Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Пора нового поиска
eurekanext
заир-бек1_ЖЖ


Сегодня мы начинаем новую рубрику – «Книжная полка». Известные интеллектуалы рассказывают о только что прочитанных книгах. Открывает рубрику Сергей Заир-Бек.
Ханс де Брюйн. Управление по результатам в государственном секторе/Пер. с англ. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. – 192 с.

Последние годы моей работы в системе образования связаны с управлением образовательными системами и организациями, с участием в планировании программ развития на федеральном и региональном уровнях, а также с мониторингом их эффективности. Поэтому, в основном, моя библиотека прирастала разными трудами, посвященными этой тематике. Как показывают последние события прошедших двух лет, те подходы, которые были декларированы в качестве государственной политики в сфере управления образованием, а именно: управление по результатам, на сегодняшний день сформировали вовсе не ту реальность, которая виделась многим экспертам и разработчикам модернизационных стратегий. Притом, что управление по результатам рассматривалось как передовой, прогрессивный подход в управлении социальными системами, реальность показывает, что он несет формализацию управления, нередко, свертывание модернизационных инициатив, чрезвычайно бюрократизированную регламентацию деятельности. Видимо, наступает пора нового поиска, и в этой связи очень важно иметь понятные опоры в этом поиске.
С позиции новизны та книга, которую я прочитал совсем недавно и о которой пойдет речь, совсем не новая. Ее автор, Ханс де Брюйн, – профессор управления Дельфтского технологического университета (Нидерланды). Сфера его деятельности – управление сетевыми организациями – весьма востребована сегодня. Именно поэтому он одновременно является консультантом сразу нескольких министерств в Голландии (в том числе Министерства образования), а также различных государственных и общественных организаций. И именно этот опыт дал ему возможность написать книгу, ставящую многочисленные вопросы о том, что такое сегодня управление по результатам и дающую на часть из них важные ответы. Эта его книга увидела свет в 2001 году и уже выдержала несколько переизданий.
Ее выход в свет на русском языке в 2005 году не случаен. Именно в это время в России в сфере государственного управления зарождается тенденция управления, ориентированного на результат. Начинается все с Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, которые становятся инициаторами сразу нескольких важных инноваций в управлении, прежде всего бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Для органов исполнительной власти разных уровней появляется новая аббревиатура, ДРОНД (доклад о результатах и основных направлениях деятельности). Происходит переход на среднесрочные программные модели управления и бюджетирования. Однако основной проблемой при этом стал поиск механизмов определения эффективности деятельности субъектов управления. Вовсю идет переход на индикативное управление, предусматривающее оценку эффективности и результативности тех или иных организаций в сфере образования на основе достижения тех или иных значений показателей. При этом ломается много копий вокруг набора этих показателей, условий их применения, а главное, их интерпретации.
Эти споры только усиливались, особенно после перехода бюджетных организаций на новые условия деятельности в рамках Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Наконец, своего пика они достигают в позапрошлом году, после проведения Минобрнауки России мониторинга учреждений высшего профессионального образования и признания значительного числа государственных вузов неэффективными.
На сегодняшний день вопросы управления по результатам в государственном секторе продолжают оставаться актуальными. Этому способствуют многие факторы, прежде всего внешние по отношению к абсолютному большинству образовательных организаций. Это необходимость реализации и федеральной и региональных «дорожных карт», и планов мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», и Государственной программы развития образования, и федеральных и региональных целевых программ.
В этой ситуации образовательная организация оказывается под жестким прессингом методологии управления по результатам, особенно если эти результаты задаются извне, на уровне правительственных и региональных нормативных актов, которые чаще всего устанавливают эти требования в формате показателей не столько для самих образовательных учреждений, сколько для их учредителей на муниципальном и региональном уровнях (если речь идет о системе дошкольного, общего и дополнительного образования). Как поступать в этом случае образовательным организациям? Выгребать ли против течения, сопротивляясь внешнему вмешательству, плыть ли по течению, полностью отдавшись в буквальном смысле всем мыслимым и немыслимым проверкам? На эти вопросы и дает ответы книга Ханса де Брюйна.
В предисловии автор пишет: «Предположим, что в какой-то школе велик процент выпускников с высокими отметками. Этот показатель легко поддается измерению и подсчету, но что доказывают такие количественные показатели? Эффективно работает данная школа или нет? Она может быть расположена в благополучном районе, где проживают много интеллигентных, высокообразованных семей, в которых родители тщательно следят за успеваемостью своих детей в школе. Показатель эффективности окажется совсем иным, если в школе учится значительное число детей из неполных семей, которые начинают отставать в учебе практически с момента поступления в школу». Формулируя эту проблемную ситуацию, автор книги фактически определяет ту рамку, в которой идет рассмотрение методологии управления по результатам. Эту рамку в своем предисловии к русскому изданию книги д.э.н. профессор НИУ-ВШЭ Л.И. Якобсон называет контекстом. Он считает, что вся книга Ханса де Брюйна – это книга о контексте. И с этим трудно не согласиться. По сути, в этой книге отведено много места даже не тому, как надо управлять по результатам, а как этого не надо делать. При этом основную задачу сторонников подхода к управлению по результатам автор видит в недопущении компрометации этого подхода.
Что очень важно: в книге автор сразу формирует понятийную сферу, внутри которой и выстраивается вся методология управления по результатам, а именно: управление эффективностью государственной организации. С другой стороны, автор не просто не вуалирует, а, наоборот, всячески выносит на поверхность все противоречия и риски, связанные с описываемым подходом. И это важно прежде всего для тех, кто воспринимает управление по результатам как некую монолитную стратегию, которая может лежать в основании всех принимаемых управленческих решений, определяемых в качестве государственной политики.
Например, серьезной дилеммой в оценке эффективности деятельности чаще всего является вопрос оценивания процесса или результата. Ханс де Брюйн считает, что разделение процесса и результата в рамках оценки не представляется возможным в том случае, если речь идет об объективности и последствиях.
Вторым важным тезисом, нашедшим отражение в книге, является признание того, что использование количественной оценки эффективности невозможно без синтеза с качественным анализом на основании учета различных контекстов. В этом случае управление по результатам будет опираться на широкую информационную базу, формировать правильный подход к отчетности той или иной организации, давая в средне- и долгосрочной перспективе устойчивый положительный эффект для принимающих управленческие решения. Но, что еще важнее, это будет определять и стратегическое поведение самих образовательных организаций.
Вместе с тем в числе возможных препятствий и рисков автор видит снижение инновационного потенциала организаций, проявления их амбиций, а также усиление авторитарно-бюрократического стиля управления внутри самих организаций вследствие стремления к оптимизации деятельности, снижению рисков, достижению гарантированных результатов в рамках устойчивых моделей, минимизирующих инновации.
И это только малая часть дилемм, рассматриваемых в книге. Книга будет полезной для управленцев любого уровня, особенно для тех, кто сегодня находится в плену видимых эффектов методологии управления по результатам. Почему? Просто она дает возможность думать системно, принимая во внимание все плюсы и минусы и снимая ограничения, которые часто возникают вследствие некритического отношения к принимаемым решениям.
Л.И.Якобсон пишет в предисловии, что книга даст богатый материал и для сторонников, и для противников управления по результатам. И я с этим уже соглашусь, поскольку она провоцирует на внутреннюю дискуссию: где пределы такого подхода, какие иные подходы к управлению образовательными системами и организациями необходимо рассматривать сегодня, особенно если учесть, что управление по результатам с очевидностью не привело к качественным изменениям в образовании. Кроме того, мне становятся все более очевидными просчеты и риски, которые уже формируют совсем иное поле для управления как на уровне конкретного учреждения, так и на уровне образовательной системы страны в целом.
Сергей Заир-Бек

?

Log in

No account? Create an account