Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Как мы сели на шпагат
eurekanext
Карпов_ЖЖ

Иногда нужно остановиться и посмотреть на себя со стороны. Но жизнь организована так, чтобы не дать реализоваться этой спасительной возможности.

Система образования уже достаточно давно меняется, при этом общее настроение этих изменений непротиворечиво. Можно даже сказать, что мы с вами – участники очень длинной и последовательной образовательной реформы, которая осуществляется уже не меньше 10, а то и 25 лет. Достойный опыт, не хуже чем, например, в Финляндии, реформирование образования которой образцово, последовательно и неторопливо.
В этом реформировании уже привычны позиции сторонников и критиков. Первые, обобщенно, отстаивают принцип свободы школы, ее независимости от государства и как следствие – отсутствие явных обязательств государства перед школой, переложение этих обязательств на общество. Вторые, в целом, настаивают на принципе тотальной ответственности государства за все происходящее в школе, на полной подчиненности школьного дела государственным структурам и на приоритете образования с точки зрения финансовой политики в государственном бюджете. Сложился определенный симбиоз тех и других, и кажется, что исчезновение одной стороны сразу приведет к утрате другой: ведь они существуют как запутанные фотоны…
В новом году в этом симбиозе, на мой взгляд, произошла определенная эволюция. Позиции критиков окончательно встроились в государственную машину, и если раньше мы жили по ленинскому лозунгу – шаг вперед, два шага назад, – то теперь мы одновременно делаем и шаг вперед и шаг назад, все больше садясь на шпагат. Проиллюстрирую свою мысль конкретными примерами:

  • С одной стороны, вступление в силу нового и вполне прогрессивного Закона об образовании, с другой – почти реализованная в ряде регионов идея единой школьной формы, возвращение льгот при поступлении в вуз детям-сиротам, единая концепция преподавания истории в школе.

  • С одной стороны, разработка профессионального стандарта педагога – с другой стороны, попытка стандартизировать предметные учебные программы в школе на уровне Государственной думы.

И многое другое…
Как чувствует себя во время этого гимнастического упражнения – шпагата – школа? Да, собственно, как и положено. Немного повышенное давление, учащенное дыхание, напряженно-радостное выражение лица. В регионах школа осталась в основном советской. Например, в Краснодарском крае введение формы воспринято скорее как благо, а уж единые учебники вообще позволят ощутить себя в привычной колее. В столицах вольнодумства больше, и по этой причине дифференциация школ шире. Некоторые школы будут напирать на одни существующие нормы закона и подзаконных актов, остальные рьяно возьмутся за противоположные. И тем и другим будет чем заняться.
Единственное, чего, на мой взгляд, немного не хватает, – это возможности посмотреть на себя со стороны и, наконец, начать заниматься главным: образованием, детьми, собой.
Правда, есть определенная надежда на главный ресурс образования – настоящее чувство юмора. Приказ ректора МГПУ И.М. Реморенко студентам читать свой твиттер был на полном серьезе (и с возмущением!) воспринят всеми, кто к сфере образования имеет опосредованное отношение. И только те, кто занимается истинным педагогическим делом, увидели в этом сарказм и шутку. Может быть, потому, что в школе еще осталась истинная вера в чудо.
Например, в то, что Дед Мороз существует.
А разве нет?
Павел Карпов,
директор школы № 261, г. Москва


Бурятия: итоги образования
Дамдинов2_ЖЖ

Закончился очередной календарный год – непростой для педагогов, родителей и руководителей сферы образования. Чем он был знаменателен, что принесет в ближайшем и отдаленном будущем? Попытаемся подытожить.

В системе дошкольного образования в 2013 году в Бурятии экспертное сообщество обсуждало стандарты. Мы очень рады, что в качестве члена рабочей группы по разработке ФГОС от нашей республики принимала участие заведующая детским садом г. Улан-Удэ Анжела Невежина. Одним из важных условий реализации стандарта дошкольного образования является совершенствование кадрового потенциала. Из республиканского бюджета на эти цели были выделены субсидии местным бюджетам в объеме 387,2 млн руб., что позволило довести среднемесячную заработную плату в муниципальных дошкольных учреждениях до 22,4 тыс. руб.
За счет субсидии из федерального и республиканского бюджетов на модернизацию систем дошкольного образования в 2013 году дополнительно создано и оснащено около 4750 мест в детских садах. Финансовая поддержка семейных дошкольных групп и групп, организованных индивидуальными предпринимателями, осуществлена за счет средств республиканского бюджета.
В системе общего образования зарплата учителей доведена до средней по экономике региона в соответствии с майскими указами президента РФ. Внедрение федерального стандарта общего образования в Республике Бурятия выполняется в соответствии с установленным графиком. Доля обучающихся по новым ФГОС составляет 24,4% (около 28 тыс. чел.) от общей численности школьников в Бурятии. Все педагоги, работающие по новому стандарту, прошли повышение квалификации по вопросам ФГОС, но в этой части есть определенные проблемы, которые решает реорганизованный Бурятский республиканский институт образовательной политики под руководством нового ректора Г.Н. Фомицкой. Сегодня, в рамках Школы кадрового резерва, проведенной Институтом «Эврика», в автоматизированном режиме сформирован рейтинг работников института, наиболее успешным из них предлагаются руководящие должности в новой структуре института. Наши надежды по модернизации образования связаны в том числе и с этими кадровыми изменениями.
Продолжается апробация ФГОС в 4-х классах в 51 школе республики, а также в 5-х классах 16 учреждений, ставших республиканскими экспериментальными площадками в 2012–2013 учебном году.
Всероссийская олимпиада школьников в Республике Бурятия в 2013 году прошла по 21 общеобразовательному предмету и семи предметам национально-регионального компонента. Особых успехов наши школьники не показали. В 2014 году мы будем работать над созданием постоянно действующего Ресурсного центра по поиску и сопровождению талантливых детей.
В связи с принятием Закона «Об образовании в Республике Бурятия» особенно остро встал вопрос преподавания бурятского языка. В рамках общественного обсуждения подняты вопросы, связанные с повышением квалификации учителей бурятского языка, проведением экспертизы программ. Сегодня при Министерстве образования и науки республики работает ВНИК (Временный научно-исследовательский коллектив) по разработке и адаптации прогрессивной методики преподавания бурятского языка. Ведется работа по созданию республиканских стажировочных площадок и комплексов непрерывного образования со средой образования и воспитания на бурятском языке.
В рамках Единого государственного экзамена Бурятия получила почти по всем предметам позитивную динамику. Республика принимает участие в апробации механизмов независимой оценки качества образования на ступени основного общего образования более пяти лет. Роль государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов с использованием механизмов независимой оценки качества образования на сегодняшний день видится не только как контрольная процедура, но и как услуга, которая поможет ученику проектировать свое дальнейшее обучение и будет учитываться при формировании профильных классов.
Реализация в Республике Бурятия в 2013 году комплекса мер по модернизации общего образования оказалась очень эффективной. Проект позволил выполнить мероприятия по энергосбережению, капитальному ремонту и реконструкции в общеобразовательных учреждениях, приобрести для школ современное учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания, для школьных столовых, автотранспорт для подвоза детей в школы и учебники для 1–3-х классов.
В 2013 году был проведен республиканский конкурс «Умная школа Бурятии – 2013», который существенно продвинул нас в части внедрения электронной образовательной среды. Сегодня школы республики проводят занятия в режиме онлайн. Наибольших успехов в этой сфере добились школа № 47, гимназия № 14 г. Улан-Удэ, Баргханская школа Курумканского района.
Мы в очередной раз летом 2013 года провели юбилейный Байкальский образовательный форум, ключевой фигурой которого выступил учитель, а наиболее актуальным стал вопрос о внедрении эффективного контракта. Выездные экспедиции в районы республики помогли выявить интересный опыт образовательных организаций, определить точки роста в модернизационных процессах. Неслучайно конец 2013 года ознаменован утверждением профессионального педагогического стандарта, который несколько лет подряд обсуждался на дискуссионных площадках БОФа.
В 2014 году на форуме мы обсудим, насколько процессы модернизации обеспечивают пространство будущего для наших детей.
Наиболее важным достижением 2013 года является успешное участие республики в конкурсах на получение федеральных субсидий в региональный бюджет для реализации программ по социализации учащихся (19 млн руб.), по модернизации профессионального образования (200 млн руб.).
Хочется надеяться на успех во Всероссийском конкурсе по распространению модели государственно-общественного управления образованием, тем более что у нас в республике есть серьезный задел по данному направлению. Сегодня самыми активными участниками образовательной политики Бурятии являются Союз попечителей Республики Бурятия, Ассоциация общественных управляющих системы образования Бурятии и другие организации.
Алдар Дамдинов,
министр образования и науки Республики Бурятия

?

Log in

No account? Create an account