Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Школа должна готовиться к ребенку
eurekanext
Дашковская_ЖЖ
Закон принят, дискуссии продолжаются...
1 сентября вступил в силу новый Закон «Об образовании в РФ», подготовка и общественное обсуждение продолжались около трех лет. В документе предусмотрено использование модульных и дистанционных технологий, электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций. Фиксируются меры социальной поддержки учащихся, право на бесплатное обеспечение учебниками и учебной литературой. Закрепляется положение о том, что учительская зарплата не должна быть ниже средней по экономике региона. Родители получают статус полноправных участников образовательного процесса и возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательной организацией.
Депутаты Госдумы, которые выступали оппонентами закона в период его рассмотрения (это члены «Справедливой России» и КПРФ), продолжают критиковать целый ряд норм, называя их опасными. Например, из нового закона исчезло положение о том, что родительская плата за детский сад не должна составлять более 20% для обычной семьи и более 10% – для многодетной. Теперь все решает учредитель, а ему ничто не мешает устанавливать повышенные тарифы. Аналогичная ситуация – с платой за студенческие общежития. Если, согласно прежнему Закону «Об образовании», она не должна была превышать 5% от размера студенческой стипендии, то после снятия данного ограничения в новом законе плата за общежития превысила все разумные пределы. Проблема получила настолько большой резонанс, что о ней упомянул в своем Послании Федеральному собранию президент Путин. Он подчеркнул, что цены за студенческие общежития «не должны браться “с потолка”, а должны прямо зависеть от условий проживания и объема предоставляемых услуг». Глава государства поручил Минобрнауки и органам студенческого самоуправления «жестко контролировать эту ситуацию». А ректорам пригрозил, что в скором времени Минфин будет учитывать их доходы и «занижать соответствующие нормативы» финансирования.

Вузы с признаками неэффективности
В прошлом году мониторинг деятельности вузов наделал много шума: в список неэффективных попали ведущие вузы страны – такие как РГГУ, Архитектурный, Литературный им. Горького, МПГУ...
Министерство не оставило без внимания критику в свой адрес: в нынешнем году несколько изменились критерии оценки вузов (в частности, был добавлен показатель трудоустройства выпускников, стала учитываться специфика вуза).
13 декабря 2013 года в Министерстве образования и науки состоялось заседание Межведомственной комиссии, где были подведены итоги мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования.
В мониторинге в 2013 году приняли участие 934 государственных, негосударственных, муниципальных и региональных образовательных организации высшего образования и 1478 филиалов. Принято решение признать требующими оптимизации деятельности 45 вузов и филиалов; признать неэффективными и рекомендовать учредителям реорганизовать 373 вуза и филиала, в их числе семь государственных вузов, 57 филиалов государственных вузов, 125 негосударственных вузов, 184 филиала негосударственных вузов.

До средней по экономике дотянули не все
В знаменитых майских указах президента от 2012 года поставлена задача повышения заработной платы работников образования.
Во исполнение указов была разработана Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы.
Вот данные мониторинга Росстата по итогам девяти месяцев 2013 года (сведения за последний квартал станут известны не раньше февраля 2014 года).
Заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений в среднем по Российской Федерации составила 27,6 тыс. рублей, или 94,9% от средней заработной платы в целом по экономике Российской Федерации – при целевом показателе 100%.
При этом 49 субъектов РФ обеспечили доведение средней заработной платы учителей до средней по соответствующему региону или превысили этот показатель.
В 34 субъектах РФ уровень средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений не достиг целевого значения соотношения этого показателя с показателем средней заработной платы по экономике соответствующего региона, из них в 23 субъектах РФ отклонение от целевого значения находится в пределах 5 процентов.
В 2013 году выполнения целевых показателей повышения заработной платы по всем категориям педагогических работников (учителей, воспитателей ДОУ, преподавателей вузов, техникумов, работников дополнительного образования) удалось достичь только в двух субъектах РФ: в Чувашской Республике и Приморском крае, а в Тверской и Тюменской областях (кроме ХМАО и ЯНАО) – по всем значениям целевых показателей, кроме педагогических работников дополнительного образования детей.

О духовных скрепах и великом прошлом
В феврале 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям Владимир Путин выступил с инициативой создания «единых учебников истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого».
В апреле была организована рабочая группа: ее возглавил председатель Госдумы Сергей Нарышкин, сопредседателями стали министры Владимир Мединский и Дмитрий Ливанов, а научным руководителем – академик РАН, директор Института российской истории РАН Александр Чубарьян. Также в группу вошли ученые-историки, авторы учебных пособий, общественные деятели и учителя. Они подготовили основные документы и составили список спорных моментов в преподавании истории, запланировано издание методических рекомендаций по этим вопросам.
Предполагается уделить особое внимание истории двух войн – Отечественной 1812 года и Великой Отечественной – как примерам высокого проявления гражданственности и самопожертвования. Особый акцент будет сделан на истории культуры и религий России, прежде всего православия, а также истории повседневности.
1 ноября 2013 года на утверждение президенту РФ поступила базовая концепция единого учебника. После этого пройдет конкурс на создание единой линейки учебников истории.

Время собирать камни и писать стандарты
2013 год был отмечен бумом стандартизации. 18 октября приказом Минтруда России был впервые в нашей стране утвержден профессиональный стандарт педагогической деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Рабочую группу возглавил директор столичного Центра образования № 109, сопредседатель Общественного совета Евгений Ямбург.
В профстандарте предпринята попытка преодолеть технократический подход к оценке труда педагога и прописаны такие качества, как умение общаться с детьми, признавая их достоинство; умение защищать тех, кого в детском коллективе не принимают; готовность работать с детьми независимо от их способностей, психического и физического состояния здоровья и даже уважение к различным культурам и языкам учащихся других национальностей. Однако такие важные гуманные положения не получили должной поддержки со стороны педагогического сообщества.
Уже представлена на суд педагогической общественности концепция поддержки развития педагогического образования, составленная под руководством академика РАО, ректора МГППУ Виталия Рубцова.
Профстандарт педагогической деятельности планируется ввести не раньше 2015 года. С 2014 года предполагается начать процесс постепенной пилотной апробации в отдельных регионах по мере их готовности. Позитивный опыт апробации будет распространяться через систему повышения квалификации, методические документы и т.д. Это одна линия, а вторая – разработка профстандартов для педагогов-психологов, дефектологов, тьюторов и других специалистов, работающих в системе общего образования и организаций, реализующих программы общего образования (школы-интернаты, детские колонии, техникумы). Кроме того, возможна разработка профстандартов для учителей-предметников и для руководителей – директоров школы и завучей.

«Школа должна готовиться к ребенку, а не ребенок к школе»
Вторым важным событием стала разработка стандартов дошкольного образования, который был зарегистрирован в Минюсте 14 ноября 2013 года. И этот документ в истории российского образования тоже появился впервые. Согласно новому Закону «Об образовании в РФ», дошкольное образование является уровнем общего образования, это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.
До вступления нового закона в силу в дошкольных учреждениях действуют федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Принципиальное отличие стандарта от ФГТ заключается в том, что в нем устанавливаются еще и требования к результатам.
Данный факт сразу же породил слухи о том, что выпускникам детских садов придется сдавать дошкольный ЕГЭ. Ст. 64 Закона «Об образовании в РФ» запрещает итоговую аттестацию в детских садах. Как уточнила директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец, проверять и оценивать будут не детей, а образовательный процесс в ДОУ: условия, кадры и т. д.
В новом стандарте установлены требования не к результатам обучения в детском саду, а к результатам социализации детей. Предполагается, что у каждого ребенка будет свое портфолио или паспорт развития, призванный отразить его индивидуальные особенности, трудности и успехи.
По словам руководителя рабочей группы по созданию ФГОС дошкольного образования, директора Федерального института развития образования Александра Асмолова, «школа должна готовиться к ребенку, а не ребенок к школе». Сегодня система дошкольного воспитания деформирована влиянием школы, там давно уже произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой. И это совершенно неправильно с точки зрения возрастной психологии.

ЕГЭ: отменить нельзя усовершенствовать
Главная проблема этого года была сформулирована как утрата доверия к результатам ЕГЭ, поскольку они были добыты нечестным путем. По словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, в этом году было зафиксировано 1500 нарушений, связанных со сдачей ЕГЭ, что вдвое превышает показатели прошлого года.
Дело не ограничивается утечкой КИМов через соцсети. Недобросовестные организаторы используют всевозможные схемы. Например, эксперты, проверяющие часть С, завышают оценки проплаченным выпускникам, но не до максимальных 95–100 баллов, а до 85, чтобы снизить риск перепроверки на федеральном уровне. Одновременно занижаются оценки другим учащимся ради создания более или менее реальной статистической картины.
Также год от года растет количество желающих сдать ЕГЭ досрочно, поскольку на таких экзаменах ослаблен контроль.
В итоге те, кто сдает экзамены по правилам, оказываются в невыгодном положении и не попадают на бюджетные места в вузах. В связи с чем в Рособрнадзор, по свидетельству Сергея Кравцова, приходит много жалоб.
Кроме того, одна из причин подтасовок состоит в том, что эффективность деятельности губернаторов, образовательных организаций, педагогических работников оценивают по результатам ЕГЭ, что также повышает их «стоимость».
Статистика весьма красноречива. По данным Минобрнауки, средний балл ЕГЭ в целом по стране в 2013 году составил 67,8, что значительно выше показателя 2012 года (62,8). Очевидно, что эти успешные баллы свидетельствуют не об усердии выпускников, а о махинациях на фоне коррупции.
Так, перепроверка Рособрнадзором высокобалльных и стобалльных работ в 33 регионах выявила нарушения в 52% из них. Причем практически все они носили коррупционный характер. Например, завышалась оценка вопреки критериям; оценивалось несуществующее задание; игнорировалось дословное цитирование опубликованного источника (в том числе интернет-ресурса) или не замечалось совпадение текста решения (или эссе) с аналогичным текстом в другой работе. В результате были уволены несколько руководителей региональных органов управления образованием в Ставропольском крае, Республике Кабардино-Балкарии и ряде других территорий.
Предложения по совершенствованию ЕГЭ можно условно разделить на те, которые могут быть реализованы уже в следующем году, и на долгосрочные, которые удастся ввести не раньше 2015 года. К первой группе относятся меры по обеспечению информационной безопасности: установление металлоискателей; системы видеонаблюдения в каждом ППЭ, ужесточение ответственности соцсетей за публикацию КИМов; перекрестная проверка части С (когда ее выполняют эксперты из других регионов); публикация открытого банка заданий с максимальным количеством вариантов.
В ноябре уже началась публикация открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА на сайте Федерального института педагогических измерений. Наполнение будет происходить поэтапно. До конца марта 2014 года будет опубликовано более 45 тыс. заданий ЕГЭ, включая версии предстоящих экзаменов. Свыше 5 тыс. заданий ГИА-9 планируется опубликовать до конца января 2014 года. Материалы открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА будут находиться в свободном бесплатном доступе. При проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов в 2014 году экзаменационные варианты предполагается полностью собирать из заданий открытого банка. Планируется, что каждый регион будет самостоятельно формировать варианты ГИА.
Комплекты заданий ЕГЭ будут готовиться для каждого часового пояса отдельно, чтобы школьники с Дальнего Востока не выкладывали свои варианты, которыми могли бы воспользоваться ребята в Центральной России.
Специалисты настаивают также на увеличении числа общественных наблюдателей и на расширении их полномочий за счет предоставления им права присутствовать не только на экзамене, но и на этапе проверки части С. Со следующего года в регионы поедут федеральные общественные наблюдатели, которые получат аккредитацию в Рособрнадзоре.
Особый контроль будет установлен за ППЭ тех регионов, где процветает так называемый ЕГЭ-туризм (когда выпускники из одних регионов сдают экзамены в тех, где нарушаются все правила проведения итоговой аттестации).
В числе долгосрочных мер, которые могут быть реализованы не ранее 2015 года, – введение экзамена по информатике в компьютерной форме и устной части в итоговых испытаниях по иностранным языкам (апробация этих нововведений, по свидетельству Сергея Кравцова, успешно прошла в ряде регионов); разделение КИМов на базовый и профильный уровни; увеличение числа обязательных предметов для сдачи ЕГЭ с целью повышения их значимости; учет, помимо результатов ЕГЭ, портфолио ученика и среднего балла аттестата при поступлении в вуз.

Яблоко раздора
Большой резонанс вызвало предложение В. Путина о введении сочинения как формы итоговой аттестации по русскому языку и литературе, которое он высказал сначала в своем ежегодном Послании Федеральному собранию 12 декабря, а затем – на большой пресс-конференции 19 декабря.
«Несмотря на то что это инициатива президента, нам не надо поддаваться искушению вводить сочинение в этом учебном году. Это можно сделать не раньше 2015 года», – уверен Сергей Волков, член Общественного совета, учитель Центра образования «57-я школа».
Пока тема сочинения ставит перед профессионалами множество открытых вопросов: в какой форме будет проводиться данное испытание (защита индивидуального проекта, устный экзамен или классическое сочинение), после какого класса следует его вводить, какие изменения внести в школьную программу и т. д.
Большинство специалистов сходятся в одном: учащиеся не готовы к такому экзамену. Многие считают его просто излишним – по той причине, что часть С в КИМах по русскому языку предполагает написание достаточно серьезного эссе.
При Общественном совете Минобрнауки будут созданы две рабочие группы, которые обдумают механизм введения сочинения. В апреле они сформулируют свои выводы министерству. Так что выпускникам-2014 волноваться не стоит. Они будут сдавать экзамены только в форме ЕГЭ так, как и было объявлено в сентябре.

Будущее – за независимой оценкой качества образования
Примечательно, что в процессе длительных дискуссий о совершенствовании ЕГЭ специалисты пришли к выводу о том, что ужесточение мер административной и уголовной ответственности в отношении нарушителей или расширение полномочий общественных наблюдателей не решит полностью проблемы злоупотреблений во время итоговой аттестации.
Выход – в создании независимой системы оценки качества образования, альтернативной и дополняющей ЕГЭ целым комплексом достоверных показателей (например, социализации детей).
«Я убежден, что ЕГЭ в его нынешнем виде существовать не будет. Перспектива – за независимой оценкой качества образования», – говорит руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.
«Нам нужны ассоциации активных и заинтересованных экспертов, позитивное лобби, способное обсуждать с родителями проблематику ЕГЭ, объяснять им смысл этой процедуры», – считает академик РАН и РАО, ректор МПГУ Алексей Семенов.
Гораздо шире представляет задачи независимых экспертных организаций член Общественной палаты РФ, президент образовательного холдинга «Наследник» Любовь Духанина. По ее мнению, прежде всего это могут быть независимые профессиональные центры тестирования, действующие круглогодично и дающие детям возможность неоднократно проверять свои знания в период обучения.
«При этом важно, чтобы независимая оценка давала не только некий срез знаний на текущий момент, но и стратегию развития ребенка в школе и в семье. Оценивание должно носить формирующий характер», – считает Любовь Духанина.
Выступая на заседании общественного совета Минобрнауки 17 декабря, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов пообещал, что в 2014 году «один-два таких центра будут открыты, и мы посмотрим, как это будет работать».
Возможно, независимые центры тестирования со временем вытеснят ППЭ – по крайней мере в части сдачи экзаменов по выбору. Благодаря им ученики получат возможность сдавать экзамены несколько раз, с тем чтобы впоследствии представить в вуз наилучший результат.

Кадровые перестановки года
В этом году произошли заметные кадровые перестановки в системе образования.
Сергей Кравцов был назначен на должность руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Соответствующее распоряжение подписал 9 августа премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
На этом посту Кравцов сменил Ивана Муравьева, который ранее был отправлен в отставку. Решение было принято в связи с неудовлетворительной работой ведомства, точнее – в связи с провалом кампании по проведению ЕГЭ в 2013 году. До этого Сергей Кравцов возглавлял департамент управления программами и конкурсными процедурами Минобрнауки.
Президентом РАО была избрана Людмила Вербицкая, сменив на этом посту Николая Никандрова, который руководил академией с 1997 года. Приказ о ее назначении был утвержден правительством Российской Федерации 11 ноября 2013 года.
Алексей Семенов, бывший ректор Московского института открытого образования, возглавил Московский государственный педагогический университет – старейший храм науки, за последние годы накопивший груз проблем и в прошлом году попавший по результатам мониторинга Минобрнауки в список вузов, имеющих «признаки неэффективности».
Бывший первый заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко был назначен,а затем и избран ректором Московского городского педагогического университета.
Бывший заместитель руководителя столичного Департамента образования Вениамин Каганов вступил в должность заместителя министра образования и науки РФ. Ему поручили вести большой блок вопросов, в числе которых: международная деятельность, воспитание, дополнительное образование, спорт, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактика социального сиротства, выявление и устройство в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав.

Вот  и  завершился  еще  один  год,  который  был  непростым  для  системы  российского  образования. Он  выявил ряд противоречивых тенденций; от положительных до резко отрицательных. С  одной стороны, унификация учебников истории и очередная  попытка  переписать  "набело"  наше  великое  прошлое,  с  другой – разработка  весьма  прогрессивных стандартов дошкольного  образования  и  пристальное  внимание  к  этой  сфере  со  стороны  государства;  вступление  в  силу долгожданного Закона  "Об  образовании  в РФ"  и  первые  разочарования,  которые,  впрочем, предсказывали  оппоненты  еще  на  стадии  его разработки; рост  зарплаты учителей и преподавателей  вузов и отставание  от  плановых показателей зарплаты работников дополнительного  образования – той  сферы,  которая  сегодня оценивается  как  приоритетная;   провальная  кампания ЕГЭ – и предложенный  специалистами  комплекс  эффективных  мер  по  его  совершенствованию.
И все-таки накануне праздников не  стоит предаваться   пессимизму. А главное новогоднее пожелание состоит  в  том, чтобы в сферу образования пришли  как  можно  больше  молодых,  талантливых  и  неравнодушных  людей, готовых противостоять косности и  застою  и  осуществлять  самые  смелые  идеи и замыслы. И с ними связаны все надежды на лучшее.    
Ольга Дашковская

?

Log in

No account? Create an account