальном положении. Жаль, что эти проекторы практически не представлены на российском рынке. Главный недостаток решений с использованием интерактивных проекторов я вижу в малом ресурсе лампы и высокой стоимости ее замены. Возможно, общая невысокая стоимость решения компенсирует этот недостаток. Casio на своем стенде представил проекторы с лазерно-светодиодным источником света с заявленным ресурсом 20 тыс. часов, что в три-четыре раза больше, чем у конкурентов. Кстати, большинство представленных проекторов поддерживают режим 3D. Несколько не очень известных компаний из Китая представляли решения для превращения любой поверхности в интерактивную доску. Пионером этой идеи была компания Mimio, однако китайские образцы оказались гораздо интереснее. Большинство устройств ощутимо дешевле (от 200 долларов), а также позволяют, например, работать с поверхностью пальцем. Такие устройства обычно имеют два блока, один – камера – устанавливается на проектор, другой крепится над поверхностью.

Уроки английского
На стенде Promethean проходил открытый урок английского языка с использованием интерактивной доски и планшетов. Забавно то, что урок сопровождал техник компании, которому несколько раз за 15 минут, проведенных мною у стенда, приходилось вмешиваться в процесс, чтобы устранить мелкие технические неполадки, возникавшие у педагога или учеников. Все-таки даже компании, которые производят учебное оборудование, пока еще далеки от того, чтобы делать качественные решения «из коробки».
Несколько компаний представляли решения для поддержки инфраструктуры беспроводной сети в учебном заведении. Сетевые инфраструктуры учебных заведений по всему миру оказались не готовы к лавинообразному увеличению числа мобильных устройств, которые необходимо обслуживать. Старые точки доступа к Wi-Fi просто не способны обеспечить качественное подключение для сотен планшетов и ноутбуков, которые используются в учебных заведениях. Необходимы эффективные решения для реализации подхода BYOD (Bring Your Own Device). На стенде компании Net-Essence были представлены масштабируемые решения для организации беспроводного доступа от компании Xirrus. Такие точки доступа позволяют устанавливать дополнительные радиомодули, таким образом одна точка может обслуживать до 400 устройств. Продукция компании сейчас поставляется в Сочи для обеспечения доступа в интернет во время олимпиады.

В мире 3D
Несколько стендов были посвящены 3D-принтерам и сканерам. Честно говоря, ничего нового увидеть в этой области не удалось. В основном были представлены принтеры, печатающие пластиком (PLA или ABS). На одном из стендов можно было увидеть 3D-сканер. Это небольшое устройство с вращающимся предметным столом, на котором был размещен игрушечный гномик, а подключенный к сканеру планшет показывал отсканированное изображение. Я попросил представителей компании отсканировать другой объект, но получил отказ. Кажется, технология пока еще не очень хорошо работает. На подключенном планшете крутилось видео, а не реальный процесс сканирования.
На выставке широко был представлен микрокомпьютер Raspberry Pi. Это небольшое устройство, разработанное в Cambridge University, является полноценным компьютером, который помещается на ладони и позволяет подключить огромное количество всевозможных периферийных устройств. Такие наборы активно используются для обучения цифровым технологиям, устройству компьютера и программированию.

SMS для рассеянных
Несколько маленьких, но необычных стендов я бы хотел отметить отдельно.
Британский стартап usb2me представил очень простой и необычный сервис. Одна из проблем, о которой мы, работники образования, знаем не понаслышке – это мобильные устройства и в первую очередь флэш-накопители, которые студенты и преподаватели постоянно забывают в школьных/институтских компьютерах. В предлагаемом сервисе школа устанавливает на все компьютеры простенькую бесплатную программку и сообщает об этом всем сотрудникам и студентам. Студенты, осознающие свою рассеянность, регистрируются на специальном сайте. В случае, если пользователь забыл свою флэшку в одном из компьютеров, сервис пришлет SMS-напоминание и подскажет, где сейчас находится потерянный носитель. Пользователь оплачивает определенное число напоминаний.

Техника, которая заботится об учителе
Стенд рижской компании PentaClass представил довольно интересное решение для «сохранения главного инструмента учителя – голоса». Во-первых, приятно, что латвийские коллеги действительно разработали новое полезное устройство, а не просто заказали очередную документ-камеру у китайского OEM-производителя. Во-вторых, устройство получилось не только полезным, но и элегантным. Небольшая звуковая система, больше напоминающая тюнингованную версию пепелаца из «Кин-дза-дза», крепится на потолок в центре класса. К системе по беспроводному интерфейсу Bluetooth подключается микрофон-петличка. Разработчики утверждают, что система не только помогает учителю не сорвать голос, но и повышает уровень усвоения материала урока на 30%.
Большая группа стендов выставки – малоизвестные китайские компании с самым разным «околообразовательным» оборудованием. Удивил огромный выбор документ-камер. В большинстве случаев это обыкновенные веб-камеры, прикрепленные на длинную гибкую подставку. При этом цена 10-долларовой камеры сразу возрастает до 50–80 фунтов.

Предварительные итоги
Выставка выглядит слишком «коммерчески». Возможно, так и должно быть, но мне кажется, что компаниям-производителям стоит уделять больше внимания нуждам образования, плотнее сотрудничать с учителями и студентами. Создается ощущение, что сначала появляется какая-то технология, которую успешно внедряют и продают в реальный сектор, а затем небольшая группа маркетологов пытается найти «обертку», в которой эту технологию можно использовать в образовании.
Очень приятно, что на выставке организованы специальные экскурсии для детей. Важно, когда не только учителя и администраторы знают, для чего необходимы те или иные устройства (технологии) в классе, но и студенты понимают, как устроен образовательный процесс.
Михаил Либкин,
директор по развитию Автономной некоммерческой организации
«Образовательные ресурсы и технологический тренинг»

  • 1
8. 3D-проекторы - или 3D принтеры?
И еще скажите, пожалуйста: соревнование школьных радио - это урок литературы или нет?
И вообще - в западной школе воспитательная работа выносится как отдельный вид педагогической деятельности? Как она понимается - и представлена ли отдельно на выставке?

К сожалению, г-н Михаил Либкин не очень понимает, как на самом деле работают компании, производящие оборудование. Как правило, производитель прекрасно знает, как именно должно работать то или иное оборудование и, как Стандарты образования пишутся под определенную идеологию и технологии, так и в оборудование закладывают те или иные идеи, причем еще до того, как они становятся трендом. Вот поэтому курсы от крупных производителей всегда самые качественные и передовые!
Считаю, что всегда стоит потратить некоторые усилия для того, чтобы разобраться в идеологии компании и понять, что они предлагают (сделать это за время BETT невозможно), а так же посмотреть в демо-залах, как это все работает (с чувством, толком, расстановкой), тогда и появится картина того, как это работает и к чему идет.

Уважаемая Мария, здравствуйте!

Я буду рад ошибаться в своей оценке ситуации. К сожалению, я встречаю очень немного компаний, которые использую образовательный подход при разработке своих решений. Чаще всего такие компании изначально ориентированы на образовательный рынок, например израильская Fourier, известная у нас под брендом Архимед.
В большинстве случаев, крупные компании, по моему ощущению, используют именно тот подход, который я описал. В данном случае я ориентируюсь не только на свои впечатления от BETT, а скорее на практический опыт работы с технологиями и общение с производителями.
А о каких курсах и каких производителях Вы говорите? Было бы интересно услышать про конкретный успешный опыт.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account